Найти тему
__your__way__

Республика Узбекистан. Бухара. 4-й день на Великом шелковом пути. Продолжение

После обеда распогодилось. Пыльно-песчаная буря улеглась. Бухара засияла яркими красками.

-2

Пришло время вспомнить «Повести о Ходже Насреддине» Леонида Васильевича Соловьева:

- однажды, всем известный фольклорный персонаж заметил множество возбужденных бухарцев на берегу хауза. «Когда он пробрался сквозь толпу и подъехал к самому краю большого, покрытого зеленоватой плесенью водоема, то увидал необычайное. В трех шагах от берега тонул человек. Он то выныривал, то опять погружался, пуская со дна большие пузыри». Ходжа узнал в тонущем ростовщика Джафара. Пока люди кричали: «Давай руку! Давай!»; Насреддин, сообразуясь с достатком и профессией вельможи, закричал: «На! Скорее возьми». Ростовщик надежно ухватился за протянутую руку и выбрался на сушу.

Говорят, эта история случилась возле Ляби-Хауза, самого большого (36 х 45 метров) водоема Бухары.

-3

Не случайно в 1979 году на берегу установили памятник Ходже Насреддину Афанди работы скульптора Якова Иосифовича Шапиро.

-4

Испокон веку здесь останавливались на отдых торговые караваны, идущие по Великому шелковому пути.

-5

Чайхана «Чинар» одна из самых старых в городе, а шелковица перед входом посажена в 1477 году.

-6

В XVI-XVII вв. вокруг пруда сложился гармоничный архитектурный ансамбль из нескольких зданий.

Медресе Кукельдаш (1569 г.) до сих пор является крупнейшим духовным учебным заведением Средней Азии.

Еще две монументальные постройки связаны с именем Надира Мухаммада, в начале XVII века занимавшего должность диван-беги - министра финансов Бухарского ханства. Человека такого же почитаемого, как Ходжа Насреддин.

Вместо медресе Надир Диван-беги планировал устроить фешенебельный караван-сарай, но из-за вмешательства правителя Имамкули-хана от этой идеи пришлось отказаться; хотя отделка портала, нарушившая каноны мусульманства, сохранилась.

-7

С появлением Медресе связана романтическая притча: решил Надир Мухаммад жениться. В подарок невесте он преподнес только неброские сережки. Девушка замуж вышла, но обиду затаила, поскольку знала - визирь сказочно богат и мог бы осыпать ее драгоценностями. Через несколько лет возле бухарского хауза торжественно открыли новое медресе, построенное на пожертвование Надира. Жена начала негодовать: «На дорогой свадебный подарок денег не нашлось, а на строительство появились!?». Муж ответил: «Дорогая, открой свою шкатулку». О, ужас. Одной серьги на месте не оказалось… Как выяснилось, средств, вырученных от продажи украшения, хватило на постройку мечети, медресе и ханаки. «Ты не оценила моего подарка, тогда оцени то, что досталось людям за счет этого подарка» — сказал мудрый министр финансов своей алчной жене.

-8

Ханака Надир Диван-беги (непохожа на скромный приют дервишей) красуется напротив медресе.

-9

Территорию между Ляби-Хаузом и средневековыми торговыми кварталами занимает археологический раскоп.

-10

Ученым удалось очистить от многовековых наслоений старейшее культовое сооружение — мечеть Магоки-Аттори («Мечеть в яме»). В эпоху зороастрийцев на этом месте находился Храм огня, вокруг него шумел Лунный базар. В IX веке исламисты разрушили древнее капище и построили мечеть. Магоки-Аттори несколько раз горела, ее восстанавливали по первоначальному плану. В результате землетрясения постройка ушла под землю почти на 300-лет. И вот, опять вернулась благодаря труду археологов. Хорошо сохранились основания стен, резной декор из ганча, южный портал с доисламским монохромным рисунком.

-11

В очереди на реставрацию Базарные бани (IX-XI вв). Прежде чем войти в город торговцы-караванщики обязаны были помыться, а также удалить всю растительность на теле. Свеженькими и гладкими они представали перед специальными окнами фейс-контроля, устроенными в воротах.

-12

Нам удалось заглянуть в одну из аутентичных действующих бань около купола Токи Тельпак Фурушон. Заведение для мужчин; клиентов не было и хозяин любезно разрешил посмотреть устройство хаммама.

-13

Итак, мы добрались до самого сердца Бухоро-и-Шариф («Священная и Благородная Бухара») - базара.

-14

В XVI веке к власти пришла династия Шейбанидов (1500-1601 гг.). Город получил статус столицы Бухарского ханства. С этого момента начался бурный расцвет науки, искусства, архитектуры, книгопечатания, ремесел, торговли.

Чтобы подчеркнуть значимость Бухары для Великого шелкового пути, построили специальные моллы («Таки») - купола крытых базаров. Их возвели на пересечении оживленных дорог.

-15

Внутри помпезного пространства с проемами на все стороны света располагались лавки и мастерские.

-16

Сохранилось 4 купола:

- Таки-саррафон — купол менял, средневековая валютная биржа. Здесь индусы и евреи обменивали и разменивали монеты стран, участвующих в торгово-денежных операциях с Бухарским ханством.

- Таки-Тельпак Фурушон — купол книготорговцев; позже к ним присоединились продавцы тюбетеек, тюрбанов, меховых шапок.

- Тим Абдулла-хана — купол ткачей; и сейчас здесь можно купить великолепный ковер ручной работы или шелковую ткань высочайшего качества.

- Таки Заргарон — купол ювелиров; самый северный, построен первым в 1569-1570 гг.

-17

Гуляя по городу, невозможно не заметить величественный минарет. Он называется Калян («Великий»).

Вариант № 1 до наших дней не сохранился. Джафар Наршахи в «Истории Бухары» (943 г.) отметил: «минарет был красиво сделан, но непрочен». Почти сразу по завершении строительства башня рухнула, повредив и находящуюся рядом мечеть.

Еще одну (удачную) попытку строительства предприняли в 1127 году. Заказчиком и спонсором выступил правитель Арслан-хан Мухаммад. Руководил работами зодчий Усто Бако. Он завещал похоронить себя не более, чем в 45 метрах от минарета, чтобы в случае обрушения обломки упали ему на голову. Желание архитектора исполнили.

-18

Конструкция высотой 47 метров стоит на фундаменте, уходящем на 10-15 метров в глубину; выглядит вполне надежно.

В феврале 1220 года к Бухаре подошло войско Золотой Орды.

-19

Гарнизон тюрок-наемников бесславно бежал. Горожане решили капитулировать.

«Надев шелковые и парчовые халаты, неся на серебряном подносе золотые ключи от одиннадцати ворот города, беки, имамы, улемы и купцы толпой вышли из ворот и направились к желтому шатру.

Знатнейший из стариков сказал:

- Древние стены нашего города так крепки и высоки, что взять их можно только после многолетней осады и крайних усилий. Поэтому, чтобы избавить население от кровопролития и не доставить излишних бедствий и потерь храброму войску великого падишаха Чингисхана, мы предлагаем сдать наш город без боя, если монгольский владыка даст слово, что пощадит покорившихся.

- Подождите! - сказал переводчик. Он не торопясь поехал к желтому шатру и, тоже не торопясь, вернулся к старикам, дрожавшим от страха.

- Слушайте, седобородые, что сказал великий каган: «Крепость и неприступность стен равна мужеству и силе их защитников. Если вы сдаетесь без боя, то приказываю открыть ворота и ждать».

Высокомерные знатные старики схватили себя за бороды и, покачав головой, посмотрели друг на друга. Со смущенным сердцем они вернулись в город, не предвидя, какие испытания теперь предстояли его жителям». /В. Г. Ян. «Чингисхан»/.

Конечно никого не пощадили… Убили или угнали в рабство почти всех жителей. Город разграбили и разрушили.

Однако, Калян устоял перед каганом. Когда Чингисхан подъехал к минарету, его конь споткнулся. Да так сильно, что с головы полководца слетел шлем… Пришлось «поклониться» бухарской святыне. Опять же — плохая примета. Придворные шаманы посоветовали оставить в покое гигантскую башню из жженого кирпича.

-20

Мечеть Калян (1514 г.) вторая по величине в Узбекистане после самаркандской Биби-Ханым одновременно вмещает 12 тыс. чел. Это главная соборная мечеть Бухары.

-21

Напротив - действующее медресе Мири Араб («Эмир Арабский»). В 1535 году Убайдулла-хан продал 3 тыс. пленных персов и кое-какие военные трофеи. Средств хватило на строительство духовного учебного заведения, посвященного его наставнику Абдулле Йеменскому.

-22

Минарет, мечеть и медресе образуют единый архитектурно-исторический комплекс Пои-Калян («Подножие великого»).

-23

Среди множества бухарских достопримечательностей особо выделяется медресе Чор-Минор («Четыре минарета») - считается одним из самых фотогеничных объектов, присутствует во всех туристических рекламных проспектах Узбекистана.

-24

Прогулка до Чор-Минор (~ 2 км от центра) сама по себе приключение.

Становится понятно, почему в XVIII-XIX вв. европейские путешественники считали Бухару самым закрытым городом Средней Азии.

Люди по сей день живут замкнутыми квартальными общинами. Махалля — хранилище национальных традиций.

-25

Интересно, как устроено пространство за глухими фасадами? Увы. Нет ни одного шанса подсмотреть.

Поразило полное отсутствие уличного освещения. Ночами здесь не ходят?

Некоторые старинные деревянные двери сохранили «мужские» и «женские» молоточки-звонки.

-26

Мечети… их много, почти все связаны с деятельностью почитаемых исламских мудрецов.

-27

Когда-то размер махалля определялся по голосу муэдзина: те дома, где был слышен призыв на молитву с минарета входили в одну общину.

Среди паутины узких улочек в 1806 году богатый туркменский купец Халиф Ниязкул-бек решил построить медресе имени себя. Вдохновил его увиденный в Индии Тадж-Махал

В 1950 году почти все здание разобрали на кирпичи. Уцелели только ворота с четырьмя псевдоминаретами.

По одной версии башни символизируют правящие династии Саманидов, Шейбанидов, Караханидов и Мангытов; по другой - равенство частей света.

-28

Таким образом, мы видим только малую часть бывшего медресе - входной портал.

На фоне традиционной узбекской архитектуры постройка выглядит нетипично. Возможно поэтому ее решили восстановить и сделать узнаваемой «визитной карточкой» Бухары.

-29

День 07 марта, перенасыщенный впечатлениями, подошел к концу.

-30

Накануне у меня был день рождения. Экскурсионная программа в Самарканде + вечерний переезд в Бухару не дали ни одного шанса на «отпраздновать». Отметить Международный женский день тоже хотелось.

-31

Получился чудесный компромисcный вариант — полуночные посиделки в уютном дворике гостеприимной «Биби-Ханым». Напитки местного производства оказались весьма недурны.

Спасибо за внимание!

Республика Узбекистан. Бухара. 4-й день на Великом шелковом пути. Начало

Республика Узбекистан. Самарканд. 3-й день на Великом шелковом пути. Начало

Республика Узбекистан. Самарканд. 3-й день на Великом шелковом пути. Продолжение

Республика Узбекистан. Самарканд. 2-ой день на Великом шелковом пути

Республика Узбекистан. Ташкент. 1-й день на Великом шелковом пути