Найти тему
Sputnik Грузия

"Красные линии" для Gen Z – о чем громко заявила грузинская молодежь

   © photo: Sputnik / Stringer
© photo: Sputnik / Stringer

Одной из неожиданных особенностей акций протеста против принятия "закона об иноагентах" стало активное участие в них больших масс молодежи и студентов. По мнению колумниста Sputnik, это первый вестник грядущих перемен в политической структуре страны

Вы слыхали о поколении Z, или, как его обозначают, Gen Z? Признаюсь, термин до недавнего дня оставался вне поля моего внимания. Когда после недавних акций протеста на Руставели мне пришлось искать его толкование в Интернете, стало ясно, почему. Наши пути с этими молодыми людьми, юношами и подростками, рожденными, как сказано, в 1997-2012 годы, не пересекались.

Естественно, не в буквальном смысле, поскольку среди них есть и наши дети, внуки. Но в целом "зеты" слишком глубоко погрузились в себя и ушли далеко вперед. В Википедии отмечено, что представители Z активно используют планшеты, VR- и 3D-реальность. Что ж, большинство из нас планшетами, в принципе, тоже владеет, но они так и остались чем-то привнесенным. "Зеты" же со всем этим родились.

Если большинство из нас воспитывали в том духе, что хороши и почетны все профессии, Gen Z отдают предпочтение исключительно занятиям, требующим высокого уровня подготовки и интеллекта. Их иногда называют еще "цифровыми людьми", поскольку они любят находиться в виртуальной среде, где ощущают себя как рыба в воде.

Одним словом, даже если мы физически встречались, общались, то все равно по существу обитали как бы в двух параллельных мирах.

И вдруг!..

Массовое появление "зетов" на акции протеста полностью сбило с толку политологов, экспертов, журналистов, политиков, не говоря уж о лидерах ведущих политических партий. Никто из них, поднаторевших на заговорах и провокациях, поначалу толком и не понял, что именно послужило катализатором для грузинской молодежи и вывело ее на проспект Руставели?!

Это уже само по себе примечательно. Ведь если отбросить привычные условности, все на самом деле обстояло понятно, просто и однозначно. В отличие от многочисленных надуманных предлогов для протеста, которые, как говорится, выели плешь нашей общественности, молодежь тонко уловила критическую грань. Она почувствовала, что власть, пользуясь индифферентностью разочарованных граждан, готова пойти в наступление и задействовать закон об иностранных агентах, тем самым цинично перейти неформально проложенную грузинской общественностью "красную линию".

"Направленный взрыв", или Зачем "Мечте" понадобилось пугать грузинскую общественность >>

Нашим зашоренным инерцией бесконечного противостояния политикам оказалось не по силам осознать, казалось бы, естественную гражданскую позицию. Они привыкли во всем выискивать личные или корпоративные интересы и с помощью испытанных приемов и методов ставить их себе на службу.

Националы подумали, что им в лице "зетов" привалило везение и теперь они смогут, наконец, "приватизировать" мощный общественный протест, повернув его в нужное им русло. Даже поспешили анонсировать свои дальнейшие "масштабные" действия. Не на шутку напуганные лидеры "Мечты" в срочном порядке отозвали злополучный законопроект и немедленно стали доказывать, что молодежь была введена в заблуждение "машиной лжи" и "пятой колонной".

"Пиар-афера века" – Кобахидзе рассказал о главной цели протестов в Тбилиси >>

Правда, вскоре стало понятно, что и те, и другие попали впросак. Протест молодых был единодушно поддержан грузинской общественностью, а они, похоже, так до конца ничего и не поняли. Лишь впустую продемонстрировали изощренный арсенал, который пускают в дело, когда хотят оказать воздействие на общественное мнение.

Впустую, потому что грузинские Gen Z полностью проигнорировали "Нацдвижение", не дав возможности радикальным силам воспользоваться собой. При этом не встали и на сторону "Мечты", поторопившейся объявить их жертвой "пятой колонны". То есть "зеты" вольно или невольно встали на позицию, предназначавшуюся долгожданной, но так и не оформившейся на грузинском политическом небосклоне "третьей силе".

Политологи давно сетуют, что в оппозиционном лагере никак не объявится новый харизматичный лидер, способный объединить все оппозиционные силы. Хотя, как справедливо заметил Вахтанг Дзабирадзе, может это и неплохо – еще неизвестно, что это может оказаться за лидер и куда он их поведет. Молодежи в этом смысле проще, поскольку авторитетов для нее не существует. Gen Z не проявляют склонности к идеологии, однако для них очень важны идеалы свободы. Они, как вообще присуще молодому поколению, плохо предсказуемы.

Агенты иностранного влияния и иностранная сила - что это такое?

Не исключено, конечно, что это для нас именно в силу иной шкалы ценностей и принципиально отличающегося мышления. Впрочем, как свидетельствует исторический опыт, правда всегда остается за молодыми, потому что именно они в конечном счете творят будущее – и свое, и наше с вами. Еще никому и никогда не удавалось одолеть молодежь.

Конечно, не обходится без чрезмерного азарта и перегибов. Потому для сбалансированного развития грузинского общества крайне важны солидарность старших, их умение вжиться в молодежную среду, осмыслить и принять ее интересы. Речь не о политических партиях, изначально дискредитировавших себя в глазах Gen Z. Существуют и иные формы общественных объединений.

Что дозволено Брюсселю, то не дозволено Тбилиси >>

Возможно, в Грузии поколение Z впервые сознательно выбралось за рамки традиционных ориентиров. Это был протест, носящий откровенно политический характер, и такое явление, пожалуй, надо рассматривать как принципиальный качественный сдвиг в мировоззрении. "Зеты" заявляют, что им претят любые партии и они не станут примыкать к их молодежным крыльям. Однако власть отныне будет вынуждена с ними считаться, увидев, что в решающие моменты они готовы выходить из сферы виртуальных фантазий в реальный мир. Скажем, придут голосовать к избирательным урнам.

Их трудно обмануть. И им бессмысленно грозить компроматом, которого в силу возраста, воспитания и специфических интересов у них попросту нет. При этом Gen Z представляют собой достаточно многочисленный слой, активизация которого непременно приведет к кардинальным изменениям в политическом спектре страны.

В принципе, и власть, и оппозиция не могут этого не понимать, потому что в противном случае разом рухнет вся выстраивавшаяся ими годами политическая пирамида. И катастрофой это, между прочим, станет не для общества, где к ним давно преобладает негативный настрой, а для них самих.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.