Найти тему

Как Женя Лукашин стал следователем, а зять Аркадия Райкина - контрабандистом: разбираем "Гонки по вертикали"

Детективные фильмы по определению не могут быть стопроцентно достоверными - это слишком скучно. А уж любимые советские актеры на экране порой и вовсе заставляют забыть о логике происходящего.

Трёхсерийный детектив "Гонки по вертикали" режиссёра Александра Муратова - один из лучших представителей этого жанра, снятых на киностудии имени Довженко, хотя над фильмом работало и не очень много киевлян. Сценарий написан братьями Вайнерами, музыку к фильму сочинил гениальный молдавский композитор Евгений Дога, почти все основные роли играют артисты московские, да и съёмки проходили в Москве. В этом фильме мы снова наблюдаем дуэт Андрея Мягкова и Валентина Гафта, который зрители оценили двумя годами ранее в комедии Эльдара Рязанова "Гараж". Только на этот раз Гафт стал жуликом по кличке Батон, а Мягков - следователем Стасом Тихоновым, одним из самых любимых персонажей братьев Вайнеров.

Андрей Мягков в фильме "Гонки по вертикали", 1982
Андрей Мягков в фильме "Гонки по вертикали", 1982

В вышедшем за два года до этого крепком детективе "Город принял" бандитская пуля досталась другу Тихонова, которого играл Александр Пороховщиков, а в этом фильме её словил сам Стас, да ещё и вроде бы от безобидного поездного жулика. Картина рассказывает о противостоянии рецидивиста Дедушкина, занимающегося кражами в поездах, и следователя МУРа Тихонова, который однажды уже ловил этого ворюгу и сажал его на пять лет, а теперь задержал снова, чтобы доказать, что "воровать нехорошо", и что "войлочные тапочки" ему заводить рано. Параллельно в фильме расследуется история обнаруженного при Батоне Ордена Андрея Первозванного, которая выводит на иностранного контрабандиста, вывозящего из Советского Союза ценности. Впрочем, сюжет этого фильма многие знают хорошо, картину неоднократно повторяли. На первый взгляд, всё происходящее в сериале выглядит логичным и правдоподобным. И всё-таки здесь есть странности. Хотя, может быть, они надуманные? Давайте разберемся...

Андрей Мягков, Ираида Строумова и Александр Валькович в фильме "Гонки по вертикали", 1982
Андрей Мягков, Ираида Строумова и Александр Валькович в фильме "Гонки по вертикали", 1982

Странный орден
Начинается фильм допросом задержанного с чужим чемоданом майданника или поездного вора Алексея Дедушкина. И здесь мы сразу сталкиваемся с нарушением УПК, поскольку видим ночной допрос. Ведь когда он заканчивается, мы узнаём, что на часах 11 вечера. Между тем допрос подследственных в период с 10 вечера до 6 утра запрещён, так как считается ночным и расценивается, как форма психологического давления в виде лишения сна. Можно было бы предположить, что Дедушкина только что задержали, поэтому и производится этот предварительный допрос, однако позднее мы узнаём, что взял его помощник Тихонова "около пяти" (вероятно, бегал на вокзал дежурить или случайно встретил на улице). Следовательно, разговор идёт уже очень долго. Но когда мы к нему подключаемся, то слышим вопросы, которые логичны в самом начале разговора: откуда у вас чужой чемодан, откуда у вас чужой орден и так далее. О чём они до этого беседовали - остаётся только догадываться.

Валерий Дуров в фильме "Гонки по вертикали", 1982
Валерий Дуров в фильме "Гонки по вертикали", 1982

Обнаруженный орден вначале называется "болгарским", и нам ни разу не объяснили почему. Возможно, это странное предположение как-то объясняется в книге, но зрители не обязаны читать книги, чтобы понимать то, что происходит в фильме. Оба работника милиции постоянно говорят о том, что орден болгарский, и что Батон встретил "болгарина". На следующий день вся эта болгарская линия куда-то бесследно исчезает, Тихонов навещает музей и узнаёт, что это Орден Андрея Первозванного - высшая награда в Российской империи. Далее его переправляют в Государственный архив, где буквально через день он и получает данные на изначального хозяина ордена. Но каким образом в документах архива смогли обнаружить эту информацию, если, как справедливо говорится в фильме, на российских орденах никаких порядковых номеров не ставилось, а было только клеймо мастера? За всё время до 1917 года Орденом Андрея Первозванного награждено около 1 100 человек, откуда в архиве данные, что данный орден принадлежал именно тому самому генерал-барону фон Дицу? Причем одна часть ордена оказывается у Костелли, а вторая - почему-то у хирурга Обнорского. Вероятно, престарелый "Стархуня" Сытник устроил аукцион.

Андрей Мягков, Валентин Гафт и Николай Засухин в фильме "Гонки по вертикали", 1982
Андрей Мягков, Валентин Гафт и Николай Засухин в фильме "Гонки по вертикали", 1982

Странный следователь
Вскоре мы узнаём, что никакого заявления от потерпевшего нет, а значит, чемодан нельзя считать украденным. Раз нет заявления потерпевшего, нет и уголовного дела, следовательно, Дедушкина необходимо с извинениями отпустить, что и происходит. Но после этого Тихонов начинает долгие поиски хозяина ордена и прочих шмоток в чемодане. В рамках какого уголовного дела он проводит все эти дознания? Сейчас данный чемодан может считаться разве что находкой, он не является уликой, а старый орден - это не пистолет и не пакетик с наркотиками, чтобы стать причиной таких дознаний. Его же не стащили из государственного музея, а вполне законно купили у старушек. Нет никаких доказательств и того, что чемодан был украден, кроме личности самого Батона. Почему опытный следователь МУРа продолжает поиски хозяина чемодана? Он делает это по собственной инициативе? Но мы слышим, как его начальник, тот самый легендарный и постаревший Володя Шарапов (
Николай Засухин), говорит Тихонову и его молодому помощнику Савельеву (Владимир Сальников), что "я с вас шкуру спущу, если вы дадите догнивать этому делу на корню". Какому делу? О бесхозном чемодане? Это что - уровень Тихонова?

Андрей Мягков и Ирина Бразговка в фильме "Гонки по вертикали", 1982
Андрей Мягков и Ирина Бразговка в фильме "Гонки по вертикали", 1982

Более того, хотя обычный следователь МУРа ведёт, как правило, сразу несколько уголовных дел (иногда до 10 одновременно), и весь день его заполнен допросами свидетелей и подозреваемых, оформлением массы документов и отчетов, мы видим, что ни Тихонов, ни Савельев вообще ничем не занимаются, кроме долгих разговоров в кабинете, а также хождений по Москве и Подмосковью с целью обнаружения хозяина ордена и владельца чемодана. Савельев даже мается от безделья и просит своего шефа нагрузить его хоть какой-нибудь работой, на что Тихонов отдаёт мощное распоряжение на полдня: "Ускорь отправку телеграмм". Неужели у столь опытного следователя МУРа, каким является Станислав Тихонов, нет другой работы, кроме как выяснять происхождение чемодана, который даже не был официально украден? Все преступники повывелись? И ведь этот мастер по розыску потерявшихся владельцев чемоданов скоро займется поисками украденной скрипки Страдивари!

Виктор Мирошниченко в фильме "Гонки по вертикали", 1982
Виктор Мирошниченко в фильме "Гонки по вертикали", 1982

Помощник Тихонова от скуки проводит тотальную проверку пассажиров придуманного Вайнерами поезда "Дунай-экспресс", который якобы ходил в Стамбул. По какой-то причине он сразу отбрасывает болгар и румын, видимо, не способных в силу происхождения иметь такой хороший чемодан с иностранным фотоаппаратом, и останавливается на двух иностранцах, один из которых впоследствии и оказывается контрабандистом. Ради этих двух человек и запущен целый поезд, потому что никто кроме них в Стамбул не едет - все сходят раньше (если только не предположить, что туда набьется масса пассажиров где-нибудь в Румынии). Кстати, как только в деле появился бы иностранец, его немедленно забрали бы от Тихонова в КГБ. Аналогичную ошибку мы видим и в фильме "Ларец Марии Медичи".

Валентин Гафт и Галина Польских в фильме "Гонки по вертикали", 1982
Валентин Гафт и Галина Польских в фильме "Гонки по вертикали", 1982

Странный Батон
Алексей Дедушкин по кличке Батон - поездной вор-майданник, который ворует чемоданы. Его коллегу мы могли лицезреть в лирической комедии
Василия Шукшина "Печки-лавочки", где Георгий Бурков исполнил роль "железнодорожного конструктора с авиационным уклоном". Там вполне реалистично показано, как жулик свистнул первый приличный чемодан наугад, понятия не имея о том, что в нём находится. Но следователь Тихонов на допросе говорит о том, что свою жертву в поезде Батон выбирает заранее, очень тщательно и абы кого не грабит. Далее мы выясняем, что Дедушкин с ограбленным иностранцем ехал в одном купе международного вагона. Если тот самый Фаусто Костелли был отобран Батоном "заранее", каким образом жулик смог попасть к нему в купе? Вы не можете подойти к советской железнодорожной кассе и потребовать продать вам конкретное место в конкретном вагоне, да ещё и в конкретном купе (хотя откуда Батон знал, в каком купе поедет Костелли?). Продадут, в лучшем случае, то, что есть. Так что то, кто будет вашим попутчиком - всегда сюрприз. Можно, конечно, свистнуть чемодан из соседнего купе, но технически это крайне сложно.

Валентин Гафт в фильме "Гонки по вертикали", 1982
Валентин Гафт в фильме "Гонки по вертикали", 1982

По выходу из КПЗ Дедушкин впадает в депрессию, у которой несколько странных причин. Первая связана с тем, что все его знакомые по той или иной причине решили разом завязать со своей преступной деятельностью. Так что несчастному Батону теперь ни инструмента воровского добыть нельзя, ни украденного сбыть. Вторая причина депрессии заключается в том, что Батона "обложили". Теперь ему по какой-то причине нельзя заниматься привычным ремеслом, и он переквалифицируется в квартирного и магазинного вора. Кто обложил Батона, и с чего он это взял? Тихонов перекрыл для него все поезда? Если ты чувствуешь себя как загнанный зверь в Москве, где по твою душу роет носом землю настырный следователь, почему не можешь уехать в любой другой город Советского Союза. Например, в Ригу, Ташкент или Симферополь, где тебя знать никто не знает. Там нет никакого Тихонова и можно заниматься всем, чем тебе только захочется. Но Дедушкин отчаянно мечется именно по столице.

Валентин Гафт в фильме "Гонки по вертикали", 1982
Валентин Гафт в фильме "Гонки по вертикали", 1982

Обокрав магазин с меховыми шапками, и набив сумку невесть откуда появившимся там "шкурками соболя и песца", он почему-то идёт складировать это добро не в камеру хранения какого-нибудь вокзала, а в старый разваливающийся дом, где когда-то жила его знакомая скупщица краденого Агафья. Через некоторое время туда же является и Тихонов. Зачем он пришёл смотреть дом под снос, что собирался там найти, если хозяйка давно сидит, а её дочь живёт в другом месте? Сценаристам просто было нужно, чтобы нычку Батона обнаружили. Как только находят шкурки, сразу решают, что их украл Батон. Вероятно, он был единственным клиентом той самой скупщицы. К слову, а куда он обычно девал барахло из украденных чемоданов? Такое впечатление, что к скупщикам краденого Дедушкин обращается впервые за долгие годы.

Валентин Гафт в фильме "Гонки по вертикали", 1982
Валентин Гафт в фильме "Гонки по вертикали", 1982

По старой доброй традиции советских детективов в конце фильма "загнанный в угол" преступник рвётся в аэропорт, как будто это его единственная возможность покинуть город. Он не в состоянии нанять такси и уехать куда-нибудь в Тулу, сесть на электричку, воспользоваться междугородним автобусом или хотя бы уплыть на той самой ракете, на которой следователь Тихонов ходил с возлюбленной архивисткой (Ирина Бразговка) по реке к старушкам фон Диц в Зареченск. Нет, ему непременно нужно в аэропорт, где его легче всего задержать. Мы видим в Дедушкине загнанного зверя, но за весь фильм так и не успеваем понять, как же его загонял Тихонов своими сонными поисками хозяина ордена и романтическими свиданиями с Милой из архива.

Владимир Коваль в фильме "Гонки по вертикали", 1982
Владимир Коваль в фильме "Гонки по вертикали", 1982

Третья попытка Екатерины Райкиной
Роль Фаусто Костелли исполняет актёр Театра Вахтангова
Владимир Коваль. Это третий по счету муж актрисы того же театра Екатерины Райкиной, дочери знаменитого советского комика Аркадия Райкина. Её первым мужем был популярный артист Михаил Державин, вторым - еще более любимый в народе Юрий Яковлев, а Коваль оказался третьей и последний попыткой, также продлившейся всего несколько лет. Этот артист, увы, ныне забыт, хотя у него интересная судьба. Владимир Коваль - сын Первого секретаря Молдавской СССР Николая Коваля, то есть представитель самый что ни на есть "золотой молодёжи" Советского Союза. Отец не возражал, чтобы сын пошёл в артисты, однако просил Владимира остаться в Молдавии. Поговаривают, что если бы он так сделал, то стал бы ничуть не менее знаменитым в СССР, чем Михай Волонтир. Но Коваль отважно отправился на штурм Театра Вахтангова, где, к сожалению,, особых высот не достиг. После того, как жена его бросила, Владимир Николаевич жил один, много болел перед смертью. В кино он снимался мало, преимущественно в телеспектаклях, так что роль Фаусто Костелли, вероятно, является наиболее известной для зрителей.