В любом походе главное - люди! Если с человеческой составляющей экспедиции все в порядке, то и проблемы будут решаться, и задача выполняться. И наш "Ленский Поход" не исключение из правил...
В поддержку недавно вышедшего документального фильма о нашем путешествии по реке Лена от "нулевого" километра до Тикси. Точнее мыса Быковский и залива Неелова, хочу чуть-чуть показать жизнь за кадром фильма, ставшую теперь историей.
У нас очень скромный экипаж. Нет, мы все любим покомандовать и быть во главе беспорядка, но стоило мне только брать камеру в руки, так все становились такими паиньками или скромнягами, что читатель не поверит в тот факт, что все участники не просто "бродяги", а технические специалисты высокой квалификации, инженеры, разработчики и производители. В нашей банде лишь я был понимающим в технике гуманитарием, а все остальные - ответственные сотрудники и руководители завода СТО22-Бийск, известного своими качественными комплектующими для автомобилей УАЗ.
В путешествии на всех были возложены нетривиальные задачи, которые надо было исполнять быстро и четко. Олег Елясов, например, отвечал не только за электрику, но и за навигацию. Это только кажется, что по реке можно плыть без всякой навигации, а когда мы остались без 220В и ноутбук с картами накрылся, то почувствовали недостаток "знаний" о том, что у нас под килем. Так что на первой остановке побежали за запчастями для восстановления электроснабжения.
На катере вообще постоянно что-то происходило или мы находили, чем еще можно заняться. Я сейчас даже не вспомню, что делал Петр Мазуров с этой лампочкой. Я вообще не помню, как мы ее включали, но на фото в архиве Петр почему-то копается с этой лампочкой и выключателем. Петр, кстати, не просто инженер, а еще и изобретатель. Его именем, на минуточку, названо доступное устройство для ремонта автомобилей УАЗ, получивший название "Съемник Мазурова". А Хасан Карагужин здесь делает вид серьезного шкипера и даже не улыбается, но стоит только камеру опустить - совсем другой человек.
Кроме инженерии и техники Петр отличный КОК. Если бы не он, то ели бы мы полуфабрикаты и дошираки, а не блюда различной калорийности и питательной ценности. А вот картошку КОК не чистит... картошку идут чистить те, кому нечем заняться, а в обеденное время это Олег Елясов и я, но есть одно но... я типа фотограф! Поэтому отлыниваю...
Вахту стояли все, так как катер шел круглые сутки, делая остановки только на санитарный час и дозаправку. Здесь вот я позирую в роли шкипера, но по улыбке видно, что сделать умное лицо, как у Хасана, у меня не очень получается. Хорошо хоть бинокль держу правильно...
Бинокль, кстати, очень нужная вещь. Постоянно приходится разыскивать глазами навигационные знаки, чтобы идти в фарватере. Стоит чуть-чуть отойти в сторону, как здравствуй мели или камни. А если в это время другие члены экипажа спят, то налететь на камень или мель означает поднять их по полундре. Я так ночью всех поднял разок, налетев на буй, с которого якутские рыбаки свинтили лампочку. Буй был абсолютно не виден и привет... подъем... полундра... вроде не тонем, но это не точно.
А еще у нас было время пофилософствовать и даже немного заняться социофобическими практиками. Можно было убраться на нос или на кормовую палубу и уединиться с окружающей природой. Правда не всегда это получалось, потому что на корабле был фотограф...
Каждый раз, как только я брал в руки камеру и наводил на кого-то, Хасан говорил: "Ну что ты, Мишка, опять наши сонные морды снимаешь, вот смотри какая природа вокруг". В общем, половина съемок почти тайком, но иногда весь экипаж становился по команде "скажите чиииз".
Групповых фото у нас не очень много, но успели раз пять отметиться, начиная памятником перегону самолетов, полученных по Лендлизу, установленным в Киренске, заканчивая фоточкой с руководством Ленского Речного Пароходства. Так что мы не просто по речке болтались, но иногда и деловые встречи проводили и в гости ходили.
И снова я... себяшечка на фоне великолепной природы берегов Лены. Морда довольная, значит наш катер идет в штатном режиме и я могу глазеть по сторонам и делать фотографии и видео, вошедшее в фильм.
Видите... накаркал... Как и в любом путешествии мы постоянно косячили или у нас постоянно что-то происходило. Бывали даже накаленные споры и драки... но обходилось... Шучу, конечно же. Споры были, но быстро все утихало и быстро находилось решение проблемы.
Больших проблем, хвала Богам, нам удалось избежать. Ребята отлично подготовили катер и все, что нам пришлось ремонтировать и доделывать можно отнести к доработкам и мелким ремонтам: тут зеркало прикрутим, чтобы баржи видеть лучше, тот герметиком щель в окне заделаем, тут дизель завоздушили и в течение получаса он у нас чихал, пыхтел и глох. В общем, нормальные мужские забавы.
В свободное время мы читали. Главное, чтобы на фото книга была не вверх ногами. Хотя здесь Петр изучает лоцию, даденную нам в Усть-Куте хорошим знакомым, бывшим когда-то капитаном в этих местах. Лоция нам пригодилась не очень сильно, но пару раз была полезной книгой для информации и навигации.
Эту фотографию не стоило бы показывать. Тут весь наш серьезный поход приобретает вид курортного отдыха. Кому-то вообще пришлось перед женой держать ответ, где он был, если говорил, что на Север уходит, а на фото на море где-то загорает, чуть ли не в Египте.
Пришлось Хасана "отмазывать"... Нашли песчаную дюну, не могли не остановиться. Это честно не Египет, а Якутия. Даже пришлось сделать фотоподтверждение, а потом еще и видео записать, на фоне нового района Якутска.
В Якутске мы правда были! Об этом можно спросить у местного ГИМС, перед которым мы держали серьезный ответ, что катер наш не просто самоделка, а переделанный по всем стандартам, с рассчетом на ветер и штормовую волну, что прошел испытания и был допущен к эксплуатации. Поэтому наше знакомство с суровым якутским ГИМСом прошло на позитиве, и даже запилили совместную фоточку.
А потом последовала заслуженная передышка в Якутске. Мы гуляли по городу, ходили в бар, часть нашего экипажа отправилась даже в театр. Культурно отдыхали, так сказать, а заодно набирались сил, потому что впереди была не самая простая часть пути, а у нас произошли изменения в виде несостоявшейся замены членов экипажа в силу обстоятельств.
Рассматривались разные варианты: отменить мой вылет в Москву и СПб на переговоры, оказавшиеся, кстати, не очень продуктивными и лучше я бы остался на лодке; были даже мысли завербовать еще одного члена экипажа... Ой, я что, вслух это сказал!? 😂
Шучу, конечно же! Женщина на корабле - быть беде. Просто в прогулке по Якутску увидели модницу близ порта, ну и сделал фотографию на память. А на самом деле у нас был еще один член экипажа, которого вы не увидите на фотографиях... Это брат Хасана - Хамит Карагужит. Он должен был сбросить нас на "нулевом" километре реки, отогнать прицеп, потом перегнать УАЗ Патриот в Якутск и заменить меня на борту катера. Хамит умудрился сломать ногу и с гипсом был освобожден от службы на судне, но морально он был с нами, а мы с ним... Ну, как с ним, смеялись и по-дружески ругали его, что нельзя оставить одного на пару недель...
Кстати, я оставил прозапас еще немного фотографий из красивых мест нашего путешествия, поэтому предлагаю вам посмотреть фильм "Дойти до океана" (если вы еще этого не сделали), а потом покажу те самые фотографии в одном из следующих постов.