Превосходство в технологиях может дать решающее преимущество в войне, и таких случаев в истории немало. Иногда решающим фактором становилось новое оружие, которое враг не смог скопировать. А иногда всё решала тактика и тот, кто её разработал и применил впервые. За списком громких побед и оглушительных поражений в истории мировых войны, а также применений на поле боя новых тактик и видов оружия, забыты некоторые сражения, где пришлось вынуждено воспользоваться опытом давно минувших веков. Дочитайте статью до конца — вас ждёт кое-что особенное.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)
Волчьи стаи и предпосылки
Немецкие субмарины, отлично показавшие себя в начале войны, к 1944 году сталкивались с возрастающим количеством проблем, и к тому же рос опыт союзников в борьбе с подводным лодками. Были приняты на вооружения гидроакустические комплексы, специальные торпеды Фидо, которые за счет небольших Размеров подвешивали на самолёты, и всего одна такая торпеда могла отправить на дно субмарину. К тому же почти с самого начала войны союзники начали оттачивать тактику конвоев. Впрочем, в Кригсмарине тоже не сидели сложа руки — немецкий флот улучшал методы борьбы с противником. Модернизированные субмарины, системы автономности, позволявшие появиться на коммуникациях врага далеко от предполагаемых мест, и наконец, новое оружие.
Одним из первых применений немецкими подводниками торпед с магнитным взрывателем стал знаменитый рейд на Скапа-Флоу, когда одиночная подлодка проникла в главную базу британского Гранд Флита и потопила стоявший там дредноут. Эта атака стала оглушительным успехом немецких подводников, и была сильно «распиарена», но все было не столь гладко. Так, из почти десятка выпущенных торпед часть не сработала, и о причинах этого в Германии стали догадываться лишь спустя почти год. Дело в том, что массовые залегания железной руды под дном моря создавали магнитные аномалии, которые «сводили с ума» головки наведения торпед. Торпеды действовали следующим образом: они подныривали под корабль и взрывались там, что позволяло обойти противоторпедную защиту и нанести максимальный урон. Однако то, что отлично срабатывало на полигоне, в реальности оказалось не всегда столь эффективным.
Ещё одной тактикой, применяемой Германией к концу битвы за Атлантику, стали «волчьи стаи». Группы субмарин атаковали конвои разом и с нескольких сторон, отвлекая корабли охранения и вгрызаясь в тихоходные и беззащитные транспорты. Не все конвои можно было обеспечить соответствующим охранением, и какое-то время стаи работали, но к описываемому времени их эффективность заметно упала.
В феврале 1944 одна из таких волчьих стай, имевшая в составе восемь субмарин класса VII (самая крупная серийно произведенная подводная лодка за всю ВМВ), вышли из портов на Атлантическом побережье Франции и отправились в район Доггер-банки. Это место известно столкновением линейных крейсеров Германии и Англии ещё во время Первой мировой войны. Тогда этот бой окончился не в пользу Германии. На этот раз волчьей стаей командовал подводный ас Эрих Шульц, имевший за своей спиной уже два похода, в которых руководил атаками стай. Догер-банка — это мелководный район в Северном море. где должно было состояться рандеву всех лодок «стаи», после чего они, скоординировавшись, должны были скрытно следовать в обход Британских островов на линии коммуникации в Атлантике. Это была рутинная часть операции, но по уникальному стечению обстоятельств она вылилась в один из самых странных боёв этой войны.
Подготовка и начало операции
К началу 1944 года разведка Великобритании вскрыла код немецкой шифровальной машины «Энигма» и могла, хоть и не всегда и не полностью, но всё же читать сообщения Кригсмарине. Информация о месте рандеву и сбора волчьей стаи была известна, но часть с указанием точного времени не была взломана, и на перехват подводных лодок выдвинулись силы Гранд Флита. Доггер-банка находится в досягаемости прибрежных авиасоединений Германии, и решение отправить эсминцы было признанно слишком опасным. Ведь если бы англичане не угадали со временем сбора стаи, то первая же подошедшая к месту рандеву немецкая лодка сообщила бы о засаде и скоординировала бы атаку остальных субмарин, а также навела бы надводные корабли и прибрежную авиацию. Так что английским адмиралтейством было принято нестандартное решение — отправить на перехват свою группу субмарин. В спешке удалось собрать 6 подводных лодок, четыре из которых были класса S, уже зарекомендовавшего себя в битве за Атлантику. Кроме того, наличествовали и две лодки класса «Трешер», нового типа субмарин, лишь недавно вступивших в строй. Командованием этого соединения был назначен вице-адмирал Томас Юн. Несмотря на спешку, поход готовился в большой тайне, и судя по последующим событиям, стал для немецкой стороны неожиданностью.
В марте 1944 года лодки немецкой «волчьей стаи», под прикрытием ночи и плохой погоды, одна за другой стали выходить из баз для встречи в точке рандеву. Побережье Франции подвергалось налётам авиации союзников, и субмарины, чтобы не стать лёгкой целью, были вынуждены отправляться по одной, используя любые средства для сокрытия своего выхода. Встреча должна была состоятся 28 марта. Однако британские субмарины, пусть и собранные в спешке, но двигающиеся на максимально возможной скорости под водой, уже были там 25 числа. Везением для англичан стало то, что к этому моменту ни одна из немецких подлодок ещё не подошла к точке встречи. Юн приказал своим подлодкам занять позиции в заданном районе, и как можно меньше выдавать своё присутствие, дожидаясь условного сигнала. Он же, со своими флагманским «Трешером», периодически поднимался на поверхность, оглядывал окрестности, но в основном полагался на своих акустиков. Ожидание продлилось до утра 27 числа.
День Х
В этот день в 9:47 по местному времени один из акустиков английской подводной лодки типа R доложил, что слышит шум винтов. Капитан субмарины предположил, что это флагманский «Трешер» в очередной раз осматривается, однако это было не так — на точку рандеву прибыла первая немецкая подводная лодка. U-619, казавшись на месте, всплыла для перезарядка батарей, однако была замечена «Трешером» лишь спустя два часа. Увидев её, Юн приказал быть готовыми к бою, но условного сигнала не подал, считая, что не все немцы прибыли на место. Спустя ещё четыре часа ожидания к ним подошла U-683. К 15:01 Юн, наконец, решил не ждать, а потопить хорошо видимые им на поверхности субмарины, и уже после этого дожидаться остальных. Впоследствии это решение неоднократно критиковалось. Получив сигнал, британские субмарины начали стягиваться к месту сбора. «Трешер» Юна, оказавшись ближе всего, произвёл четырёхторпедный залп по отлично видимым немецким подлодкам. Однако к этому моменту произошло еще кое-что. Одна из английских лодок, двигаясь к месту сбора, столкнулась с третьей немецкой субмариной, двигавшейся в это же место. В результате столкновения британцы были вынуждены экстренно всплыть, а немецкая субмарина, получив повреждение рулей, ушла на глубину. На U-623 исправят повреждения лишь спустя почти сутки, уйдут на базу, но в противостоянии она не участвовала.
В это время лодки Юна атаковали хорошо видимые им немецкие субмарины. Именно в этот момент сыграло роль наличие в непосредственной близости больших залежей железной руды. Британские субмарины использовали новые торпеды с магнитным взрывателем, и они… не сработали! В общей сложности британцы выпустили примерно 12 торпед, и ни одна из них не достигла цели. В этот время на U-619 и U-683, наконец заметили, что их атакуют, и с одной из них, может быть, по ошибке в открытый эфир был передан сигнал SOS. Его-то и принял Эрих Шульц, который почти в это же время заметил всплывшую от тарана британскую подлодку. Он тоже атаковал её торпедами, но и в этот раз они не сработали. После трёхторпедного залпа он приказал всплывать и открыл по повреждённой лодке уже артиллерийский огонь. Спустя пятнадцати минут арт-огня он её потопил. В это время Юн с ещё одной своей подлодкой попытался подойти поближе, чтобы снизить вероятность промаха. Здесь и случилось самое загадочное в этом бою. По какой-то причине его лодка оказалась значительно ближе к немецким, чем задумывалось. Неизвестно, что послужило причиной, но он получил удар по своему «Трешеру», оказавшийся насколько неожиданным, настолько и фатальным. Субмарина Юна погибла почти мгновенно, а врезавшаяся в него U-683 экстренно всплыла, имея тяжелые повреждения, но всё же пока не собираясь тонуть.
На этом бой фактически завершился. U-683 продрейфовала на поверхности до наступления ночи, после чего часть повреждений всё же удалось исправить, и она отправилась своим ходом в базу. Шульц приказал подошедшим лодкам помочь терпящим бедствие, в том числе выловив из воды нескольких англичан, а после этого отказался от операции и развернулся на обратный курс. Оставшиеся британские подлодки, судя по записями в их журналах, несколько раз пытались издалека атаковать немцев торпедами, но они снова не сработали. Второй «Трешер» из группы британцев также тяжело пострадал — считается, что его зацепило обломками лодки Юна, однаКо он, как и немцы, опустившись на дно, сумел исправить повреждения и вернуться в базу.
Итогом этого странного боя стала гибель двух британских лодок и их командующего. У немцев, в свою очередь, две субмарины получили тяжёлые повреждения, причём одну из них посчитали погибшей, но ей удалось вернуться на базу. Интересным фактом стало то, что обе стороны не стали афишировать произошедшее. В Германии начались серьёзные поиски причин провала операции, а также смена ключей к шифровальным машинам. В Англии же, для которой операция закончилась оглушительным провалом, всю вину возложили на погибшего Юна. Таран, ставший на удивление эффективнейшим средством в этом бою, естественно, никогда не применялся на субмаринах специально, однако именно в этом столкновении оказал решающее значение.
Внимательные читатели, дойдя до финала статьи, наверняка возмущены: что за ерунду нам тут рассказывают? Конечно же, это первоапрельская шутка-розыгрыш! Хотя материал, как обычно, подготовлен нашими вдумчивыми редакторами, но над фотографиями поработала уже нейросеть.
Мы благодарим вас за интерес к нашим статьям и предлагаем проявить внимательность ещё раз. В нескольких последних статьях вы найдёте особенным образом отмеченные буквы. Соберите их по порядку, начиная с самой ранней статьи, и у вас получится 🎁бонус-код для «Мира кораблей».
👉Активировать его можно здесь: https://krbli.ru/3HWRNcB. Помните, что буквы должны быть введены латиницей.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK