Со времени вступления на престол Константина наступил новый период для Рима. Свободу вероисповедания уже внедрили в рамки римских законов и церковь с государством начали пользоваться услугами друг друга, составляя симфонию. О времени правления первого "христианского" императора и о его отношениях с "новоиспечённой" религией пойдёт речь в этой статье.
Содержание
1) Правление
2) Отношение с христианством
2.1) Вселенские соборы
3) Перенос столицы
4) Итоги
Правление
Константин продолжил политику Диоклетиана, усиливая режим домината. Его образ сиял золотыми доспехами и диадемой. Однако он немного отредактировал систему, заменив тетрархию цезарей и августов на принцип императора и префектов, являвшихся гражданскими администраторами. Армией теперь управляли 4 магистра войска - по 2 на пехоту и конницу, согласно разделению империи на столько же частей. Все они следили друг за другом и в случае подозрений не гнушались доносить на коллег.
Константин, наконец, нашёл и внедрил верное соотношение золота в монетах. Появились монеты солиды номиналом 1/72 от римского фунта. Был создан новый совет - консисториум, заменивший консилиум. На нём его члены стояли в присутствии императора, имевшего решающий голос. Имел место “священный дворец”, состоявший из выбранных правителем вельмож и его родственников. Многие важнейшие ведомства назывались именно таким прилагательным. Должности, которые отвечали за уход за личностью монарха оказались особенно почитаемыми. Такими были, например, начальник священного ложа.
Появилась ранговая система, состоящая из 6 звеньев (ранее их было 4). Лучшие 5 категорий принадлежали, в основном, сенаторам. Средние слои довольствовались низшей категорией в случае своего карьерного роста. Такими были:
1) Выдающиеся
2) Совершеннейшие
3) Светлейшие
4) Почтеннейшие
5) Сиятельные
6) Благороднейшие
В 332 г. Константин ввёл запрет на покидание колонами своей земли, так как земли, откуда бежали, разорялись и становилось сложно получить от них налоги. Сбегавших возвращали обратно и заставляли в наказание работать в колодках. Получалось фактическое крепостного право. Многие рабы становились зависимыми арендаторами. Учитывая рекрутинговую систему призыва в армию, так увеличивалось количество потенциальных солдат, в большей степени, варваров из числа военнопленных.
Такая модификация заметно варваризировала легионы. В связи с зарождением сословий воинская профессия тоже стала наследуемой, что сыграло свою роль при феодализме. Также усилились патронажно-клиентские связи, так как многие спасались от налогов и чиновничьего произвола и отдавали свою независимость в руки магнатов, отдавая им свои земли, которые бывшие хозяева получали уже в условное держание взамен на защиту. Все сословия также оказались закреплены и передавались по наследству. Куриалам, например, которых набирали из богачей и сыновей ветеранов не очень повезло. Уйти с этой должности они не могли, но обязаны были погашать недоимки в своей зоне ответственности на протяжении поколений.
Мобильные части армии разделились на обычную и дворцовую стражу. Преторианцы же были расформированы. Варвары теперь занимали основную долю в армии, число которой уменьшилось при том, что офицеры увеличились в количестве. Им же открылась дорога в высшие должности.
Отношение с христианством
Константин принялся активно укреплять христианство. Все антихристианские записи он безжалостно сжигал. И это при том, что он являлся великим понтификом исконно римской религии и отправлял соответствующие культы. Местные жрецы продолжали пользоваться своими привилегиями. Но теперь их догоняли христианские представители.
Римский мир (Pax Romana) стал сменяться христианским миром (Pax Christiana). Сама власть стала подобием небесной монархии, согласно которой император был высшим человеческим представителем от Бога, обязанный заботиться о своих подданных и выступать третейским судьёй в их спорах.
Вселенские соборы
Христианство претерпевало споры о том, есть ли в Иисусе человеческая сущность. Продолжались также распри, которые поднял ещё Донат, призывая перекрещивать тех, на кого нацелилась его анафема. В целом африканский регион был богат на бунтовщиков. Раскол идеи, на которую император опирался, был бы слишком опасен для него самого, и потому он предпочёл вникать в эту ситуацию и примирить все враждующие стороны. Однако, от своей позиции никто не спешил отказываться.
Тогда Константин собрал совет всех глав церкви для обсуждения и приведения всего этого к единой идее. Первые такие встречи состоялись в Риме, Карфагене и Арле. Перекрещивание запрещалось, а также снять с должности епископа теперь было очень непросто, так как его вину нужно было доказать. Все таинства, свершённые, таким подозреваемым имели силу. Однако же после этих собраний Доната и его церковь ждали плохие времена, так как всё имущество конфисковали. Другими раскольниками, с которыми император предпочёл бороться силой стали циркумцеллионы (бродячие вокруг), которые, в свою очередь, оказались радикалами и кроме аскетизма и сострадания к страждущим, также питали недовольства к богатеями и проявляли это погромами и убийствами.
Следующим местом встречи назначили Никомедию. Однако там произошло землетрясение, которое совместно с пожарами изрядно потрепало город. Потом наступило время Никеи, куда все, кто должен, пришли весной 325 г. Эти сборы впервые ознаменовали симфонию государственной власти и христианского руководства. Этот совет получил название Никейский Собор и стал первым из, так называемых, Вселенских Соборов, которые включали в себя представителей всех регионов. Его посетило от 220 до 318 епископов, в основном из восточных провинций.
На первом Никейском Соборе Константин осудил арианство, поняв настроение самых влиятельных церковных руководителей. Название этой ереси произошло от Ария, пресвитера из Александрии, ставшего одним из основных “раскольников”. Согласно его версии, Иисус был творением Бога и не существовал до рождения, потому что нет и не будет других богов, кроме самого Господа. И при этом же, Христос являлся, как бы, более низким уровнем божества, сотворённым Всевышним. Это не вязалось с идеей единства божественного и человеческого в мессии. Эту мысль он активно пропагандировал, создавая песни и сборники. Она стала довольно популярной, потому что простым людям её проще было постичь.
Против неё активно выступил епископ Афанасию. Однако, на этом Вселенском Соборе приняли пока ещё не окончательную концепцию триединства (единообразно это закрепится в V веке) и это скрепилось печатью самого Константина. Однако сам же он перед смертью был крещён именно священником из рядов арианства.
Там же оформили церковный календарь и церковную иерархию. Римские, Александрийские и Антиохийские епископы получили звание патриархов, а первые 2 - стали папами. Провинции возглавили архиепископы, города - епископы. Кроме арианства широко распространилось монофизитство (аполлинаризм), согласно которому в Иисусе лишь божественная суть и нет человеческой. Несторианство, напротив, утверждало в большей степени человеческую суть Христа, хоть и освящённую божественной благодатью. Западная церковь старалась не вступать в активные споры, пытаясь примирить стороны, чем зарабатывала авторитет. Уже в этот момент были видны разные направления в пути христианства Запада и Востока.
Арий скрылся в Палестине после решения Собора. Ударом для Константина наверняка стало то, что его дочь Констанция не приняла вселенский выбор и присоединилась к арианам. Хотя в этом не было ничего удивительного, ведь несмотря на её заступничество за мужа, Лициний, как и их десятилетний сын были убиты. Этот приказ освобождал императора от потенциальных и реальных конкурентов.
Перенос столицы
Важнейшим изменением было перенесение столицы на восток - в защищённый природой древнегреческий город Византий на пересечении морских и сухопутных торговых путей на Босфоре, который переименуют в Константинополь и осветят 11 мая 330 г. Застраивать его начали за 2 года до того. Одной причиной этого решения было то, что восток культурно и экономически выигрывал у запада, а также он меньше страдал от германцев. Ещё одной причиной стало то, что здесь проще было ввести христианство как официальную религию. Там изначально строили церкви, а не римские храмы.
Константин наладил поставки из Египта хлеба, который раздавали бесплатно 80 тыс. человек. Была сформирована должность проконсула Константинополя (с 359 года префект). Там стали обитать префект претория Востока, который занимал место главы гражданской администрации; магистр оффиций, отвечающий за дворец и дворцовые службы; квестор священного дворца, являющийся главным юристом; а также два комита финансов.
Многие памятники из Афин, Рима, Эфеса, Александрии и так далее - он перенёс в новую столицу, что, естественно вызывало недовольство граждан. Сенаторы и прочие “шишки” оказались вынуждены переехать вместе с семьями. Рим негодовал, ведь его статус упал гораздо ниже, чем был. Константинополь же быстро стал соответствовать своей роли из-за обширного строительства - форум, триумфальные арки, дворцы, ипподром - всё это теперь красовалось внутри города. Вместе с ипподромом туда перенеслось то, что объединяло любителей скачек в Риме - борьба партий. Появился константинопольский Сенат, подчиняющийся императору.
Итоги
Правление Константина окончательно закрепило многие вещи, которые были введены Диоклетианом. Среди того, что не сохранилось - тетрархия и отношение к христианам. Система домината оставалась в общих чертах одинаковой с этих пор и до падения Римской империи. Помимо этого правление этого императора стало важной вехой в истории, как время возвышения христианской церкви, после его властвования, чувствующей себя в высшей степени прекрасно. Многие из изменений, начатых им, будут иметь последствия в эпоху Средневековья и можно сказать, что истоки последнего наиболее сильно выражены именно во времена данного императора.
Как вы считаете, почему Константин, поступал именно так? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Спасибо за внимание!