Разъясняет правильное толкование данных терминов согласно Корану профессор, доктор теологических наук – Мехмет Окуян.
Я верю, что Коран — это, как некое послание (письмо) всему человечеству и каждому по отдельности от Всевышнего Аллаха. Всевышний отправил нам свое послание, и хочет, чтобы мы это прочли и вняли, поступали так как Он того, хочет и не поступали так как Он того не желает.
Главная цель ниспослания Корана человечеству – это, воспитание благочестивых (муттаки) людей.
Кто такие «муттаки» (благочестивые)?
Мы, часто ведем беседы используя определенные термины, в особенности, рассказывающие о религии (имамы, муллы), чтобы лишний раз покичится своим знанием, часто используют непонятные (народу) термины. В итоге, народ ничего НЕ понимает, а, он продает себя дорого, якобы, он много чего знает!
Зачем? В этом нет необходимости!
Термин «таква» проходит в аяте о посте, давайте прочтем аят.
Сура Бакара, 183
183. О верующие! Предписан вам пост так же, как он был предписан тем, кто жил до вас, чтобы вы были богобоязненными.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-Bakara/183
Комментарий от автора блога:
«чтобы вы были богобоязненными» - на самом деле, на Арабском там написано следующее «чтобы вы достигли таква (то есть, стали муттаки)».
В Турецких тафсирах, так и переводят «в надежде что вы достигнете таква», в Русском перевели как «богобоязненными», что вообще неверно.
Что же теперь?!
При переводе просто сказали «таква» и все, народ все равно же ничего не понял!
Так как, никто не понял смысла «таква». Теперь, каждая группа, каждый джамаат, каждое течение, каждый тарикат, каждый ... начинает наполнять смысл данного термина на свой лад, как они того хотят. Термин, сперва опустошают, и потом каждый наполняет его смыслом по-своему.
Что категорически неверно!
Термины Корана, это – не такие термины, которые мы имеем право осмысливать или заполнять! Мы (люди) НЕ имеем права определять смысл «имана» (веры), «ибадат» (поклонений), «ахляк» (нравственности)!!!
Все термины Корана – наполняет смыслом и определяет только Всевышний!
Только Аллах может определять во что мы должны верить, как мы должны поклоняться, что нравственно, а что нет, раб Божий – НЕ может определять это.
Если, кто-то другой (сотворенный) определяет ваши нравственные нормы, ваши поклонения, вашу веру, в этом случае, все ваши поклонения будут НЕ согласно Корану, и, вы уж меня извините, спрос с такой жизни на том свете будет очень трудный.
Я четко разграничиваю нормы «ахляка» и этические нормы! Четко разделяю!
Почему?
Потому что, у меня есть очень важная причина. «Ахляк» – это Арабское слов, корень этого слова происходит из слова «Хальк» (творить), это слово мы знаем и в Турецком языке используем. Хальк – означает сотворят, создавать. Ахляк – означает, некие правила (нормы) возникшие с сотворением. Поэтому, нормы «ахляка» определяет лишь только Халик (Создатель) – Всевышний Аллах.
Все эти слова однокоренные: Халик, хальк, хилькат, ахляк.
Поэтому, в одном из своих хадисов наш пророк (с.а.с) говорит: «я был послан, чтобы усовершенствовать ваши нравы (ахляк)».
Но кто обучает его этому ахляку?
Его обучает Коран, вахй (откровения), ниспосланные откровения обучают нашего пророка (с.а.с).
В Коране, о нашем пророке (с.а.с) говорится так:
Сура Калам, 4
4. Поистине, ты — человек превосходного нрава.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-kalyam/4
Поэтому, «ахляк» – это нормы, определенные Всевышним Аллахом.
Поэтому, что прожить благой жизнью, мы должны отдать на суд Корана нашу веру (иман), наши поклонения (ибадат) и наш ахляк (нормы). Коран, должен поставить точку и сказать нам соответствуем ли мы критериям Корана или нет?
Исходя из этого, смысловое значение терминов наполнять должны НЕ мы, а, Владелец – то есть, Всевышний Аллах!
Вернемся к нашей теме. В месяц Рамадан больше всего рассказывают о «таква», потому что, в аяте «о посте» говорится о «таква».
Сура Бакара, 183
183. О верующие! Предписан вам пост так же, как он был предписан тем, кто жил до вас, чтобы вы были богобоязненными.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-Bakara/183
Комментарий от автора блога:
«чтобы вы были богобоязненными» - на самом деле, на Арабском там написано следующее «чтобы вы достигли таква (то есть, стали муттаки)».
В Турецких тафсирах, так и переводят «в надежде что вы достигнете таква», в Русском перевели как «богобоязненными», что вообще неверно.
Что же такое «таква»?
В 183-ом аяте суры Бакара, «таква» преподносится нам, как причина для предписания обязательного поста в Рамадан.
Пост в Рамадан был предписан как фард и тем, кто жил до вас, теперь же предписан и вам, для того чтобы вы достигли «таква», чтобы вы стали «муттаки».
Хорошо, так кто же такие «муттаки»?
Всевышний Аллах, дает на это четкий ответ в Коране. В той же самой суре Бакара, шестью аятами ранее – нам дан четкий ответ.
Сура Бакара, 177
177. Благочестие не в том, чтобы вы поворачивали лица на восток и запад, а благочестие — в том, чтобы поверить в Аллаха, в Судный день, в ангелов, в Книгу, в пророков; чтобы раздавать имущество, любя его, родственникам, сиротам, беднякам, путникам, просящим (милостыню) и на (освобождение) рабов; чтобы (полноценно) совершать намаз, отдавать закят; чтобы выполнять обещания, если (что-то) обещал; чтобы быть терпеливым в бедности, в болезни и во время опасности. Вот они (описанные такими качествами) — правдивые, вот они — богобоязненные.
https://azan.ru/tafsir/al-Bakara/177
В данном аяте Всевышний Аллах, перечисляет качества «муттаки», то есть, все описанное и есть «таква». Как вы видите, Аллах четко нам разъясняет, Он наполняет смыслом.
«Муттаки» – это, такие люди, которые описаны вышеуказанным аятом, а, не так, как мы это предполагаем.
Обычно, что мы думаем?
У этого такая борода и он носит «исламскую одежду» наверняка, он «муттаки». Этот, молится денно-нощно, значит он «муттаки». Вот так-то разговаривающие, вот так-то живущие, вот так-то выглядящие, или читающие такие-то книги, или принадлежащие к такой-то группе и так далее… Каждый определяет какие-то свои критерии «таква».
Все это НЕПРАВИЛЬНО!
Если, весь мир будет считать вас «муттаки» (что вы достигли «таква»), однако, в глазах (условно говоря) Всевышнего вы таким не числитесь, тогда, грош цена этому.
Если, весь мир будет считать вас плохим и недостойным, но, в глазах (условно говоря) Аллаха, вы будете числится «муттаки» – вот это ценнее всего.
Господин Туркер Бей (обращение к ведущему программы)!
Когда, я веду разговоры о Коране, у меня есть свой подход. Это может показаться немного странным для вас или для других, тем не менее, я хочу это озвучить. Текст Корана на Арабском, но, значения и смысл на «Божественном»!
Что это означает?
Это означает что, все термины, приведенные в Коране, разъясняются в Коране, самим Всевышним Аллахом. По этой причине, мы говорим о «Коране» что это «слова Аллаха».
Какое словарное значение слова «муттаки»?
В словаре этому слову дано определение – «защищенный человек». Словарное значение слова «таква» – «быть защищенным».
Однако, вы посмотрите, как нам неверно переводят эти слова в переводах и тафсирах Корана!
Например,
Сура Аль Имран, 102
102. О верующие! Бойтесь Аллаха как должны Его бояться и умирайте только будучи мусульманами!
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/alyu-Imran/102
102. О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!
Перевод Э. Кулиева.
Ссылка: https://quran-online.ru/3:102
Слово «иттакулаха» которое означает «будьте муттаки в отношении Аллаха» нам переводят как: «Бойтесь Аллаха».
В смысловом значении термина (концепции) «таква» – вообще нет «страха» или «устрашения»!!!
В словарном значении этого слова, в корне этого слова НЕТ такого значения!
Аллах – «не страшный», в смысле того что, нельзя бояться самой сущности Всевышнего Аллаха. Бояться нужно наказаний Аллаха или Его гнева, но, не Его самого.
В народе постоянно говорят «страх перед Аллахом» «боязнь Аллаха», это, неправильное выражение. Конечно, если в силу особенностей языка люди так говорят, но, имеют ввиду «страх перед наказаниями от Аллаха» «страх перед гневом Аллаха», я не против этого.
Однако, когда термин «таква» переводят как «боязнь перед Аллахом», я против этого, здесь, извращается истинный смысл термина.
На самом деле словарное значение слова «таква» – «быть защищенным», но, посмотрим, как Всевышний Аллах нам описывает этот термин.
Кто же такие «муттаки»?
Сура Бакара, 177
177. Благочестие не в том, чтобы вы поворачивали лица на восток и запад, а благочестие — в том, чтобы поверить в Аллаха, в Судный день, в ангелов, в Книгу, в пророков; чтобы раздавать имущество, любя его, родственникам, сиротам, беднякам, путникам, просящим (милостыню) и на (освобождение) рабов; чтобы (полноценно) совершать намаз, отдавать закят; чтобы выполнять обещания, если (что-то) обещал; чтобы быть терпеливым в бедности, в болезни и во время опасности. Вот они (описанные такими качествами) — правдивые, вот они — богобоязненные.
https://azan.ru/tafsir/al-Bakara/177
«Благочестие не в том, чтобы вы поворачивали лица на восток и запад» – здесь, Всевышний Аллах нам говорит, что таква (благодетель) (благочестие) – НЕ во внешнем формализме!
Когда, мы молимся мы поворачиваемся в стороны Каабы, это наша внешняя кибла (направление), однако, чтобы наши молитвы были приняты, наши сердца также должны быть ориентированы на довольствие Аллаха (внутренняя кибла).
Если, ваше сердце не привязано к Аллаху, то какой смысл, в том, что, вы внешне сориентированы на Каабу?
Примечание от автора блога:
То есть, если вы отрастили бороду, носите джуббу, пользуетесь мисваком, сбриваете усы, носите тюбетейку и так далее, внешне вы выглядите «мусульманином», от этого вы НЕ станете «муттаки».
Тогда, в чем же настоящая благодетель (благое)?
Аят, нам сперва разъяснил чем НЕ является, а, потом объяснит нам чем является. Это аналогично свидетельству веры, когда мы произносим «Ля илаха иллялах» (Нет бога кроме, Аллаха), мы сперва говорим «нет бога», и затем уточняем «кроме Аллаха».
В этом аяте также, сперва нам разъяснили что благодетель (таква) – это, НЕ формализм (НЕ буквализм).
Итак, «муттаки», обладатель «таквы», это:
1) верующие в Аллаха (Таухид)
2) верующие в Судный день (ахират)
3) верующие в ангелов
4) верующие в Книгу (в записанное в «Ляухуль-Махфуз»)
5) верующие в пророков
Итак, мы видим здесь перечислены основы веры (имана). Всевышний нам говорит, сперва ты должен быть верующим.
Однако, опять-таки мы должны понимать, что здесь, речь идет об «имане», определенным и нагруженным смыслом согласно Корану!
Если, мы сейчас, выйдем на улице и начнем спрашивать у всех; «Что такое иман?»
Нам будут отвечать: «это вера, верить».
У концепции «иман» согласно Корану, есть четыре грани (измерения).
Да, первое измерение, это – Вера (верить).
Второе измерение, это – доверие (доверять).
Третье измерение, это – быть защищенным (быть умиротворенным).
Четвертое измерение, это – внушать доверие (другим)
У «имана» есть четыре такие грани, одна из них затрагивает веру, остальные три затрагивают грани «ахляк», это, доверять и внушать доверие. Вы должны доверять ценностям, в которые вы верите.
Вы верите в Коран? Значит, вы должны доверять Корану!
Вы верите в пророка (с.а.с)? Значит, вы должны ему доверять!
Веруете ли вы в Аллаха? Значит, вы должны доверять Аллаху!
Чтобы «иман» (вера) стала настоящей, мы должны трансформировать ее в доверие, где, мы доверяем ценностям, и сами внушаем доверие другим.
Здесь, в первую очередь, описан «иман», который сделает нас «муттаки» (благочестивыми). Более того, далее там перечислены во что мы должны верить.
Однако, жизнь состоит не только с одной веры (иман)!
Наша вера (иман) должны отражаться реальными поступками в нашей реальной жизни! То есть, жизнь — это не только пустые слова, мы должны подтверждать свои взгляды реальными делами.
Реальные поступки называются – «добрыми (благими) делами» («салих амал»). Благие дела, это такие хорошие поступки, которые мы совершаем веруя.
Только веры (имана) без действий (поступков) – недостаточно!
В Коране, Всевышний Аллах, подчеркивает это.
Сура Анкабут, 2
2. Неужели люди полагают, что их оставят без испытания только за то, что они сказали: «Мы уверовали»?
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-'nkabut/2
Всевышний задает риторический вопрос нам, «люди думают, что, сказав, что они уверовали, этого будет достаточно?».
Конечно же, люди будут подвергаться трудностям, испытаниям и фитнам (экзаменам)!
Кстати, слово «фитна», еще одно слово, которое неверно переводится и все имеют о нем неверное представление. Слово «фитна» означает «сложный экзамен». Слово «фитна» происходит с Арабского «фетене», которое, имеет словарное значение «расплавить руду, чтобы отделить полезные металлы от ненужного».
Вся наша жизнь экзамен для нас.
Коран нам говорит, что наши дети для нас фитна (испытание), наша богатство для нас фитна (испытание, экзамен).
Сура Анфаль, 28
28. Знайте, что ваше имущество и ваши дети — это искушение (которым Аллах испытывает вас) и что у Аллаха — великая награда.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-Anfal/28
28. И знайте (о, верующие), что ваши имущества и ваши дети (являются) испытанием (для вас) и (знайте) что у Аллаха (приготовлена) великая награда.
Перевод Абу Адель
Ссылка: https://quran-online.ru/8:28
«Фитна» – это, не обязательно что-то плохое и негативное. У слова «фитна» есть и другое значение, как некая смута, которая разрушает общество.
Вернемся к теме, Всевышний Аллах говорит, нам что, мы не будем оставлены в покое лишь только поверив. Он, непременно будет нас испытывать, подвергать экзаменам. Таким образом, путем испытаний, Аллах будет вычислять, кто искренен в своей вере, а, кто нет. В Коране во множестве аятах, Всевышний Аллах подчеркивает это, давайте, я приведу одни пример, из множества подобных.
Сура Мульк, 2
2. (Тот,) кто сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас (и увидеть), чьи поступки лучше. Он — Могущественный, Прощающий.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-mulk/2
Сура Инсан, 2
2. Мы создали человека из капли смешанного (семени). Мы испытываем его. И Мы сделали его слышащим и зрячим.
3. Мы направили его на верный путь, (предоставив выбор, стать) либо благодарным, либо неблагодарным.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-insan/2
Перевод Мехмета Окуяна (правильный перевод)
2. Мы создали человека из оплодотворенной яйцеклетки. Мы испытываем его. И Мы сделали его слышащим и зрячим.
Вернемся к теме, «фитна», это экзамен (испытания), это не что-то «негативное».
Не нужно негативно относится к богатству! Не нужно негативно относится к детям! Просто, нужно правильно к ним относится!
Только лишь вера (иман) без поступков – НЕ спасут человека!
Верующий должен доказать свою веру (иман) благими поступками. Нигде в Коране, нет ни единого упоминания, что человека спасет лишь только его вера (иман)!
Спасение всегда передается через две вещи: иман (веру) и благие поступки!
Что же такое «благие поступки» (салих амал)?
Это хорошие и благие поступки, сделанные с верой (иман). Эти две концепции взаимосвязаны и не могут быть отдалены друг от друга. Все слушатели наверняка знаю суру Аср, в этой суре, это подчеркнуто.
Сура Аср
1. Клянусь временем,
2. поистине, человек — в убытке,
3. кроме тех, которые уверовали, совершали благие поступки, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-asr
Что же тогда является «благими поступками»?
Прежде чем, ответить на данный вопрос, я хочу, кое-что разъяснить. Все хорошие поступки делятся на две группы.
Первую группу мы называем – «хасенат», это поступки, которые по большей части затрагивают индивидуума, касаются только его.
Например, вы молитесь 5 раз в день (читаете намаз) или совершаете хадж (паломничество), это ваше индивидуальное поклонение, и оно затрагивает лишь вас.
Вторую группу благих дел мы называем – «салихат», это благие поступки направленные на других.
Например, оплата закята, совершение жертвоприношения (часть туши нужно раздавать), садака (добровольные пожертвования) в пользу других. Также, действия, направленные на исправление плохого или неправильного поступка или на исправление неверных тенденций в обществе – тоже, называются «салихат».
То есть, благие поступки (салих амал), это – хорошие поступки направленные или в пользу третьих лиц.
В 177-аяте суры Бакара, Всевышний Аллах перечисляет благие поступки, давайте вернемся к этому аяту, вопрос имана – мы уже разобрали. Теперь, мы далее будем читать качества «муттаки» (благочестивых).
Сура Бакара, 177
177. Благочестие не в том, чтобы вы поворачивали лица на восток и запад, а благочестие — в том, чтобы поверить в Аллаха, в Судный день, в ангелов, в Книгу, в пророков; чтобы раздавать имущество, любя его, родственникам, сиротам, беднякам, путникам, просящим (милостыню) и на (освобождение) рабов; чтобы (полноценно) совершать намаз, отдавать закят; чтобы выполнять обещания, если (что-то) обещал; чтобы быть терпеливым в бедности, в болезни и во время опасности. Вот они (описанные такими качествами) — правдивые, вот они — богобоязненные.
https://azan.ru/tafsir/al-Bakara/177
Итак, «муттаки», обладатель «таквы», это:
1) верующие в Аллаха (Таухид)
2) верующие в Судный день (ахират)
3) верующие в ангелов
4) верующие в Книгу (в записанное в «Ляухуль-Махфуз»)
5) верующие в пророков
6) раздающие имущество любящим
У этой фразы, есть 5 различных смыслов. Эта фраза проходит в этом аяте, также в суре Инсан.
Кто они? Кому нужно раздавать?
a) родственники
b) сироты
c) бедняки
d) путники и просящие милостыню
e) рабам, которые хотят выкупить себя
То есть, верующий должен любить их, и тратить на них из своего имущества.
Второе значение этой фразы «отдавать им то, что любишь сам».
То есть, верующий должен отдавать самое лучшее из своего имущества.
Почему?
Потому что, в 92-ом аяте суры аль-Имран, Всевышний говорит нам:
Сура аль-Имран, 92
92. Вы не приобретете благочестие, пока не станете расходовать из того (имущества), что вы любите. Сколько бы вы ни потратили, Аллах знает об этом.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/alyu-Imran/92
Ах, если бы братья и сестры по вере прочли бы Коран, читали бы Коран, поверьте их жизнь изменилась бы! Как они собираются претворять предписания Ислама, НЕ читая и НЕ изучая Коран!
Аллах, четко описывает нам что мы должны раздавать из своего имущества.
Сура Бакара, 267
267. О верующие! Расходуйте из добытых вами благ и из того, что Мы взрастили для вас из земли! Не пытайтесь расходовать (на благие цели) дурное, чего бы вы сами не взяли, разве что с закрытыми глазами. И знайте, что Аллах — Тот, Кто ни в ком и ни в чем не нуждается, Достойный хвалы.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-Bakara/267
Хочу, кратко разъяснить здесь слово «энфику», в этом аяте переведенное как «расходуйте». Мусульмане, совершившие хадж, наверняка видели, что в Саудовской Аравии над тоннелями есть надпись «нефак», что означает «тоннель». «Нефакат» – тоннели, слово «инфак» происходит с этого слова, в корне которого значение «тоннель». Тоннель – дорожная конструкция, которая скрытно от всех переносит нас с одного места в другое. «Инфак» – это, путь для завоевания сердца бедного мусульманина его богатым собратом, скрытно от всех.
То есть, здесь Аллах говорит нам «расходуйте скрытно», без показухи, НЕ обижая чувства бедных. «Энфику» означает что вы должны расходовать свое имущество бедным, но, никто не должен знать об этом. Когда ты даешь кому-то, то, не должен вгонять берущего в стыд или в стресс. Верующий не должен давать с чувством превосходства.
Хорошо, мы должны расходовать скрытно, но, как и что?
Верующие должны расходовать на благое, то есть, отдавать – самое лучшее из того, что заработали (добыли). Верующие должны отдавать самые лучшие продукты из тех что взрастили (самые лучшие ягоды, фрукты).
Образно говоря, все что мы отдаем (расходуем на бедных) должно лучшего качества, высшего сорта, премиум качества.
Всевышний Аллах говорит нам:
«Не пытайтесь расходовать (на благие цели) дурное, чего бы вы сами не взяли, разве что с закрытыми глазами»
Резюмируя, здесь мы уже объяснили, что, раздавать и расходовать нужно самое лучшее из того, что мы имеем.
Вернемся к нашему аяту.
Сура Бакара, 177
177. Благочестие не в том, чтобы вы поворачивали лица на восток и запад, а благочестие — в том, чтобы поверить в Аллаха, в Судный день, в ангелов, в Книгу, в пророков; чтобы раздавать имущество, любя его, родственникам, сиротам, беднякам, путникам, просящим (милостыню) и на (освобождение) рабов; чтобы (полноценно) совершать намаз, отдавать закят; чтобы выполнять обещания, если (что-то) обещал; чтобы быть терпеливым в бедности, в болезни и во время опасности. Вот они (описанные такими качествами) — правдивые, вот они — богобоязненные.
https://azan.ru/tafsir/al-Bakara/177
Итак, «муттаки», обладатель «таквы», это:
1) верующие в Аллаха (Таухид);
2) верующие в Судный день (ахират);
3) верующие в ангелов;
4) верующие в Книгу (в записанное в «Ляухуль-Махфуз»);
5) верующие в пророков;
6) раздающие (свое самое лучшее) имущество искренне любя: родственникам, сиротам, беднякам, путникам, просящим милостыню и на освобождение рабов (на защиту человеческих прав);
7) совершающие намаз;
8) отдающие как положено закят;
9) выполняющие свои обещания;
10) терпеливые в нужде и бедности, во время болезни и во время опасности;
P.S. Данная статья, является текстовым изложениеv части телепередачи.
Название передачи: Что такое иман? Достаточно ли лишь только имана для спасения? Хронометраж: до 44 минуты.
Справка:
Профессор, доктор теологических наук Мехмет Окуян (Prof. Dr. Mehmet Okuyan).
Родился в 1965 году, в селе Чайкара, области Трабзон, Турция. Теологическое образование получил в Университет «Ondokuz Mayis», закончив факультет теологии в 1987 году. Начал свою научную карьеру в том же факультете данного университета в 1988 году по специализации – «Тафсир» (разъяснение и толкование Корана). Магистратуру защитил в 1990 году, а, докторскую степень в 1994 году. Доцентом стал в 2002 году, а, в 2008 году получил степень профессора. Знает Арабский и Английский языки, специализируется на тафсире Корана.
Не забывайте подписываться на канал!
Ваша подписка, будет вкладом на распространение настоящего Ислама, и вкладом на очищение Ислама от искажений и фальсификаций!
Возможно вам будут интересны следующие статьи
Статьи касающиеся женщин
Интересные статьи с ответами на вопросы