31 марта 1882 года родился писатель, литературный критик, переводчик, публицист, литературовед, лингвист и текстолог Корней Иванович Чуковский.
В прошлом году Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова отметил юбилей писателя выставкой «Полвека с Некрасовым», акцент в которой был сделан, прежде всего, на деятельности Чуковского-текстолога. К.И. Чуковский, как известно, посвятил долгие годы исследованию творчества поэта. Им была проделана колоссальная работа по восстановлению некрасовских текстов. Юрий Тынянов писал:
«Чуковский дал стране 15000 неизвестных стихов Некрасова. Он нашел и прокомментировал 35 печатных листов новых прозаических текстов. Эта колоссальная работа до сих пор недостаточно оценена профессиональными литературоведами».
Можно смело утверждать, что Корней Иванович Чуковский вернул читателям «настоящего Некрасова».
Выставка пользовалась успехом и привлекла немало поклонников творчества Корнея Чуковского. Но одна встреча была особенной. Летом 2022 года нас посетила семья Некрасовых: Андрей Александрович Некрасов с супругой Оксаной Васильевной, дочерью Екатериной и внуком Сашей.
Андрей Александрович – праправнук Федора Алексеевича Некрасова, брата Николая Алексеевича Некрасова. Встреча прошла очень тепло, Андрей Александрович и его дочь Екатерина Андреевна, поведали нам историю своего рода, привели немало интереснейших фактов.
В тот день Оксана Васильевна Некрасова сделала музею подарок – свою детскую фотографию, снятую в Переделкине, на которой она изображена рядом с Корнеем Ивановичем Чуковским.
История этого замечательного снимка такова: весной 1962 году шли приготовления к празднованию 80-летия К.И. Чуковского. В Переделкино приезжали сотрудники газет, журналов, телевидения, брали интервью, делали репортажи. Дача Чуковских соседствовала с дачей поэта Ильи Львовича Сельвинского.
«Тогда наша семья жила на даче в городке писателей в Переделкине под Москвой - дедушка Илья Львович Сельвинский, бабушка Берта Яковлевна, моя мама Цецилия Александровна Воскресенская (падчерица Сельвинского), мой папа и я (дочь Сельвинского - Татьяна Ильинична и ее муж в то время работали и жили в Москве, приезжали на дачу по выходным). Дача Чуковского находилась напротив нашей дачи по ул. Серафимовича. Возможно, это способствовало дружеским отношением нашей семьи с Чуковскими», - рассказывает Оксана Васильевна.
Цецилия Воскресенская работала в знаменитой детской библиотеке в Переделкине, созданной К.И. Чуковским на собственные средства и переданной в государственное управление, тогда она называлась Чоботовская детская библиотека Ульяновского отдела культуры в Переделкине. В 1959 году Чуковский предложил Цецилии Александровне организовать при библиотеке детскую художественную самодеятельность. В течение четырех лет Ц.А. Воскресенская работала библиотекарем и режиссером-постановщиком представлений.
«Через полчаса начало спектакля (у нас в лесу) «Ореховый прутик» - по мотивам румынских сказок. Все это устроила Цецилия Александровна Воскресенская, дочь жены Сельвинского – женщина феноменальной энергии. Она всполошила весь поселок, устроила декорации…вся детвора заворожена этим спектаклем» (из Дневника К. И. Чуковского 23 июля 1961 года).
К работе Цецилия Александровна подошла творчески и ответственно. Репетиции проходили ежедневно. Сестра Цецилии Воскресенской, Татьяна Ильинична Сельвинская, театральный художник, делала эскизы декораций к будущим спектаклям. Сцена располагалась в саду-лесу Чуковского. Приезжали и выступали такие высокие гости, как Аркадий Райкин, Рина Зеленая, Сергей Образцов, Лев Кассиль, Агния Барто, Сергей Михалков и многие другие. В Переделкине, в течение летнего сезона, ставились два больших представления: «Здравствуй, лето!» - в начале и «Прощай, лето» - в конце.
Из воспоминаний Цецилии Воскресенской:
«Нам нужны были кулисы. Сделали их из прутьев, которые вместе с детьми собирали в лесу. Из них сплели высокие изгороди, а потом обтянули их мешковиной. Декорациями служили деревья, сучья. Кусты, небо…»
Желающих участвовать было множество. Желающих посмотреть спектакль – и того больше:
«И шли бесконечные дети, сотни детей…И приезжали на автобусах из различных лагерей, детдомов, интернатов…Такого количества зрителей у меня больше никогда не было» (Ц.А. Воскресенская Мои воспоминания. М.2006)
При таком стечении детского народца и цена была очень «чуковская», в стиле неподражаемого чувства юмора писателя - «Вход – 10 шишек»! Ах, как должно быть, ярко горел костер в конце представления!
Конечно же, в спектаклях участвовала и маленькая дочка Цецилии Воскресенской, Оксана.
«Сейчас трудно себе представить, какую притягательную силу имела эта библиотека для детей, живших в соседних деревнях и поселках. Как радостно шли дети, неся в руках книжки! Кроме того, в помещении библиотеки можно было поиграть в игрушки, рассматривать книжки, выставленные на витринах, фотографии на стенах, поговорить с библиотекарем, да и весело пообщаться друг с другом. Еще более популярными были праздники: «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!», которые Чуковский устраивал у себя на участке. Там были подмостки, кулисы и ряды скамеек для зрителей. Приезжали артисты (я помню выступление маленького Кости Райкина), выступал и Чуковский, а завершался праздник огромным костром! Мы так и называли их - костры у Чуковского!» - вспоминает Оксана Васильевна.
Библиотека в Переделкине – любимое детище Корнея Чуковского. Каждый день, если был здоров, он приходил на репетиции детских спектаклей. Или заглядывал в окно, когда не было минутки зайти. «Библиотека доставляла большую радость Корнею Ивановичу, когда вот-таки «дышала», когда вокруг нее кипела ребячья жизнь», - писала Ц.А. Воскресенская. Она же вспоминала слова Корнея Ивановича: «Я хотел, чтобы библиотека обрастала детьми, а не только, чтобы они приходили для обмена книг. Я хотел, чтобы библиотека была для них культурным очагом, чтобы здесь они начали постигать искусство. Я не люблю детей, которых интересуют только машины. Это не творческие люди. Дети должны фантазировать, мечтать».
Оксана Васильевна Некрасова поясняет:
«На фотографии – юбилей Чуковского, его 80-летие. Спектакль был в помещении библиотеки. Я помню, что помещение было битком набито детьми, приехавшими на спектакль, и взрослыми – гостями Чуковского. Помню еще, что мама испекла необыкновенный торт, и Корней Иванович с детьми, участниками спектакля, пил чай после представления (Цецилия Александровна поставила ко дню рождения Чуковского спектакль «О чем рассказали волшебники» по пьесе В. Коростылева). В тот день в доме Чуковского снимали репортаж для телевидения. Помню, как от волнения, я никак не могла прочесть без запинки стих: это был «Робин-Бобин-Барабек». В свои 6 лет мне никак не удавалось справиться с волнением. И тогда Корней Иванович предложил, чтобы книжку положили передо мной».
Этот снимок впоследствии был опубликован в журнале «Советский цирк и эстрада».
Милый ребенок на фотографии – Оксана Васильевна Некрасова (Симоненко). Ныне – супруга Андрея Александровича Некрасова, праправнука Федора Алексеевича Некрасова. Вот так затейливо иногда переплетаются судьбы людей.
Текст подготовлен Юлией Викторовной Васильевой, хранителем экспозиции Мемориального музея- квартиры Н.А. Некрасова.