Как-то раз, после великопостного богослужения, ко мне походит алтарник с вопросом: «сегодня в Ветхозаветных чтениях говорилось о Премудрости Божией, кто она?»
«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:
«кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума»». (Притч. 9:1-6)
О ком речь? В основном, «Премудрость Божию (Софию)» понимают, как Иисуса Христа – второе Лицо Святой Троицы. Но были и другие варианты. В сей статье попробуем разобраться, кто такая «София – Премудрость Божия» и как сформировалось учение о ней.
С чего всё началось: греческая философия
Греческая философия говорит о некой «божественной мудрости, Софии», олицетворение которой выражается в богине Афине. Она – дочь верховного божества Зевса, родилась из его мысли и выступает как заступница рода человеческого.
Интересно, что позже, когда святые отцы будут утверждать, что Премудрость Божия – прообраз Богородицы, то черты Афины и Девы Марии будут весьма схожи.
Современный богослов Сергей Аверинцев, в книге «Слово Божие и слово человеческое» пишет:
«На вопрос, что такое «София»? – можно ответить: это Афина, дева и матерь, дочь и помощница верховного Отца, блюстительница благозаконных человеческих городов».
Ветхий Завет
В ветхозаветном контексте, образ «Премудрости» - это порождение Отца, некий «посредник» между Невидимым Богом и человеком. Ведь для древнего израильтянина, Бог был чем-то далеким и непонятным. Потому то Израиль куда охотнее поклонялся идолам, пусть и ложным, но более приземлённым образам Невидимого Бога.
Культура «Жизни» и культура «смерти»
В притчах Соломона говорится ещё об одной «даме», которая противопоставляется Премудрости – «чуждой жене». Если Премудрость выступает в притчах как жизнь согласно Воле Божией, то жена чужая – олицетворение беззакония, духовного блуда. Она пародия на Софию.
Вышеупомянутый Сергей Аверинцев, в той же книге пишет:
«В средние века говорили, что диавол – обезьяна Бога. «Чужая жена» - обезьяна Премудрости, и это самый важный из её признаков. Премудрость зовёт невежду, чтобы научить его добру; антагонистка делает то же самое, чтобы научить его преступлению». Похвала краденой воде и припрятанному хлебу отвечает возгласу Премудрости:
«Приидите, ешьте хлеб мой, и пейте вино, мною растворённое!». (Притч. 9:5)
То есть «Премудрость» и её пародия выступают как два пути: путь жизни и путь смерти.
Иисус Христос – премудрость Божия
Выше было сказано, что в классическом понимании, Премудрость Божия – это Иисус Христос. Объясняется это так:
В Книге Притчей Соломоновых сказано: «Премудрость создала Себе Дом и утвердила семь столпов». (Притч.9:1-2). В этих словах содержится указание на Христа, Сына Божьего, Который в посланиях апостольских именуется «Божиею Премудростью» (1Кор.1:30), а в слове «Дом» содержится указание на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился Сын Божий.
Также «хлеб и вино» растворённое Премудростью (Притч. 9:5) выступает как прообраз таинства Евхаристии, где под видом хлеба и вина верующим подаётся истинное Тело и Кровь Иисуса Христа.
Существуют и другие версии, кто такая «Премудрость Божия». С ней ассоциировали: Божию Матерь, Церковь, а на Руси – как само православное государство.
Подведение итогов
Итак, Премудрость Божия (София) в разные эпохи понималась по-своему. Греческие философы отождествляли её с Афиной, ветхозаветные богословы видели в ней «посредника» между Богом и человеком.
Автор притч Соломоновых противопоставляет Премудрость «жене развратной и глупой». Христианские богословы утверждают, что София – это Божественное Слово, Иисус Христос. Позже, они же сравнивают Премудрость с Богородицей, Церковью и православным государством.
Признаюсь, что, изучая тему «Софии – Премудрости Божией» у меня порой закипал мозг. Философы как всегда замудрили, а нам, простым смертным как понять высокие материи?
Помог мне в этом деле ныне покойный богослов Сергей Аверинцев. Издательство «Никея» недавно выпустило книгу «Слово Божие и слово человеческое. Римские речи». В ней собраны выступления автора, как раз на «Софийную» тему. Заказать ей можно на Ozon и Wildberries
Только осторожно, книга не для любителей легких рассказов, а для христиан, которые всей душой желают вникнуть в любимое ими учение.