Галл, здоровый, грамотный, умеет петь, 800 денариев.
Гласил текст на табличке, вивевшей на шее у одного из рабов, на невольничьем рынке в древнем Риме. 2-й век нашей эры.
Этот знак крайне типичен. Продавец кратко перечислил наиболее важные преимущества своего товара. Рассмотрим их одно за другим.
В немалой степени, ценность раба определялась его происхождением. Греки, египтяне и представители других цивилизованных по мнению римлян народов ценились дороже всего. Наименьшую стоимость имели дикари из Германии или Британии, которых считали дерзкими и склонными к мятежам, побегу и другим преступлениям, и потому их покупали неохотно. В данном случае раб был галлом, т.е. хоть и варваром, но романизированным.
На втором месте было здоровье. Катон Старший, в своих руководствах по хозяйству, рекомендовал избавляться от "старых быков, больного скота, больных овец, старых повозок, лома, старых рабов, больных рабов и всего, что не нужно". Больные рабы работают плохо и могут умереть в любой момент. Обычно рабов не лечили, потому что медицинские услуги были очень дорогими. Каждый покупатель тщательно оценивал состояние здоровья раба, которого он выбирал.
Затем упоминается о том, что раб был грамотен. Вероятно, этот конкретный раб не мог сам писать сложные тексты, иначе его цена была бы гораздо выше. Скорее всего, он мог только прочитать название товара на вывеске или ценнике. Но это было достаточно, чтобы, например, отправить его самостоятельно за покупками. Грамотность существенно повышала цену раба, поэтому продавцы обязательно указывали на это в списке достоинств.
Продавец упомянул, что данный раб умеет петь. Возможно, это не значит, что он является профессиональным певцом, но скорее всего, он имеет достаточный музыкальный слух и способен исполнить несколько песен. Такая способность раба повышает его ценность на рынке, поскольку он может использоваться в качестве развлечения на вечеринках и других мероприятиях. Несмотря на то, что он не обладает идеальным вокалом, наличие такого навыка у раба считалось важным достоинством, что отражается в его цене.
Цена на данного раба была не самой высокой, но и не низкой. Обычный молодой здоровый мужчина на древнеримском рабочем рынке продавался за 500 денариев. Умение читать и петь добавили к его стоимости 300 денариев. Тем не менее, судя по цене, этот раб был обычным рабочим и пригоден для сельскохозяйственных работ, но не являлся специалистом в какой-либо области ремесла. Рабы-специалисты, такие как кузнецы или виноградари, стоили гораздо дороже, начиная с двух тысяч денариев.
Однако раб, занятый ремесленной работой, не мог иметь высокую стоимость. Его покупали хозяева мастерских и ферм, которые были весьма экономны и не склонны переплачивать. Очень дорогие рабы интересовали другую категорию покупателей - богатых людей, готовых тратить любые деньги на роскошь, которой можно похвастаться перед своим окружением. Среди такой роскоши можно было встретить и ценных рабов.
Рабы-учители греческого языка, философии и риторики были роскошью для элиты. Они могли стоить десятки тысяч, но такая инвестиция в образование окупалась. Например, Цицерон отправил своего сына на обучение к лучшим учителям в Греции и платил 25 тысяч за каждый год учебы. Если патриций хотел дать образование своим сыновьям и купил четырех рабов-учителей по цене 10 тысяч денариев за каждого, то он потратил бы меньше, чем Цицерон за два года. При этом рабы-учители могли бы обучать нескольких детей, оставаясь при этом дома под присмотром родителей.
Большую ценность представляли рабы-артисты, чьи таланты были весьма востребованы: танцоры, певцы и музыканты. Например, юная флейтистка, которая не обладала неземной красотой, стоила 4 тысячи денариев. Но самыми ценными были красивые и талантливые рабы и рабыни, особенно экзотической внешности. Такие рабы покупались только самыми богатыми людьми Рима, обычно на аукционах, поэтому цена могла быть очень высокой. Начальная цена таких рабов порой составляла 25 тысяч денариев, а на аукционах их цена могла вырасти до сотен тысяч.