Найти тему
Сайт психологов b17.ru

«Убить Фрейда» - недооцененный фильм о психоанализе

Диковинное оригинальное название комедийного ретродетектива Хоакина Ористреля «Inconscientes» (в пер. с испанского «Бессознательные») по понятной причине было заменено российскими переводчиками на более звучное и привлекательное в маркетинговом смысле «Убить Фрейда». Это не спасло творение Ористреля от скорого забвения: попав в прокат в 2004г., фильм прошёл почти незамеченным критиками и номинациями, а сегодня его и вовсе не обсуждают. Однако, фильм определенно стоит посмотреть всем сочувствующим психоанализу и не только.

Ни в одном другом кинематографическом произведении замечания создателя психоанализа З.Фрейда, к слову, достаточно серьезного человека, не обыгрываются с такими юмором и иронией, порой переходящей в сарказм. Режиссёр демонстрирует нам истерических женщин во всей красе; как известно, именно они вдохновили Фрейда на «прочистку дымохода» путем простого предоставления им слова. Подавленное сексуальное желание, вытеснение, перверсия, расщепление субъекта в неврозе навязчивости и, разумеется, гипноз, изображаемый актерами, вызывают улыбку.

По ходу развития основного детективного сюжета каждый из главных героев меняется, открывая что-то новое в себе. Именно здесь замаскированная метафора Ористреля, знающего, вероятно, из личного опыта, что прохождение собственного анализа – тоже детектив, распутывание путеводной нити Ариадны, с целью где-то в лабиринтах бессознательного отыскать истину.

Почему же все-таки необходимо убить З.Фрейда, отца психоанализа? – Дело не только в его детище – Эдиповом комплексе. Сбежавший муж Леон с уверенностью параноика проясняет своё желание: «За несколько недель благодаря Фрейду я узнал правду: я мазохист, эксгибиционист, наркоман, извращенец, трансвестит; моя мать была шлюхой, мой тесть - мой отец, я обрюхатил собственную сестру, а величайшая любовь моей жизни - это мой старый университетский друг». Очевидно, перипетии в «случае Ноэль» обусловлены комедийным жанром фильма. Тем не менее истина субъекта, правда в отношении себя не всегда приятна и жизнеутверждающа. В этом отличие психоанализа от гороскопов.

Декорации и операторская работа передают своего рода очарование начала 20го века. Мир, ещё не погрязший в Первой мировой. Труды Фрейда все ещё в меру оптимистичны, по сюжету на дворе 1913-й, только что выходит в свет книга «Тотем и табу» об убийстве отца орды, запрете на инцест и сходстве современных неврозов с магическим мышлением дикарей. «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и «Недовольство культурой» (1930), критикующие природу человека, вводящие понятие «влечение к смерти» и концепцию садистской инстанции «Сверх-я» («Супер-эго»), формирующегося под воздействием современной цивилизации, будут написаны позднее.

Удивительно, но самая красивая цитата, отсылающая к лакановскому «несущетсвованию сексуальных отношений» и которую мы слышим уже в конце фильма - «Половой акт не может стать мостом через пропасть между двумя людьми, разве что на мгновение» принадлежит не З. Фрейду, а Э. Фромму.

Автор: Смирнов Артём Анатольевич
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru