Окончание, часть 2 (часть 1 по ссылке)
Акт III.
Вот и пришло время удивиться не понарошку. А то все экскурсы в историю да Hi-Tech.
Юродивый. На Руси юродивых жалеют, по-нашему то есть - любят.
Юродивый предстает в образе того же мальчика в госпитальном кресле-кровати, то бишь Федор Борисович?.. Вокал, правда, идет за сценой голосом другого певца.
Мальчики дразнят Юродивого, отнимают копеечку… Обижают то есть.
На сцене танцующие гуманоиды!.. Серые, маленькие: «Хлеба, хлеба! Христа ради хлеба!»
Это народ…
Совсем забыли авторы о «политкорректности»?
Хотя, в стране лихо – голод?.. И это сакральное: «художник так видит»?Однако, признаюсь, как-то не по себе от таких новаций. Не понравилось. «Меня упрекали во всем, окромя погоды» - почти по Бродскому.
Историческая справка. 1601 год. Из-за проливных дождей, непрекращающихся 10 недель подряд (!), в стране случился неурожай. В довершение из-за ранних заморозков погибли остатки посевов. Потом еще один такой похожий год. Голод. Голод страшный. Два длинных года… Люди ели лошадей, кошек и собак. Были случаи людоедства. Хаос. Грабеж на дорогах… Крестьянское восстание 1601-1603 гг.
Сегодня есть мнения, что такой климатический сдвиг стал результатом извержения вулкана в Перу (февраль 1600). Последствия и смена власти были повальным явлением в мире.
Царь Борис, стремясь помочь голодающим, не жалел средств: открыл царские зерновые закрома, раздавал казну обнищавшим.
И что же? На слух о «царской халяве» народ из глубинки бросил свои какие-никакие дворы и потянулся в Москву! Естественно, то, что еще было живо на полях этих бедолаг, тоже погибло.
Хлеб дорожал, «копеечки» девальвировались. Царских хлебных запасов не хватало на всех. Люди начинали думать, что все происходящее с ними - кара Божья, что царствование Бориса Годунова незаконно и греховно. Паникеры и кукловоды были всегда – уж они-то тут поработали: упало «зерно» на подготовленную горем почву. Так пошла смута по Руси.
***
Пошла смута по Рассеи.
…И поют теперь эти серые маленькие человечки на сцене: «Нельзя молиться за царя Ирода!» То есть слухами об «убиенном младенце» земля полнится. За морок кто-то ведь должен ответить.
«Горе, горе Руси!», - поют человечки.
Это точно.
Акт IV.
Опять «голландский» чернокафельный санузел. То есть, закулисье Боярской думы. Само-собой, все в деловых парадных костюмах. Документ какой-то сочиняют. Без энтузиазма, но с видимым сочувствием и пониманием к друг другу – скованные одной цепью.
Один (похоже, спикер) отделяется от группы, растирает кокаин (?) на белой раковине и по-киношному втягивает его в ноздри – это он будет читать придуманный текст в думе. Знать, трудно человеку эта роль дается?
Собственно, Боярская дума занимает места будто в современном кинозале. Никакой тебе пышности Грановитой палаты. Слух о Самозванце на границе дошел до всех. Спорят, что будут делать со злодеем: «Повесить! Сжечь!..» Не изловили ведь еще.
«… И Господа молить коленопреклоненно!» Это тоже дума.
Выход Василия Шуйского. Издалека аккуратненько намекает он на психическое нездоровье царя и слухи на улицах, в толпе. Приглашает авторитета - старца Пимена, тот поведывает собравшимся про чудесные исцеления на могилке царевича Димитрия в Угличе. Все впечатляются, сомневаются уже в государе, которому присягали.
Все мистическое – наше ВСЕ. А тут еще из уст молитвенника Пимена. Развязка близка, это понятно. Корона в опасности. Предательство бояр не заставит себя ждать.
Борис молит Бога о чадах своих.
Опять отцовские чувства превалируют у государя. Так нам говорят со сцены. Психологически очень точно и убедительно.
Однако, не любят у нас царей мягких, чадолюбивых. Опять конфликт интересов.
Близится конец Годунова. Он думает, его отравили… Отчаяние, боль, муки царя. Опять очень убедительно.
Борис призывает духовенство - желает принять монашеский сан перед смертью – обычай богатых московитов - уходить в иной мир в схиме.
«Я царь еще. Простите!..» Прощается.
Жаль Бориса... Жаль царя Бориса.
Вот тут вопрос к психопатологам: настоящий тиран мучается угрызениями совести? Мучают ли его «мальчики кровавые в глазах»?.. Или это все Пушкин?
***
Пимена (пожилого монаха-летописца Чудова монастыря, в прошлом «многим насладившимся в жизни») окружают монахи-иезуиты в волчьих шкурах. Косплей потрясающего эстетического уровня. Не понятно, но очень красиво. Второстепенная по Пушкину роль Пимена становится едва ли не ведущей.
Рассказы Пимена о чудесах на могилке уже не актуальны: самозванец Димитрий у российских границ - пора «оживлять» убиенного «невинного младенца». Парадигма сменилась.
И нет неистового Пимена... Некому ударить в колокол. Крест судьбы каждому изготовляют по росту ещё до рождения.
А простому народу ведь версия насильственного убиения младенца пришлась ко душе... А тут новая модель мира. Поди пойми да перестройся.
Смута обеспечена. «Рассея, моя ты Рассея…» Поле непостоянства.
Старцы между тем подстрекают массы признать «Богом спасенного царевича Димитрия».
Все поют славу. Славу царевичу Димитрию.
Кстати, это лучшее, что звучит в хоре на этой сцене весь вечер – отчетливое «Слава!». Другие русские слова слишком замысловаты для певцов в части произношения. Увы. Издержки разделенного мира. Совсем недавно русские хористы славно царствовали на всех оперных сценах мира. Как звучали наши хоры!.. И стоили копейки.
***
«Царевич Димитрий» с кровавым кубком идет на Москву.
Юродивый предрекает русскому люду горе и голод.
Вот и все. Польское нашествие не за горами. Но ни слова о Польше в постановке нет. Предусмотрительно, однако. И манипуляция опять.Только с другой, иезуитской стороны. Что ж такое?!
…По ходу, самая притягательная штука в России – Корона, то есть власть. Краше ее ничего нет.
Вместо эпилога
Трагического накала в «Борисове Годунове» (Токио) не случилось. Почему-то трагедийное, даже местами надрывное начало музыки Модеста Мусоргского решили интерпретировать в Токио по-другому. Или крайности и страсти свойственны только русским?.. Здесь разочарование. Потому что трагедия была и есть налицо. Заглянуть в бездну все-таки пострашились.
Про народ в образе серых гуманоидов уже писала. Про хор тоже.
И вот еще: фокус всех проблем России смещен на внутренние конфликты и внутренние интриги. Будто «ниоткуда» пришли войска на границу. Интересный поворот?
То есть впечатления после « Бориса Годунова» остались смешанные: и да и нет…
Есть над чем поразмышлять - any way.
Но технологии современного театра впечатляют. И огромный оркестр звучит высоко и чисто. И психологических этюдов в опере достаточно, в духе времени. И открытых вопросов… Опять сами?
Историческая справка. Борис Годунов (1552-1605). 27 февраля 1598 года Земский собор избрал на трон Бориса Годунова. Он стал первым избранным царем всея Руси.
Правление его было недолгим, но весьма и весьма плодотворным. Благодаря стараниям царя Бориса, в январе 1589 года вселенским патриархом Иеримеем II был поставлен первый Московский патриарх - митрополит Московский Иов (ок.1525 - 1607), близкий сподвижник Годунова. Заметим, патриарх Иов отказался признать самозванца сыном Ивана Грозного и требовал от москвичей верности Федору Борисовичу Годунову. Отправился в изгнание простым монахом. Не согнулся.
Во внешней политике Годунов был едва ли не первым в попытке установить тесные связи между Россией и Европой. После опыта общения с Иваном Грозным иностранные послы были впервые крайне удивлены теплым приемом в Москве. Борис заявил: «Все нации равны передо мной».
Он приглашал на службу в Россию купцов, врачей и инженеров. Особенно дружественные отношения пытался установить с Англией и даже вел переговоры с Елизаветой I о женитьбе своего единственного сына на какой-нибудь знатной английской леди. Смерть Елизаветы I помешала царю осуществить эти замыслы.
Во внутренней политике Годунова преобладали здравый смысл, расчётливость, осторожность. В период его правления началось строительство степных крепостей и засечных черт на окраине Руси: в 1585 – крепость Воронеж, в 1586 – Ливны. Строились города на Волге – Самара, Царицын, Саратов. В Сибири был заложен Томск. Белгород и Смоленская крепость – это тоже он.
Посадский люд получил определённые налоговые облегчения.
Недооценённый царь России? Похоже!
С внезапной смертью Бориса Годунова страна погрузилась в период, известный как Смутное время, который закончился избранием в 1613 году Михаила Романова на царство. Начало династии Романовых.
***
И все же. Спасибо театру Токио за попытку понять, за опыт петь на русском, за звучание русской музыки и слаженность оркестра.
Постановка, которая имеет значение для всех. Пусть и с открытыми вопросами. «Умный ястреб прячет свои когти» (Японская мудрость).
Будем и мы осмысливать, какие мы, русские, в русской опере.
Опера - искусство символическое, притчевое. Синтез. Имеет задачу взбодрить душу. Опера это проповедь?
©️Мила Тонбо 2023
Программа
Опера «Борис Годунов» в четырёх действиях с прологом. Постановка Нового национального театра Токио.
Музыка Модеста Мусоргского. Либретто композитора по одноименной трагедии А.С. Пушкина.
Дирижер Казуши Оно (Япония)
Режиссер Мариуш Трелиньски (Польша)
Исполнители:
Борис Годунов Guido Jentjens (Германия)
Федор Eiko Koizumi (Япония)
Ксения Kanae Kushima (Япония)
Князь Шуйский Аrnold Bezuyen (Нидерланды)
Пимен Goderdzi Janelidze (Грузия)
Григорий Самозванец Kazuma Kudo (Япония)
Инок Варлаам Teppei Kono (Япония)
Инок Мисаил Hideyuki Aochi (Япония)
Трактирщица Kasumi Shimizu (Япония)
Юродивый (голос)Tetsutaro Shimizu (Япония)
**
Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (а также киноновинки) отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная»