Найти тему

Дизайн персонажа. Невероятный шпион Ричард

Оглавление
Мужик настоящий, не воображаемый. Мем из подкаста «Есть что сказать с Александрой Undead»
Мужик настоящий, не воображаемый. Мем из подкаста «Есть что сказать с Александрой Undead»

Сама придумала — сама влюбилась! В рубрике про писательство у меня в гостях Ричард Норт, агент Британской разведки (Стелла Фракта «Невероятный шпионский детектив»).

Чтобы создать сногсшибательного персонажа, от которого все тащатся и писаются кипятком, нужно сделать его правдоподобным.

Richard Armitage in Spooks TV series
Richard Armitage in Spooks TV series

Он может быть красавчиком, может быть крокодилом, может быть милашкой и душой компании, а может быть злобным мизантропом и даже нарциссом — но читатели его примут, как родного — потому что поверят в его настоящесть.

Люди любят смотреть на людей, особенно, если срабатывают проекции и переносы. Драма — самый выигрышный жанр!

Персонаж, которого можно представить так, словно он сидит у тебя на кухне и жрет с тобой лазанью, западает в сердечко.

К слову, про манипулятивные приемы, как влюбить в персонажа, есть отдельный выпуск подкаста «Есть что сказать с Александрой Undead».

Когда у меня дома появился незнакомый мужик, я его так и спросила: ху зе фак а ю. Он ответил, что его зовут Ричард, и что он агент Британской разведки. Думаю, ну замечательно, конечно, но что мне с тобой делать?

И мы начали выяснять подробности.

Внешность

Мужик был высокий, метр девяносто (6’2”), в темно-синих джинсах и черном джемпере, без ботинок, потому пол на кухне с подогревом и потому что не топчи мне тут!

Голубые глаза, прозрачные на свету, длинный узкий нос, тонкие губы; темно-каштановые волосы, легкая небритость… Широкие плечи, узкая талия, круглая задница, атлетическое телосложение, как будто он ведьма.

Richard Armitage in Spooks TV series
Richard Armitage in Spooks TV series

И еще он тянул руки к моей тарелке с лазаньей.

Текстуру материала джемпера, складки ткани джинсов вообразите сами, детали про форму ногтей, ремешок часов на запястье, длинные ресницы и ухмылку на губах тоже додумайте. То, как скрипит табурет под задницей, как он вздыхает и закрывает ладонями лицо, и какой у него парфюм и отдушка дезодоранта — которые смешиваются с запахом еды на кухне — еще одна порция приятных деталей.

Мужик настоящий, не воображаемый.

Ты кто такой

Вот тут началось самое интересное — он ответил: «Ричард», а потом, когда я потребовала подробностей, заявил, что больше ничего не скажет, потому что он агент Британской разведки.

Режим детектива активирован: нужно узнать, почему он так ответил.

Кто такой агент Британской разведки? Начался ресерч, о том, кто такой шпион, чем он вообще занимается, что такое Секретная Разведывательная Служба Великобритании, как она устроена, где у нее штаб-квартира, что такое MI5 и MI6, чем отличается разведка от контрразведки, какие есть другие разведки других стран, что есть в популярной культуре про шпионство…

Мужик по имени Ричард не был похож на Джеймсбонда, в Джеймсбондов я верю меньше, чем в незнакомцев на моей кухне.

И я вдруг поняла, что хочу написать шпионский роман, в шпионском жанре, потому что правила игры заданы очень ясно и понятно, бери и делай по методичке с жанровой матрицей и клеточной моделью.

Мир Ричарда стал мне понятен, сам Ричард оставался белой картой.

Так родилась основная концепция персонажа Ричарда: он знает свою работу, он всегда под прикрытием разных личностей, но самого себя не знает.

Зачем ты здесь

Кули ты приперся? В шпионском жанре есть правило: противостояние своих и чужих, порядка и хаоса, добра и зла. Агент разведки проникает в логово врага и выведывает секреты, а значит, он ко мне пришел что-то выведывать, а я — типа враг.

Ну замечательно, думаю. Не трожь мою лазанью!

Мотивация персонажа — вторая по значимости работа для автора и/или актера, который этого персонажа воплощает. Как только становится понятно, зачем и почему герой так поступает, сразу однозначно вырисовывается, как он будет двигать сюжет.

Так мы начали выяснять, какая у Ричарда миссия.

Интересы Британской разведки — играющей белыми шахматами за силы порядка — ясны: это интересы Великобритании, национальная безопасность, мир во всем мире, чтоб эту безопасность обеспечить. Все другие государства — чужие; все, кто может угрожать безопасности и господству порядка — противники.

А я — томат. Я хаос на ножках, женщина с причудами.

Банальным и клишейным решением было бы разыграть конфликт русских и британских спецслужб, но боже упаси мне в такое лезть! Я люблю мистификации и тайны, но терпеть не могу политику…

Какая еще сила может быть противником Британской разведки?

Ага, масоны, рептилоиды, иллюминаты, секта Расщепленной Звезды и Пожиратели Смерти. Те, кто всегда невидимки, те, кто вне политики, но сильны и умны.

Формула, здравый смысл, непротиворечивая картина. Невероятно! Мем про Ричарда, который не понимает алхимию. Невероятный шпионский детектив
Формула, здравый смысл, непротиворечивая картина. Невероятно! Мем про Ричарда, который не понимает алхимию. Невероятный шпионский детектив

Я алхимик. Ричарду надо мою алхимию. Руки прочь от моей лазаньи, кому говорю!

Так появилась миссия агента Британской разведки Ричарда: Поэты и лжецы.

Идеально неидеальный

Ричард сходу сказал мне, что он шпион. Обычно так не делается.

Он выглядит, как обложка журнала, красивый как Кен для Барби, но вид у него растерянный, самоуверенность пропала, как только мы начали разговаривать серьезно.

Richard Armitage in Spooks TV series
Richard Armitage in Spooks TV series

Я сказала ему валить к чертовой матери, потому что мне дома шпионы не нужны. Он ответил, что не уйдет.

Я сказала ему раздеться — чтобы доказать, что он безоружен, чтобы показать, на что он готов, чтобы остаться. Он разделся.

Кукла и робот — который сделает все, чтобы выполнить задание… И что-то пошло не так, как он планировал: а значит, он тоже не идеальный.

Я разрешила ему съесть мою лазанью.

Неидеальность — гарант человечности и правдоподобия вашего персонажа. Такому верят — потому что он уже не картонный и не бревно, он супергерой, но не пуленепробиваемый

Пуленепробиваемый неинтересный, с ним ничего не происходит, он не эволюционирует, его только на витрину, но писатель — не визуальный мерчандайзер.

Трешовые истории из жизни персонажа до встречи с читателем и до развития основного сюжета — маст хэв. Травмы, ранения, эпизоды неудач, эпизоды радостной феерии, в которых он терял контроль — потому что он не только шпион, но и человек.

Мы постепенно поднимали из подвалов и снимали с полок воспоминания, отряхивали пыль с артефактов из прошлого. У персонажа есть история «до», как он стал таким, какой он сейчас, почему он вообще пошел в шпионы, был ли это его выбор или стечение обстоятельств.

Так появилась концепция внутреннего конфликта Ричарда: долг vs личное желание. Ричард всегда выбирал долг, действовал по предписанию, он своих желаний даже не осознавал, словно их и не было.

Каждая деталь пазла должна складываться в непротиворечивую картину, каждый элемент имеет значение, он добавляется по причине. От этого будет зависеть и правдоподобие, и динамика истории, потому что когда герои живые — они не стоят на месте и развивают сюжет согласно своим качествам и отведенным ролям.

Stay tuned для продолжения рубрики про писательство и читайте роман Стелла Фракта «Невероятный шпионский детектив».

Аудиоверсия статьи есть в подкасте «Голос писателя»: