Я привыкла к тому, что проекции и перенос в психологии наделяются негативным смыслом. Это-де про субъективность восприятия, наделение чего-то качествами, которые у этого чего-то отсутствуют, применение действий к чему-то, к чему эти действия применять не следовало.
Если обобщить — проекции и перенос это про иллюзии и ошибочную картину мира, адаптационный механизм психики, трюки ментальной модели — чтобы сохранить целостность и распознать неизвестное как уже известное.
С утреца пораньше я вдруг осознала, что с книгами, художественной литературой, фильмами проекции и перенос работают — и на пользу.
Каким еще образом мы поймем значение определенного события, динамики, поступка персонажа, если не вживемся в него, переймем на себя его переживания, нацепим поверх своей драной домашней футболки его шкуру?
Сопереживание персонажам воображаемых вселенных — ничто иное как проекции и перенос.
Вчерашний день был лютым испытанием, ибо я не спала накануне, распереживалась из-за своего профессора Гатти и поздно ночью обнаружила обиду, агрессию, микс неведомых чувств, от которых хотелось надавать по щам Уиллу Грэму из сериала «Ганнибал».
Я назвала его лживой мордой и предателем, соверешенно позабыв, что Ганнибал его обманывал, мучил, сажал в тюрьму, кормил ухом, резал пузико и вскрывал ему башку циркуляркой.
Дело в том, что с самого начала я увидела в Уилле себя — и прекрасно поняла аутические загоны, все в нем поняла, и суперэмпатию поняла… Сперва от Ганнибала у меня была жуть и ничего кроме атипатии.
Потом я стала Ганнибалом — потому что как создатель и в своем роде садист, крафтящий из представителей рода человеческого нечто по своей задумке, я прекрасно поняла одержимость и влечение и желание открыть Уиллу глаза. И предательство — когда тот его обманул и в итоге выбрал какую-то там жену и тихую дыру, из которой Ганнибал его вытаскивал — силой, пинками и хитростью.
Я назвала Уилла трусом и лжецом. При этом я с пеной у рта готова доказывать, что Ганнибал — гребаный слон в посудной лавке, который счел Уилла игрушкой, забавной зверюшкой, и пусть он засунет свою любовь в ганнибалью ж, потому что стать монстром не было задумкой Уилла — это был не его выбор, за него решил Ганнибал.
А значит, Ганнибал неглект и арбузер. Точка. Бежать, спасаться, к черту слать.
К чему я это?
Если б не проекции и перенос, я бы не познала гамму чувств, не было бы столько бугурта по поводу Ганнибала, Уилла Грэма, фандома hannigram — и я не написала бы длиннопост.
Мы с профессором Гатти передаем вам привет, желаем видеть ясно и чувствовать ярко.
Читайте книги, они облагораживают и мозг, и душу.