Найти в Дзене
VK Play

Почему даже спустя 25 лет стоит сыграть в Parasite Eve?

Вспоминаем одну из лучших игр эпохи PS1 — зрелищную RPG от Square (и её достойный сиквел)

29 марта 1998 года вышла Parasite Eve — «кинематографичная RPG», как её окрестили авторы из компании Square, и одна из самых ярких игр эпохи PS1. Годом раньше Square выпустила Final Fantasy VII, главную игру того поколения консолей, и почивала на лаврах славы: публика активно интересовалась даже такими нетипичными для студии проектами, как шутер Einhander и файтинг Ehrgeiz. Но именно Parasite Eve стала настоящим наследником седьмой «финалки»: тут и обилие заставок, и сильный сценарий, и дизайны персонажей от Тецуи Номуры, и боевая система с элементами реального времени и пошаговости, и Нью-Йорк, который поначалу планировалось использовать в качестве сеттинга Final Fantasy VII.

Причём не простой Нью-Йорк, а заснеженный, рождественский. Но не волшебный, как в каком-нибудь «Один дома 2», а безлюдный, мрачный, опасный. И это за три года до Max Payne!

Вместо карты мира тут буквально модель Манхэттена
Вместо карты мира тут буквально модель Манхэттена

Parasite Eve уникальна ещё и своей родословной. Все остальные релизы Square тех лет были оригинальными произведениями, но Parasite Eve была основана на одноимённом романе японского писателя Хидеаки Сены. Впрочем, их не объединяли ни персонажи, ни сеттинг — лишь лор, согласно которому митохондрии, дающие живым клеткам энергию, на самом деле отдельные существа, ждущие своего часа, чтобы подчинить себе всё живое. Книга рассказывала, как Ева, коллективный разум митохондрий, пробудилась и начала претворять в жизнь сложный многоходовочный план по перерождению в теле совершенного существа. Её план сорвался: рождённое существо оказалось нежизнеспособным и погибло.

Однако девушка Марико, которую Ева использовала в качестве инкубатора для этого существа, выжила — и, согласно сюжету уже игры, перебралась в США и родила девочек-близняшек. Одна из них унаследовала митохондрии Евы, но погибла в детстве. Вторая, Айя, выросла обычной женщиной, устроилась в полицию и знать ничего не знала о митохондриях, пока не встретилась с возродившейся в теле оперной певицы Евой. Эта встреча открыла в Айе сверхспособности, с помощью которых она и даёт бой Еве и монстрам, порождённым силой митохондрий.

-3

Parasite Eve — первая игра Square с рейтингом 17+, и сценарий ему соответствует — тут практически нет анимешных клише, а центральные персонажи — сплошь взрослые люди, попавшие в непростую ситуацию. Попытка дать происходящему научно-фантастическое объяснение оказывается не вполне убедительной, но в должной мере последовательной.

На удивление приличный сценарий Parasite Eve получил на Западе неплохую локализацию — возможно, впервые в истории Square. Вышедшие ранее англоязычные версии Final Fantasy VII и Tactics были сущим кошмаром, а Xenogears с ещё более качественным переводом в США появилась позже.

-4

Хотя Square и окрестила Parasite Eve «кинематографичной RPG», словно желая подчеркнуть её отличие от, например, Final Fantasy VII, на деле разница в подаче между ними была невелика: в PE разве что у персонажей были реалистичные пропорции (как впоследствии в восьмой «финалке»). В остальном это было всё то же «немое кино»: много заставок, разнообразные статичные ракурсы камеры — но при этом полное отсутствие озвучки, которое персонажи пытаются компенсировать гипертрофированными анимациями. В плане кинематографичности РЕ не стала новым словом в индустрии, как, например, вышедшая через полгода после неё Metal Gear Solid с её подвижной камерой и отличной озвучкой.

Впрочем, благодаря статичным пререндеренным фонам Parasite Eve выглядела гораздо лучше и в целом неплохо состарилась. Качество заставок было на высоте — в этом плане Square была непревзойдённой. Наконец, шарма игре придавал и волшебный саундтрек авторства Йоко Симомуры.

Пожалуй, хуже всего сохранилась игра в плане геймплея, который и на момент выхода не был её сильной стороной. Исследование локаций часто стопорится поиском не самых очевидных триггеров для следующих сюжетных сценок и, конечно же, бесконечными рандомными боями.

Всевозможным монстрам Айя противостоит при помощи как магии, так и обычного огнестрела, который можно хитрым образом модифицировать. У каждого ствола есть довольно небольшой радиус попадания, мощность и число выстрелов, которые Айя может сделать за ход. После чего она в ожидании заполнения шкалы следующего хода вынуждена бегать, стараясь не попасть под атаки монстров. То есть при большом числе выстрелов за ход Айя не только нанесёт больше урона, но и станет более уязвимой из-за того, что ей придётся долго стоять на месте. Увы, у героини нет ни возможности прервать свои атаки, ни каких-то способностей, которые помогли бы избежать вражеских ударов.

-5

Parasite Eve — игра не слишком длинная: она проходится часов за десять, зато ярких впечатлений оставит немало. И, что особенно приятно, у неё есть продолжение, которое совершенно на неё не похоже и при этом тоже очень даже достойно внимания!

Parasite Eve II разрабатывалась другой командой под руководством Кенъити Ивао — человека, которому серия Resident Evil буквально обязана наличием в ней зомби и попытками подать хоррор в научно-фантастическом ключе вместо мистики. Однако именно он увёл Parasite Eve от НФ в сторону политического триллера.

-6

Через три года после событий первой части Айя перебралась с восточного побережья на западное, где устроилась в специальный отдел по борьбе с митохондриальными созданиями. Расследование теракта с мутантами в центре Лос-Анджелеса приводит Айю в пустыню Мохаве, где в секретном правительственном бункере она выясняет, кому и зачем пригодилось наследие Евы.

Сценарий Parasite Eve II очень странный, нетипичный для японских игр. Он очень приземлённый, можно даже сказать, реалистичный. Айя не спасает мир, она даже не встречается с настоящими злодеями, которые остаются за кадром. Она здесь — лишь маленький человек, пытающийся докопаться до правды и помочь тем, кто в этом нуждается.

Вторая часть подарила Айе внутренние монологи, которые позволяют ей раскрыться в отсутствие собеседников
Вторая часть подарила Айе внутренние монологи, которые позволяют ей раскрыться в отсутствие собеседников

Геймплей тоже поменялся кардинально — из странной полупошаговой RPG игра превратилась в полноценный экшен с ролевыми элементами. Статичные ракурсы камеры приблизились к героине, форсировав «танковое» управление, однако благодаря радару в углу экрана сражаться тут достаточно удобно и увлекательно. Рандомных боёв больше нет: каждая стычка с противниками прописана разработчиками, а многие из них — умело срежиссированы.

Из-за «танкового» управления многие игроки обзывали Parasite Eve II клоном Resident Evil, но суть этих игр совершенно разная. Resident Evil в её оригинальном и лучшем виде была посвящена исследованию локаций с ограниченным количеством ресурсов и слотов в инвентаре. Parasite Eve II же не скудится на ресурсы и поощряет зачистку одну комнаты за другой от противников опытом, который всегда пригодится — заклинания у Айи хоть немногочисленны, но очень эффективны, особенно если прокачать их как следует.

Если с чем-то и сравнивать PE2, то с Dino Crisis 2, которая отошла от попыток притворяться хоррором и стала отличным экшеном
Если с чем-то и сравнивать PE2, то с Dino Crisis 2, которая отошла от попыток притворяться хоррором и стала отличным экшеном

Конечно, Square не была бы собой, если бы не устроила что-нибудь напоследок. В 2011-м на PSP вышла The 3rd Birthday — третья игра про Айю, не имеющая с предыдущими ровным счётом ничего общего и катастрофически плохая абсолютно во всём. Но, к счастью, в её названии нет заветных слов «Parasite Eve», а значит, мы можем спокойно говорить о том, что эта серия — дилогия.

Так вот, обе части Parasite Eve неплохо сохранились, и обе мне хотелось бы рекомендовать всем, кто интересуется ретро-играми. Первую — за приличный сценарий, восхитительный саундтрек и незабываемый Нью-Йорк. Это отличная рождественская игра! Вторая же — увлекательный экшен и одна из самых красивых игр для первой PlayStation. Попробуйте их при возможности — они того стоят!