Найти тему

Сергий Радонежский - политик или мистик? (правда и вымысел о Великой эпохе)

Летом 2022 г. в России отмечалось 600 лет со дня обретения мощей св. Сергия Радонежского, одного из «столпов» русского монашества, основателя Троице-Сергиевой лавры. Как известно, роль святого игумена в религиозной и политической истории отечества неоднократно «редактировалась» и переосмыслялась. В итоге образ подвижника приобрел черты, которых не имел реальный человек той далекой эпохи.

На наш взгляд, о невозможности применять к св. Сергию понятие «политический деятель» убедительно свидетельствует весь его жизненный путь. Согласно Житию, преп. Сергий (в миру Варфоломей) родился в Ростовском княжестве (в 1314 или 1322 г.) в семье «славного и знатного» боярина Кирилла. Изначально весьма обеспеченная семья утратила свои богатства в итоге многочисленных бедствий (неурожаи, выплата дани в Орду, участие Кирилла в походах туда вместе с ростовским князем, разорение Ростова отрядом ордынцев зимой 1327/28 гг.). К этим невзгодам добавились новые, вызванные переходом Ростовского княжества на рубеже 1320-х – 1330-х гг. под власть московского и великого владимирского князя Ивана Калиты. Этот период стал для Ростова Великого трагической страницей местной истории. Автор Жития характеризует его как «насилование». Московские наместники отбирали у ростовцев имущество, избивали их. А старейшего ростовского боярина, градоначальника Аверкия они повесили вверх ногами. Циничные издевательства москвичей над местной знатью вынудили многих оставить родные места.

Встреча отрока Варфоломея с таинственным иеромонахом. Фрагмент иконы «Святой Сергий Радонежский в житии в 18 клеймах». Москва. Начало XX в. Дерево, темпера, басма. Из собрания Государственного музея истории религии
Встреча отрока Варфоломея с таинственным иеромонахом. Фрагмент иконы «Святой Сергий Радонежский в житии в 18 клеймах». Москва. Начало XX в. Дерево, темпера, басма. Из собрания Государственного музея истории религии

Боярин Кирилл, спасая семью, решил перебраться в небольшое селение (впоследствии – городок) Радонеж, находившееся на пути из Ростова в Москву, на территории, принадлежавшей московским князьям. Перед своей смертью, в 1340 г., Иван Калита завещал Радонеж не старшим сыновьям, а своей супруге Ульяне, что явно делало его еще более «заштатным». Позднее эти земли перешли князю Владимиру Серпуховскому. Ростовцы, уехавшие сюда, получили налоговые льготы, но на продвижение в социальном плане рассчитывать не могли. Кирилл оказался в статусе «вольного слуги», фактически, мелкого земледельца. Сергий явно рос в обстановке горького разочарования своих родителей в бренной жизни, где они из знатных феодальных аристократов превратились в «вынужденных переселенцев». Семья будущего подвижника отличалась глубокой религиозностью. В Радонеже они поселились вблизи местного храма. У них на дворе находилась часовня («храмина молитвенная»). Когда Варфоломей, посланный искать в поле жеребят, встретил там молящегося иеромонаха (благообразного и подобного ангелу), то уговорил того пожить у них дома, ибо его родители очень почитают таких как он. Именно этот таинственный монах предсказал Кириллу и его супруге Марии, что их ребенок «будет обителью Святой Троицы» (т.е. всецело проникнут божественной нетварной энергией) и «многих приведет вслед за собой к познанию божественных заповедей».

Старший брат Варфоломея Стефан женился; а вскоре, после смерти жены, принял монашество. Сергий также решил стать монахом, но престарелые мать и отец попросили не оставлять их. Перед смертью они сами приняли постриг. Оставшись без родителей, Варфоломей уговорил Стефана уйти подальше от обжитых мест и поселиться в лесах для уединенно-молитвенной жизни. Этот выбор – уход из мира людей в дикий лес – явно указывает на окончательный разрыв Варфоломеем связей со своей социальной средой. Указывает на его безразличие к возможностям властвовать, судить, копить богатства (что предполагали когда-то боярское происхождение и должность его отца). Отойдя далеко от поселений и дорог, братья обосновались на холме Маковец. Стефан не смог долго терпеть тяжелые условия и ушел в Москву, где стал игуменом Богоявленского монастыря и духовником московского князя Семена Гордого. Стефан стремился стать москвичом, чего нельзя сказать о Варфоломее. Видимо, он ясно помнил «насилия» над ростовцами времен Калиты. И в дальнейшем стал подданным (хотя и не по собственной воле) не московского, а серпуховского князя Владимира Андреевича.

Варфоломей какое-то время жил в полном одиночестве. Затем его постриг в монашество (с наречением имени Сергий) игумен одного из ближайших монастырей.

Преп. Сергий Радонежский. Фрагмент хромолитографии. «Преподобный Сергий Радонежский в житии в 14 клеймах». Литография Товарищества И.Д. Сытина. 1902 г. Бумага, хромолитография. Из собрания Государственного музея истории религии
Преп. Сергий Радонежский. Фрагмент хромолитографии. «Преподобный Сергий Радонежский в житии в 14 клеймах». Литография Товарищества И.Д. Сытина. 1902 г. Бумага, хромолитография. Из собрания Государственного музея истории религии

Постепенно вокруг Сергия собралась община таких же искателей глубокой молитвы и «безмолвия». Скорее всего, св. Сергий, как и его наиболее верные последователи, хорошо знал мистико-аскетические поучения древних отцов восточного монашества, интерес к которым усилился в XIV в. в связи с т.н. исихастскими спорами в Византии. Сергий не только не считал себя старшим, но стремился быть и равным, и даже «меньшим» по отношению к «братии». Он колол для всех дрова, пек хлеб, носил им воду из источника на своих плечах.

Автор Жития подчеркивает, что он согласился на принятие сана игумена лишь после многодневных уговоров и из послушания епископу. Община подвижников официально превратилась в монастырь. Но молодой игумен по-прежнему носил самую плохую одежду, работал в огороде, пек просфоры, скатывал свечи.

Ярко характеризует св. Сергия описанный в Житии следующий случай. Крестьянин из окрестных селений вошел в обитель, чтобы повидать игумена. Монахи сказали ему, что тот копает грядки. Увидев бедно одетого человека, занятого обработкой почвы, крестьянин решил, что его обманывают («я пророка увидеть пришел, а вы мне нищего показали»). Св. Сергий не стал переубеждать крестьянина и вступил с ним в беседу. Вскоре в обитель торжественно въехал князь (очевидно, серпуховской), «в великой гордости и славе», с охраной и свитой. Один из княжих слуг оттолкнул крестьянина, «мешающего» князю подойти к игумену. В этом эпизоде Житие очень ярко противопоставляет старца-аскета и правителя, наделенного властью. Из Жития также известно, что однажды, в голодное время, св. Сергий взялся строить сени для другого монаха. В оплату за труд игумен, голодавший уже три дня, получил немного гнилого хлеба, который взял только вечером, окончив постройку.

После периода своей московской жизни в обитель вернулся Стефан. Однажды во время церковной службы он (находясь недалеко от младшего брата-игумена) заявил, что, по справедливости, сам должен стать игуменом этой обители. Св. Сергий, услышав эти и другие «некоторые слова неподобающие», по окончании богослужения вышел из храма и покинул монастырь. Пройдя большие расстояния, он поселился на реке Киржач. И лишь после настойчивых просьб московского митрополита Алексия преп. Сергий вернулся в Троицкую обитель. Историки предполагают, что подлинной причиной ухода было недовольство Стефана и его сторонников преобразованием монастыря в общежительный или введением нового богослужебного устава (Иерусалимского). Но, так или иначе, поступок св. Сергия свидетельствовал об отношении к конфликтам: не вступать в спор о правоте, а смиренно уйти, предоставив решение дел на «волю Божию». Житие также сообщает о категорическом отказе св. Сергия стать преемником Алексия на посту главы Русской Церкви.

Св. Сергий отказывается принять сан епископа и стать преемником митрополита Алексия. Фрагмент хромолитографии «Преподобный Сергий Радонежский в житии в 14 клеймах». Литография Товарищества И.Д. Сытина. 1902 г. Бумага, хромолитография. Из собрания Государственного музея истории религии
Св. Сергий отказывается принять сан епископа и стать преемником митрополита Алексия. Фрагмент хромолитографии «Преподобный Сергий Радонежский в житии в 14 клеймах». Литография Товарищества И.Д. Сытина. 1902 г. Бумага, хромолитография. Из собрания Государственного музея истории религии

Понятно, что сергиево смирение четко указывает на его «внеполитичность», на абсолютное безразличие к самому феномену власти (в т.ч. и церковной) – системы субординации и подчинения. Как поступил бы, к примеру, Иван Калита, услышав о претензиях родственника на московское княжение? Вряд ли он молча ушел бы из своего княжеского двора и выехал из Москвы «куда глаза глядят»… Можно вспомнить и характерный пример из времен великого князя Ивана III (потомка Калиты): в 1499 г. князь С. Ряполовский, о чем-то «высокоумничавший» с князем В. Патрикеевым, был казнен. А Патрикеева, заковав в «железо», насильно постригли в монахи.

Нет смысла множить доказательства тому, что преп. Сергий, в отличие от великих и удельных князей, не имел и не проводил никакой политической линии. Об этом нет ни одного указания в наиболее близких к его эпохе (по дате написания) письменных источниках. Их анализ однозначно свидетельствует о том, что сами князья, Дмитрий Донской и Владимир Серпуховской, высоко чтя св. Сергия как духовного наставника («муж свят, старец преподобен»), просили его помочь в «мирских» или церковных делах. А он откликался на просьбы, видя в этом свой христианский долг.

Притом, надо однозначно исключить из этого небольшого перечня «мирских» дел закрытие храмов в Нижнем Новгороде (1360-е гг.), сделанное с целью склонить местного князя Бориса к нормализации отношений с суздальским князем. Этот интердикт осуществлял вовсе не св. Сергий, а два представителя митрополита Алексия (архимандрит Павел и игумен Герасим). Также стоит отвергнуть и слабо аргументированную гипотезу о возможном визите преп. Сергия в Ростов (1363 г.) с целью примирения ростовского князя с московским.

Два других исторических факта сомнению не подлежат. Св. Сергий благословил Дмитрия Донского на борьбу с «безбожным» Мамаем. Их встреча, описанная в Житии, могла произойти или перед сражением на реке Вожа (1378 г.), или перед Куликовской битвой (1380 г.). Стоит, конечно, отметить, что в Краткой летописной повести «о великом побоище на Дону» и в «Задонщине» св. Сергий вообще не упоминается. А, согласно Пространной летописной повести о битве на Куликовом поле, преп. Сергий лишь посылает князю грамоту с благословением. Но сути это не меняет. Инициатор борьбы, организатор походов и герой-победитель – великий князь Дмитрий. Преп. Сергий поддержал и воодушевил его как духовник, имеющий «дар пророчества».

Икона «Св. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву». В.П. Гурьянов (1867–1920). Москва. 1904 г. Дерево, темпера, золочение, цировка. Из собрания Государственного музея истории религии
Икона «Св. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву». В.П. Гурьянов (1867–1920). Москва. 1904 г. Дерево, темпера, золочение, цировка. Из собрания Государственного музея истории религии

В 1385 г., по личной просьбе князя Дмитрия, преп. Сергий ездил в Рязань, где убедил рязанского князя Олега заключить мир с Москвой. Но убедил не логическими аргументами, а как мудрый пастырь («тихими речми и благоуветливыми глаголы, благодатию, вданою ему»). Подобным образом, много веков спустя, убеждали и наставляли преп. Серафим Саровский, старцы Оптиной пустыни или Валаамского монастыря. Но мистический опыт общения с «горним миром» был для них, как и для преп. Сергия, важнее любых «мирских» дел. В своем последнем поучении к братии радонежский игумен заповедал им «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать». Он ставил себе такие духовные задачи, которые трудно совместимы с объективно существующими «земными» целями общества и государства.