Михаил Себастьян (Иосиф Гехтер) изучал право в Бухаресте и Париже, входил в мистико-философский круг Мирча Элиаде, Эмиля Чорана, Эжена Ионеско. Был убит при поразительно схожих обстоятельствах с Соломоном Михоэлсом (Московский Еврейский Театр). Себастьян тоже работал в единственном в нацистской Европе, в Бухаресте, в еврейском театре «Барашеум», а затем в «Алькамбра», где участвовал в постановке знаменитой пьесы Эжена Скриба «Стакан воды». Для постановки в этом же театре он написал свою «Звезду».
Главного героя своей пьесы-самородка - Марина Мирою (в фильме – Игорь Костолевский), Себастьян, очевидно срисовал с себя. Его народ привык смотреть на звёзды. Они указывали путь и Аврааму, и Иосифу, и Моисею, и Иисусу. Пункт назначения человека и человечества – потерянный рай. И туда надо вернуться «вдвоём», как и в момент изгнания и скитаний.
Себастьян в своей «Безымянной звезде» подарил нам образный строй поэтической сказки, рождённой прозой жизни. Причём связь между волшебной ночью, радужным рассветом и опять серой хмуростью провинциального утра нами ощущается органически, в гармонической ткани звучащей на заднем плане симфонии.
Сама история роковой любви считывается нами легко и радостно благодаря мастерству автора. Он использует классический приём зарождения увлекательного сюжета – случайное и необычное событие, в вероятность которого невозможно поверить. Причём и событие, и развивающееся действие целиком следуют из характера героев. Последовательность сцен и эпизодов подчинена одной центральной идее: «счастье невозможно в этом мире». Может быть где-то далеко… но не в нашей Солнечной системе.
История двух влюбленных из двух разных миров имеет одно объединяющее начало – ПРОРОЧЕСТВО. Молодой учёный, учитель космографии в захолустном румынском городке, в кустарных условиях вычислил звезду, которая, якобы, может менять свою траекторию (как Солярис у Станислава Лема). Он заказал дорогую древнюю книгу, которая должна подтвердить его предположение о «разумной» звезде. Но вместе с книгой перед учителем появилась и сама «звезда», воплощенная в девушке небесной красоты Моне (Анастасия Вертинская). И хотя «звёзды никогда не отклоняются от своего пути», пророчество о блуждающей звезде начинает сбываться, когда Марен (так звали учителя-звездочёта) вдруг переместился в другое измерение полной и совершенной реализации своей мечты.
Смысл названия пьесы и фильма «Безымянная звезда» заключается в древней философской категории изначальной неопределенности («Абхичарики») всех вещей и событий, даже если они формально подчинены физическим законам. Свобода и необходимость – это стороны одной монеты, и мы до последнего момента фильма гадаем – «орёл или решка». Но, как бы то ни было, имя, данное звезде, всегда увеличивает её шансы обрести свободу на пути её истинного предназначения, подсказанного любовью.
Режиссёр Казаков поражает также своей виртуозной игрой в роли демонического персонажа, символизирующего абсурдную необходимость привычного бытия - Грига. Это он дал Моне её мирское «функциональное» имя, в отличие от «вселенского» в котором светится её истинная природа свободы выбора.
Чрезвычайный характер появления «вызывающей и подозрительной особы», похожей на богиню, сошедшую с небес, подчёркивает реакция обывательского болота, закомплексованных жителей провинциального поселения.
Фильм искусно заканчивается сценой сердечного сочувствия юных учениц класса Марена к его потере, к его светлой печали и надежде на то, что даже не воплощенная на Земле любовь где-то существует, в бездне Космоса.
В фильме Михаила Казакова также снимаются Григорий Лямпе (учитель музыки Удря), Светлана Крючкова (мадмуазель Куку), Михаил Светин (начальник вокзала), Ирина Савина (гимназистка), Алла Будницкая (жена начальника вокзала), Александр Пятков (Иким, путевой обходчик).