Автор: Александрийский библиотекарь.
Первая часть тут - «Трещат пожары сухо и воздух, как слюда...» Три полета в октябре.Полет первый.
Слетав на Ил-76, я помчался к МЧСникам отдать флэшки с видео -
новости на трех главных федеральных телеканалах в тот день выходили, в
том числе, с моими кадрами - видеть свою работу в телевизоре было
непривычно и приятно. А еще в моей душе теплилась надежда: вдруг снова
предложат?..
- Ну что, понравилось? – начальник пресс-службы регионального
управления МЧС протянул руку вовсе не для приветствия. – Ну, давай,
давай, Москва уже из штанов выпрыгивает! Завтра на вертолете хочешь? – он без паузы перешел к постановке мне задачи на завтрашний день. Скрывая ликование, я позвонил на работу, попросил снова подменить меня. Ну грех же было упустить такую возможность! Там поняли.
- Удобно с тобой работать, - спасатель лил елей на мою голову, - ты
знаешь, что нужно телевизионщикам. Снимать умеешь. И в самолетиках
разбираешься. Короче, завтра в аэропорт. Ты как внештатный сотрудник
пресс-службы вписан в план полета. Вылет часов в 10, приезжай за пару
часов.
...На перроне передо мной – белый красавец с оранжево-сине-
оранжевой "спасательской" полосой по борту, вертолет Ка-32.
Очень мне нравится эта элегантная машина, младшая сестра
прекрасной "Ка-двадцать седьмой", которая служит в морской авиации
десятка стран. Мимо нас неторопливо ползет на вылет Ми-8.
"Восьмерка", конечно, вертолет легендарный, но... Я влюбленными
глазами смотрю на Ка-32. Все-таки, это удача, что сегодня именно "Кама"!
Быстренько жмем друг другу руки с экипажем - и на борт. Утренняя
прохладная благость в природе уже прошла, непотушенные вчера очаги
снова разгорелись - пора работать!
Конечно, я знал, что палубная авиация сугубо компактная: пойди
размести в тесном корабельном ангаре более "упитанные" вертолеты типа
того же Ми-8. Но нутро Ка-32 оказалось таким тесным и низким, что сами
собой вспомнились шаги гуськом на школьных уроках физкультуры. Да еще
грузовую кабину заполнял огромный резиновый мешок ВСУ - водосливного устройства на 5 тонн воды, которым мы будем заливать пожар.
В общем, на четвереньках пробрался поближе к пилотской кабине. Где-то позади меня в потолке что-то хлопнуло, застучало и засвистело. "ВСУ!", - догадался я. Буквы те же, а явление совсем другое: это вспомогательная силовая установка. Небольшой двигатель, который позволяет запустить основные движки. И вот ожили лопасти над нами - и начали резать воздух, как огромные ножницы: Ка-32 - вертолет соосной схемы, у него два несущих винта один над другим. Крутятся они навстречу друг другу. Сразу же стало качать и трясти - оказывается, такова особенность соосной схемы.
Да уж, по сравнению с Ка-32 старый добрый Ми-8 - лимузин!.. И вот в квадратном иллюминаторе возле моего лица куда-то провалился пассажирский терминал, за ним рухнула вниз вся стоянка аэропорта. Мы взлетели! Под нами окружная дорога, плавни, гладь водохранилища и Воронеж на горизонте. Наш путь - на восток, где в сотне километров снова разгорелся лесочек рядом с каким-то поселком. Бортинженер оглядывается и жестом приглашает на свое место. Сам проползает в самую корму и замирает возле крохотного окошка на входной двери в позе роденовского Мыслителя. Я сижу в его кресле позади второго пилота.
Да, обзор в «Каме» не сравнить со вчерашним из Ил-76! Вперед, влево,
вправо, вниз видно все! Только эта дрожь живого дюралевого тела... Слева от меня небольшой пульт с приборами. На некоторых я просто не вижу, что
показывают стрелки. Но инженер позади задумчиво смотрит вдаль через
плексиглас. Значит, все нормально! Высота 300 метров, скорость 180.
Через часок снижаемся. Смотрю внимательно по сторонам: обычное
поле, ни дымка рядом. Что случилось?! Оказывается, пора повесить "ведро"
на его рабочее место. Всем экипажем выскакиваем после посадки,
вытягиваем детали ВСУ. И пока винты на малых оборотах молотят воздух,
вчетвером собираем мягкую, но весьма массивную конструкцию. Теперь
экипаж хочет его испытать - неподалеку летчики видели небольшой пруд.
Черпаем там воду и выливаем ее на ближайшие кусты: все успешно, можно работать! Через люк в полу вертолета успеваю сделать несколько кадров, которые вскоре вызовут острую зависть коллег-журналистов. Еще бы, ведь их-то на борт в реальных условиях не пускали! Эх, знали бы они, что и я за настоящим тушением буду наблюдать с земли...
Еще буквально десять минут полета - и мы приближаемся к горящему
леску на окраине небольшого населенного пункта. Увидев дым издалека, я почти сразу его и ощутил в воздухе.
Сами собой вспомнились мемуары летчиков-фронтовиков, которые
писали, что линию фронта в воздухе чуяли по запаху гари за многие
километры. Вот и мы подходим к району своей работы. К моему огромному сожалению, во время такого опасного дела посторонних на борту быть не должно. Садимся на окраине поселка. Я выбираюсь из вертолета, командир попутно уточняет с пожарными на земле обстановку. И вот Ка-32 взмывает в дымное небо.
Мне остается снимать работу экипажа из безопасного места. Хотя как
безопасного. Горело метрах в двухстах от нас, хоть и за небольшим
ручейком. Ветер был в нашу сторону. И вокруг меня регулярно падали самые настоящие огненные хлопья. А мои вертолетчики раз за разом набирали воду, заходили на очаг пожара - и снова и снова лили воду в пламя по подсказкам с земли. Сами они мало что видели из-за плотного дыма. Поэтому все внимание командира было сосредоточено на пилотировании машины.
Второй пилот занимался наведением на цель. А инженер, свесившись из
двери, контролировал работу пожарного оборудования. И так два с
половиной часа.
Лесные пожары с воздуха потушить практически невозможно. Поэтому
авиация только помогает наземным «тушилам», на которых ложится
основная тяжесть работы. Пожарные на земле сказали мне, что практически не спали трое суток, защищая этот поселок. И сейчас, при помощи "вашего вертолета", кажется, есть шанс задавить огонь совсем. Так и вышло, экипаж отлично сделал свое дело. Слышу переговоры по рации: горение ликвидировано, помощь авиации больше не требуется.
Ка-32 садится на окраине поселка. Вместе с пожарными к борту спешат местные жители. Воздух еще напитан дымом. Но для людей закончились несколько дней ожидания беды и бессилия перед огненной стихией. Появляется чай с пирожками, начинаются эмоциональные рассказы.
Немного отдохнув, собираем свое оборудование, грузимся на борт и
берем курс на Воронеж. Командир, как всегда, сосредоточенно и аккуратно
ведет нас домой. Второй пилот беззаботно копается в телефоне. Бортинженер снова задумчиво сидит в корме, уступив мне свое место до захода на посадку. В кабине трудяги-"Камы" пахнет дымом.
На стоянке в аэропорту предлагаю усталым летчикам снимок на
память. Экипаж спокойно и с большим достоинством замирает возле своей
надежной машины.
ЧИТАЙТЕ по теме:
Марина открыла форточку - и все полетные карты выдуло за борт! Как "Родина" летела на Дальний Восток
Рекомендуем, если ищете, что почитать.
Добавьте описание
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель.