Найти в Дзене
ТыжИсторик

«Трещат пожары сухо и воздух, как слюда...» Три полета в октябре.Полет первый.

Автор: Александрийский библиотекарь. Авиация и вообще-то штука героическая («потому что только смелый сам полезет в самолет»). А уж когда речь заходит о полетах в экстремальных условиях!.. Такими «особыми» авиаторами для меня всегда были летчики-испытатели (и не только «книжные» вроде Марка Галлая или Игоря Шелеста). Лет пяти от роду я водил дружбу с дядей Борей, Заслуженным штурманом-испытателем СССР Борисом Васильевичем Макаровым, легендарным испытателем Воронежского авиазавода. В более самостоятельном возрасте общался с летчиками ВАСО и "Ильюшина" уже куда более осмысленно. Словом, кое-что про настоящую работу в небе я знал. И вот судьба паче чаяния свела меня с авиаторами, которые рискуют своей жизнью куда чаще испытателей. И при этом спасают чужие жизни. Речь, конечно, об авиации МЧС. Тут, как говорится, не было бы счастья: в 2020 году Воронежскую область накрыли ландшафтные пожары. Конечно, главный регион Центрального Черноземья - далеко не Сибирь с ее тайгой. Однако зима без сне

Автор: Александрийский библиотекарь.

Авиация и вообще-то штука героическая («потому что только смелый сам полезет в самолет»). А уж когда речь заходит о полетах в экстремальных условиях!.. Такими «особыми» авиаторами для меня всегда были летчики-испытатели (и не только «книжные» вроде Марка Галлая или Игоря Шелеста). Лет пяти от роду я водил дружбу с дядей Борей, Заслуженным штурманом-испытателем СССР Борисом Васильевичем Макаровым, легендарным испытателем Воронежского авиазавода. В более самостоятельном возрасте общался с летчиками ВАСО и "Ильюшина" уже куда более осмысленно. Словом, кое-что про настоящую работу в небе я знал. И вот судьба паче чаяния свела меня с авиаторами, которые рискуют своей жизнью куда чаще испытателей. И при этом спасают чужие жизни. Речь, конечно, об авиации МЧС.

Тут, как говорится, не было бы счастья: в 2020 году Воронежскую область накрыли ландшафтные пожары. Конечно, главный регион Центрального Черноземья - далеко не Сибирь с ее тайгой. Однако зима без снега и теплая весна без дождей уже к июлю сделали наши леса огромной сухой поленницей, готовой вспыхнуть от любой искры. И оно заполыхало. Тогда еще в памяти были свежи пожары 2010-го, когда дым заволакивал улицы города, а на головы прохожих сыпался горячий пепел от пылающих пригородных лесов и поселков. Были даже погибшие. Справиться с огнем помогла группировка самолетов и вертолетов МЧС России и их украинские коллеги. Поэтому в 2020-м, как только стало понятно, что ситуация повторяется, в Воронеже приземлились летчики чрезвычайного ведомства.

- Летать будешь? - позвонил мне приятель из пресс-службы областного Главного управления МЧС часов в 10 утра.

Я даже не успел толком согласиться, как услышал:

- Через два часа у проходной ВАСО. С тебя видео для федеральных каналов. Для себя можешь делать фотографии - сколько пожелаешь. Если успеешь. Главное - видео. Москва ждет!

На Воронежском авиазаводе базировался МЧСный транспортный Ил-76. Эта громадина может обрушить на очаг пожара за считанные секунды десятки тонн воды.

Из личного архива
Из личного архива
Из личного архива
Из личного архива

Позади скучные процедуры прохода на режимное предприятие. К самолету я подошел, когда он заправлялся водой для очередного вылета. Собственно, на ВАСО Ил-76 приземлялся именно потому, что мощная заводская система пожаротушения могла насытить его чрево огнегасящей жидкостью за 10-15 минут. Гражданский аэропорт и военный аэродром такими возможностями попросту не располагают, к тому же у военных свои заботы. А здесь от посадки до взлета проходило минут 25. Да и сами полеты длились примерно столько же.

Из личного архива
Из личного архива

Пока я бегал вокруг воздушного корабля в поисках самых удачных ракурсов, заправка была окончена. Пожарные сворачивали свое оборудование на ближайшие полчасика. Экипаж уточнил задачу и командир кивнул мне:

- Ну, пошли на борт, корреспондент... Борттехник тебе все расскажет. Чего тебе дома-то не сидится? Экзотики захотелось?

- Я тут тоже на работе, - отвечаю уже в пустой проем двери.

Из личного архива
Из личного архива

По крутой стремяночке вверх - и оказывается, что внутри просторного «Илюши» особенно и не развернешься: почти весь объем грузовой кабины занимают две громадные трубы водосливного устройства. Каждая берет 21 тонну воды.

Из личного архива
Из личного архива

Борттехник охотно сообщил, как происходит слив воды и откуда что будет видно. Перспективы, надо сказать, не радовали. Из редких иллюминаторов (чай, грузовик, а не авиалайнер!) вид исключительно по сторонам.

Из личного архива
Из личного архива

Если уйти в самую корму, то можно кое-как снять, как из труб будет выливаться вода - куда-то туда, в пространство. Из пилотской кабины отлично видно, куда заходит самолет, но не виден сам момент тушения. Хуже всего то, что во время работы дверь между пилотской кабиной и грузовым отсеком будет закрыта, сбегать туда-сюда точно не выйдет. А ведь «Москва» ждет мои видео из самого очага пламени!.. Ладно, думаю, останусь с летчиками. Лучше побольше работу экипажа сниму, чем несколько секунд бушующего потока - и все.

Из личного архива
Из личного архива

Двигатели запустились один за одним. Практически сразу мы поехали на взлетную полосу. Секундная остановка - и мощный гул четырех движков толкнул нас вперед. Приятное, давно забытое ощущение дрожи самолета на разбеге - и совершенно новые впечатления: это я, я сижу не в комфортном пассажирском кресле, а на аскетичном металлическом откидном сидении в чреве «семьдесят шестого» и лечу на пожар. Мечта, а не работа! Впрочем, пока можно ходить по грузовой кабине и снимать в пару доступных иллюминаторов проплывающую внизу землю.

Минут через десять борттехник машет рукой. Подхожу. Оказывается, мы приближаемся к месту. Надо поставить водяной барьер на пути огня там, на земле. Отсечь пламя от поселка. Поэтому будет два захода. Свои водосливные устройства будем осушать по очереди, чтобы получилась длинная полоса сырого леса. Значит, пора окончательно определиться, откуда я буду снимать. Все-таки, иду в пилотскую кабину - и дверь за мной закрывается на замок.

Из личного архива
Из личного архива

Два захода - это хорошо. Есть время понять, что происходит и исправить ошибки. По вертикальному трапу поднимаюсь в пилотскую кабину. В этот момент экипаж начал доворот на пожар. Неожиданно и весьма энергично мир вокруг меня завалился вправо - и я чуть не полетел в люк, из которого только что вышел. Какой недружелюбной в этот момент стала кабина самолета. Сколько в ней, оказывается, острых и жестких углов... Но устоял и камеру не уронил. Ладно, потом обдумаю свою безопасность. Пока тихонько стою за напряженными спинами летчиков и бортинженера. Снимаю себе. Высота 150 метров. Мы куда-то летим (или висим?) в сизой дымке от лесного пожара. Земли внизу практически не видно.

- Куда? Левее? Все, наблюдаю! Режим взлетный! - сквозь все звуки полета слышу сухой отрывистый голос командира.

Двигатели перешли с приятного свиста на басовитый гул. «Ага, значит, работаем» - догадался я. Через пару секунд самолет задрал нос, меня потянуло назад. И я ощутил, как за кормой воздушного пожарного бушует освобожденная водная стихия.

Пока Ил-76 разворачивался для второго захода, я осторожненько (и все равно пребольно приложившись несколько раз о всевозможные выступающие детали) спустился на первый этаж, в кабину к штурману. Обзор оттуда - мечта фотографа и оператора, знающие люди ценят это место съемки.

Навигатор при заходе на боевой курс занят, пожалуй, даже больше летчиков. Удаление до точки слива, высота, скорость, три градуса влево (командиру: «добавь еще пару влево, ветерок нас немного сносит ») - и наклон вперед: глянуть, как там пожар, по курсу ли? И вот снова вокруг нас дым лесного пожара. «На боевом! Слииив!» И снова взлетный режим двигателям, снова энергично набираем высоту - так воде легче покидать борт. И уже неспешно разворачиваемся домой. Экипаж свою задачу выполнил. У меня тоже все снято.

Из личного архива
Из личного архива

Через десять минут под нами окраина города и с детства знакомые улицы возле аэродрома. Вполне мягкая посадка. И меня как будто хватают за шиворот: звук реверса двигателей катится перед самолетом, как огромный металлический шар. Ил-76 энергично тормозит и съезжает со взлетной полосы на рулежку. Впереди пожарные уже готовы протянуть паутину своих рукавов и снова наполнить чрево воздушного грузовика тоннами воды. До конца дня экипаж сделает еще пяток вылетов. А мне пора отвозить видео в пресс-службу МЧС.

Из личного архива
Из личного архива

ЧИТАЙТЕ по теме:

Марина открыла форточку - и все полетные карты выдуло за борт! Как "Родина" летела на Дальний Восток

И конечно же, традиционные ссылки на наших коллег по ремеслу. Рекомендуем, если ищете, что почитать.

-11

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель