Найти в Дзене

Первый главный строитель

Жизнь Василия Ефимовича Курышева была недолгой и трагичной Он родился в 1897 году, в Черновицкой области (совр. Западная Украина). О его родителях и годах жизни до революции 1917 года никаких сведений не сохранилось. Более того, в заводском кадровом архиве не сохранилась даже его карточка… Первым боевым кораблем, который был построен на временной верфи строящегося Амурского судостроительного завода, стал подводный минный заградитель типа «Л» («Ленинец»), получивший на ТОФе тактический номер «Л-11». Он был заложен 25 мая 1935 года, и уже 16 июня 1936 года был спущен на воду для достройки на плаву. Руководил строительством В.Е Курышев. Бывший моряк Балтийского флота, судостроитель Балтийского завода, в 1932 году распоряжением руководства «Востоксоюзверфи» был командирован на Дальний Восток. По некоторым сведениям, работал на «Дальзаводе» во Владивостоке, участвовал в строительстве подводных лодок в качестве помощника строителя. За большие успехи и выполнение государственного задания был

Жизнь Василия Ефимовича Курышева была недолгой и трагичной

Он родился в 1897 году, в Черновицкой области (совр. Западная Украина). О его родителях и годах жизни до революции 1917 года никаких сведений не сохранилось. Более того, в заводском кадровом архиве не сохранилась даже его карточка…

В.Е. Курышев
В.Е. Курышев

Первым боевым кораблем, который был построен на временной верфи строящегося Амурского судостроительного завода, стал подводный минный заградитель типа «Л» («Ленинец»), получивший на ТОФе тактический номер «Л-11». Он был заложен 25 мая 1935 года, и уже 16 июня 1936 года был спущен на воду для достройки на плаву. Руководил строительством В.Е Курышев.

-2

Бывший моряк Балтийского флота, судостроитель Балтийского завода, в 1932 году распоряжением руководства «Востоксоюзверфи» был командирован на Дальний Восток. По некоторым сведениям, работал на «Дальзаводе» во Владивостоке, участвовал в строительстве подводных лодок в качестве помощника строителя. За большие успехи и выполнение государственного задания был награжден орденом Ленина.

Панорама Балтийского завода конца 70-х годов 19 века
Панорама Балтийского завода конца 70-х годов 19 века

Так случилось, что кораблестроительная судьба свела вместе двух замечательных людей, двух орденоносцев – И.М. Жданова, первого директора АСЗ и бывшего директора «Дальзавода», и В.Е. Курышева, первого главного строителя Амурского судостроительного завода. В одно и то же время два корабела с берегов Невы трудились ради будущего судостроительного гиганта, возводящегося на берегах Амура.

Строительство временной верфи АСЗ
Строительство временной верфи АСЗ

Политические факторы, повлиявшие на создание подводного флота страны Советов, как нигде ярко проявились на Тихом океане. Проиграв русско-японскую войну, Россия, по условиям Портсмутского мирного договора, взяла на себя обязательство в течение 30 лет не развивать подводный флот на Дальнем Востоке. Поэтому в этом регионе до 1935 года строительство советских подводных лодок, в котором принимали участие и амурские корабелы, проходило в обстановке строгой секретности. Вступив в 1936 году в Антикомментерновский пакт, Япония резко усилила действия против Тихоокеанского флота.

События на озере Хасан и особенно боевые действия японцев на Халкин-Голе торопили амурских корабелов: надо было быстрее вводить в строй подводные лодки, которые должны были вести боевое патрулирование в дальневосточных морях, прикрывая надводные корабли, привлеченные к снабжению войск. И когда в 1939 году началась настоящая война с Японией, подводные лодки комсомольчан «Л-11» и «Л-12» (приступили к боевому дежурству на морских коммуникациях. Причем, обе получили приказ в случае необходимости атаковать.

Строительство эллингов
Строительство эллингов

Главный инженер Павел Густавович Гойнкис, главный строитель Василий Ефимович Курышев, ответственный сдатчик Константин Филиппович Терлецкий. Если бы не эти талантливые инженеры, трудно себе представить, как бы смогли заводчане на необорудованной временной верфи, под открытым небом, при суровых дальневосточных морозах, в условиях катастрофической нехватки кадров заложить и построить две подводные лодки.

Знания и опыт Василия Ефимовича Курышева были незаменимы здесь. Фактически он стал главным ее строителем, хотя должности такой в штатном расписании не было. Работал, не зная отдыха, и быстро завоевал доверие и уважение людей.

Несмотря на колоссальные трудности первых лет, дела на временной верфи шли неплохо. Но случившееся несчастье разрушило и карьеру, и всю дальнейшую жизнь В.Е. Курышева. В июле 1937 года сильнейший пожар уничтожил не только судовое оборудование, но и многие чертежи. Курышев вместе с конструктором Ющенко по памяти вел разметку мест установки оборудования, трубопроводов, да так, что военная приемка не имела поводов не принять эту работу.

И все же 6 сентября 1937 года В.Е. Курышев был арестован и по приговору Военной Коллегии Верховного Суда СССР 7 апреля 1938 года расстрелян. В один день с первым «красным директором» И.М. Ждановым. Похоронен Василий Иванович Курышев в Хабаровске. (Источник: Книга памяти Хабаровского края)

29 марта 1990 г. постановлением Президиума Верховного Суда СССР В.Е. Курышев был реабилитирован, дело было прекращено за отсутствием состава преступления.