Как-то так случайно вышло, что все пять фильмов напрямую связаны с творчеством и людьми, которые им занимаются. Сначала я решил написать о новых драматических сериалах "Раневская" и "Шаляпин". Затем вышли "Король и Шут" и "Актрисы" – про них тоже необходимо было черкнуть хоть пару слов. Ну и под занавес вспомнил о рейтинговом сериале, который давным давно пора посмотреть, хотя он и довольно свежий. А начнём с панковских сказок КиШ – текст о них будет несколько больше обычного, но оно того стоит)
И простите за спойлеры, их немного)
1. Король и Шут
1999-й год, первый и очень удачный концерт КиШ во дворце спорта "Юбилейный" в Санкт-Петербурге. Полный зал фанатов и новая взятая высота для некогда неизвестной панк-группы. После завершения выступления и банкета с лёгким погромом Михаил Горшенёв (Константин Плотников) оказывается на крыше в компании собственных демонов, точнее одного, очень похожего на Джокера и Вождя мирового пролетариата одновременно. А чего удивляться – это ж Питер! На фоне огромной афиши коллектива Горшок думает о том, что мог бы прямо сейчас повторить судьбу героя песни про скалу и уйти на пике славы и успеха.
За 4 года до этого "Король и Шут" решают покорить Первопрестольную, выступить для начала в популярном тогда рокерском клубе Sexton. В ожидании концерта (а прибыли на место ребята сильно заранее, не как звёзды) участники группы в подворотне едят, пьют и спорят об анархической идее, князе Кропоткине и несправедливости нынешнего мироустройства). Вечером на их выступлении завсегдатаи этого места – лютые татуированные байкеры и случайно заехавшие на огонёк лысые братки в малиновых пиджаках едва не устроили классическую разборку с дракой и стрельбой, но оппонентов внезапно помирила "волшебная сила музыкального искусства")) ...
Вообще повествование в сериале нелинейное. Нам в разном порядке показывают значимые эпизоды из более чем двадцатипятилетней истории группы - от основания в эпоху позднего СССР до окончательного распада во вполне современной России). Точки эти разные: и идейная потасовка с классическими музыкантами в 1990-м, и не менее жёсткий мировоззренческий спор со скинами всего несколько лет спустя, и упомянутые выше знаковые концерты в Питере и Москве, и даже "тёрки" с полицией на другом выступлении, в каком-то провинциальном драмтеатре...
А ещё на экране будут появляться узнаваемые по первому слову текста панк-сказки в мрачно визуализированном авторами сериала фэнтезийном мире) Кстати, среди создателей проекта родной брат Михаила рок-музыкант Алексей Горшенёв (композитор) и его сын Кирилл Алексеевич (исполнил папу в молодости), а также и сам Андрей Князев (креативный продюсер). Несмотря на некоторые незначительные вопросы, снято и смонтировано это кино явно с душой и любовью, и, что самое главное – обычному человеку смотреть интересно.
На мой поверхностный взгляд, попадание актеров Константина Плотникова и Влада Коноплёва в образы Горшка и Князя практически идеальное. Да и сериал в целом очень не плох! Но я знаком только с творчеством группы, не следил за тем, что творилось с музыкантами "Короля и Шута" за кулисами или как они вели себя в обычной жизни. Не довелось и сиживать с ними за одним столом или ходить в вместе в школу и детсад, как сейчас с упоением рассказывают в сети многие критики сериала))
Поэтому могу сказать только одно - у каждого поклонника свой КиШ, как память о 90-х, как безбашенная молодость, когда были впервые услышаны песни этой группы! Если у вас не получилось почувствовать настроение фильма, то наверняка будете искать огрехи в сценарии, диалогах, графике, да в чём угодно. И они есть. Если удалось поймать волну, то станете смотреть взахлёб, сопереживать, вспоминать, огорчаться и радоваться...
2. Чёрная весна
В центре рассказа компания одиннадцатиклассников из провинциального городка у теплого моря - Борис "Хэнк" Хенкин (Валентин Анциферов), Иван "Киса" Кислов (Артём Кошман) и паренёк постарше Гендос Зуев (Никита Кологривый). Верховодит среди них Егор Меленин (Глеб Калюжный). Мел не простой подросток, он увлечён эпохой Золотого века русской поэзии, интересуется нравами начала XIX века, очарован тогдашними представлениями о долге, доблести и чести.
Егор еще не догадывается, что через некоторое время ему самому предстоит стать центральной фигурой в почти пушкинской истории, в которой задета честь дамы. И единственный способ смыть позор – открыть двухсотлетний дуэльный гарнитур и воспользоваться его смертоносным содержимым. Тем временем местный предприниматель-кондитер, владелец фабрики "Белая акация" Стас Кудинов решил снять новую рекламу своего фирменного пирожного "Фантазия" (Привет, Виктор Олегович и Лефортовский кондитерский комбинат!)
И по-взрослому решил – пригласил московских киношников, вовсю идёт кастинг и на него уже сходили полгорода). Однако, режиссер ролика Рома крайне недоволен потенциальными актрисами, творческая группа находится в унынии, а подходящей "русалки" так и не находится. Пока на пробы не является дочь местного авторитета и школьная подруга Мела Анжела Бабич (Анастасия Красовская)...
Если возвращаться ко вступлению о творчестве и творческих людях, то будут в сериале и музыканты, и музыка, и стихи, даже трек про ту самую "Чёрную весну". Отдельно хочу сказать о диалогах – они отличные, местами просто огонь! Актерский состав тоже великолепный: молодые артисты, о которых писал выше, прямо радуют в кадре. Да и во второстепенных ролях заняты настоящие звёзды – Николай Фоменко, Артём Ткаченко, Александр Яценко, Андрей Белый, Даниил Воробьёв.
3. Шаляпин
Конец XIX века, Москва. В "Частной русской опере" мецената и предпринимателя Саввы Мамонтова "Борис Годунов" идёт с огромным успехом и аншлагами. Специально переехавшего из Санкт-Петербурга Фёдора Шаляпина в роли царя Бориса здесь принимают великолепно, а после окончания спектакля благодарная московская публика даже несёт артиста от дверей театра до его коляски на руках.
А вот как всё начиналось...
1885 год, Казань. Юный Федя в компании местных мальчишек шатается по ярмаркам, поёт в церковном хоре, служит подмастерьем у сапожника и ещё разносит земские документы. Правда, делает последние две вещи он совершенно безответственно, всё время пребывает в каких-то своих мечтах, что часто вызывает гнев отца. Мир мальчика бесповоротно меняется, когда он случайно попадает в самый центр настоящего, яркого чуда – в массовку спектакля "Фауст". Спустя пять лет парень, покинув дом, оказывается в Нижнем Новгороде. Тут на гастролях заезжего театра антрепренёра Семёнова-Самарского он случайно встречает влекущую даму и получает работу в хоре)
Вообще тема интересных, влекущих дам и любви к ним в жизни Фёдора Ивановича Шаляпина (Александр Горбатов) очень значимая, как и связанные с ней его и их последующие страдания. Они географически визуализировались постоянными метаниями певца между Петербургом и Москвой – не только между двумя главными театрами Российской империи, но и между двумя семьями в этих городах: с прусской аристократкой Марией Петцольд (Юлия Снигирь) и с итальянской балериной Иолой Торнаги (Мария Смольникова).
Если говорить о съёмках и декорациях, то смотрится результат ожидаемо дорого/богато. В сценарии присутствует вольное жонглирование фактами из биографии великого певца и не менее вольная их интерпретация, видимо для создания большего драматического эффекта. Актеры хороши даже в ролях второго плана, например, Ян Цапник исполнил звезду сцены начала ХХ века Мамонта Дальского, а Александр Яценко художника и декоратора Константина Коровина.
4. Актрисы
Очередная совместна работа супругов Паулины Андреевой и Фёдора Бондарчука. Она написала сценарий (второй в карьере, не считая короткого метра), а он в очередной раз привычно сел в режиссерское кресло. А спродюсировали всё это великолепие Валерий Тодоровский ("Одесса", "Оттепель", "Стиляги") и Вячеслав Муругов ("Фишер", "Чебурашка", "Чики"). В трёх главных женских ролях заняты Светлана Ходченкова (Полина), Полина Пушкарчук (Оксана) и Елена Николаева (Алёна).
Сюжет "Актрис", как в театральной постановке, поделён на акты. Первый начинается в 2014-м году. В ГДТ дают "Утиную охоту" советского драматурга-классика Александра Вампилова. В роли Виктора Зилова звезда труппы Гера Колдин (Алексей Макаров). Ещё он муж Полины, но они на днях должны были развестись. Потому что Гера не пропускает ни одной юбки в своём "храме искусства" и за его пределами и изрядно закладывает за воротник. Может поэтому героиня Ходченковой так часто ищет утешения в церкви...
Вообще у каждой из трех главных героинь есть какой-то свой "гера" – своя тайная или не очень боль, уязвимость, слабость, о которой в артистической тусовке почти никто не догадывается. Алёна боится, что беременность окончательно разрушит её и так застопорившуюся карьеру и страдает от отсутствия признания и денег. А часики-то тикают! Молодая актриса Оксана хоть пока и на вторых ролях, но всё равно значительно успешнее своего парня, которого часто даже и в массовку не берут. Понятно, что такая ситуация его сильно бесит. А тут ещё девушка неожиданно прошла пробы в артхаусный фильм...
Амбициозных проектов о закулисье актёрской жизни и индустрии в целом за последние годы могу вспомнить ещё как минимум два: это "Номинация", написанная и снятая младшей дочкой Никиты Михалкова Надеждой и "Аврора" бесстрашного Романа Волобуева. Первый показался многим зрителям очень дорогим и ненужным "междусобойчиком", оценки второго проекта гораздо выше – тут и талант его создателя, и крен в психологию, и немного детектива, а не только грустные подробности из жизни индустрии. Теперь в эти мутные воды решила войти и Андреева, под ручку с Бондарчуком, естественно) Что ж, удачи! Тем более, что оценки КП пока как у михалковского "междусобойчика"...
5. Раневская
О жизни и творчестве великой актрисы преимущественно малых ролей Фаины Георгиевны Раневской ходит невероятное количество театральных анекдотов, легенд и баек. Ей, иногда без всякого на то основания, приписывают массу хлёстких, ироничных и даже жёстких высказываний и афоризмов на все случаи жизни. А с распространением интернета число таких цитат только растёт)) Даже в промо сериала были использованы золотые фразы Раневской. Но обо всём по порядку...
1915-й, Империя второй год участвует в Первой мировой и даже в далёком от фронта провинциальном Таганроге неспокойно – погромы, казаки, революционеры, профсоюзы и прокламации. Но недавно окончившую курс частной театральной студии дочь купца первой гильдии Фаину Фельдман (Мариэтта Цигаль-Полищук) это совершенно не волнует. Двадцатилетняя вздорная и решительная девица грезит о московских подмостках и собирает чемодан для бегства в Первопрестольную. Ведь она без памяти влюблена в гения русской драматической сцены Василия Ивановича Качалова (Александр Домогаров).
Несмотря на все старания отца (Семён Стругачев), Фаина всё же решается ехать на поиски счастья в Белокаменную, по-настоящему обосноваться в которой получится только спустя полтора десятилетия. А пока начинается большой творческий и человеческий путь актрисы по жизни и по огромной стране, которая сначала называлась Российской империей, а потом СССР...
Исполнительница главной роли в сериале "Раневская" Мариэтта Цигаль (сестра актёра Алексея Макарова и дочь актрисы Любови Полищук) очень обаятельная, непосредственная и по-своему милая. Кажется, что она действительно очень похожа на Раневскую в молодости, но внешнее подобие тут не главное. Основное это настроение, а его создать ей точно удалось!
Еще больше сериалов из России:
Друзья, если статья была полезна, то, пожалуйста, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на мой канал.