Альбом Джона Ли Хукера 1998 года «The Best Of Friends» прекрасно соответствует названию. По сути, это альбом-компиляция. Само по себе это не ново: большая часть записей Джона Ли Хукера представлена в виде сборников того или иного рода, что не редкость среди блюзовых исполнителей первого поколения.
The Best Of Friend вбирает почти полтора десятка суперзвездных дуэтов блюзмена, записанных во время его возвращения на большую сцену в 80-90-е годы.
Коллаборации включают в себя версии самых известных песен Маэстро. Это был период, когда Хукер, как и некоторые другие ветераны блюза перешел в мейнстрим, получив вполне заслуженное признание - а также сопутствующее ему финансовые вознаграждения.
Похоже, идею этого альбома подсказал сборник The Healer - бестселлер 1989 года, представивший совместные записи сделанные Хукером после возвращения. Некоторые треки дублируются, но всё же это два разных сборника.
В 1998 году среди лучших друзей (Best Of Friends, да?) присутствуют: Eric Clapton, Van Morrison, Bonnie Raitt, Carlos Santana, Ike Turner, Ry Cooder, Ben Harper, Jimmy Vaughn, Los Lobos...
Музыку Джона Ли Хукера обычно характеризуют как : Необработанный. Ортодоксальный. Корневой. Гипнотический. Ритмичный. Редкий... Пожалуй, да, все эти грани в той или иной степени присутствуют здесь в этих 14 номерах.
Два трека с The Best Of Friends стали обладателями премии «Грэмми».
В 1990 году дуэт с Bonnie Raitt «I'm In The Mood» за «Лучший традиционный блюз».
В 1998 году дуэт с Van Morrison «Don't Look Back» получил призы за лучшую запись традиционного блюза и лучшее вокальное поп-исполнение дуэтом.
Помимо всего этого альбом демонстрирует что для привлекательности сольных альбомов Хукера не нужны ухищрения. Достаточно послушать трек Tupelo, где Хукер аккомпанирует себе на гитаре, постукивая ногой. В свои 70 лет он все еще полон задумчивого магнетизма.
Мне кажется для точного понимания этой музыки надо разделять Блюз, как музыкальную форму от «the blues» как маркетинговую концепцию. Всё же Блюз в первую очередь, это акцент на человеческом голосе, а не на чьем-то мастерстве игры на электрогитаре. Что прекрасно демонстрирует грубое рычание Ли Хукера на фоне звуков гитар Эрика Клэптона и Карлоса Сантаны.
Надо отдать должное звёздным гостям, относящимся к себе как к актерам второго плана. Даже гитарные мэтры проявляют относительную сдержанность в своей игре. Здесь звезда - Джон Ли Хукер, собственно а кем он ещё может быть? И ещё The Best of Friends показывает, насколько музыка Блюз взаимосвязана, и в этой взаимосвязи и проникновении двери открыты практически для любого стиля: фанк, соул, кантри, world и т.д.
Конечно, сборник не устроит настоящего любителя блюза, знающего его более сырой и грубоватый материал 50-60-х годов, не говоря о пластинка 30 -х годов. Но и эта, более поздняя запись, совместных работ с известными рок-музыкантами, способна открыть музыкальные горизонты и внести в представление о Блюзе разнообразие.
Рай Кудер однажды описал впечатления от прослушивания Хукера как «все равно что слушать двух кошек в клетке, тихо рычащих друг на друг». В музыке Хукера всегда было что-то темное и опасное, в то время как Бонни Райтт сказала: «музыка Хукера была одной из самых грустных вещей, когда-либо слышанных мной».
Вернёмся к Лучшими друзьями? Приятный альбом и, конечно, не худшая компиляция Джона Ли Хукера из существующих. Но, с другой стороны, это явно не самое лучшее в его обширной дискографии. Есть гораздо лучшие версии большинства этих песен, присутствующих на других альбомах и компиляциях. Тем не менее, фирменный грув и буги присутствуют, и я бы сказал, что это идеальный альбом для более начинающих поклонников блюза. Однако лучше всего воспринимать эту работу как знакомство с великим человеком. Благодаря этой записи с его творчеством познакомилось новое поколениt. Настоящие меломаны, в отличии от «пользователей» незамедлительно начали изучение его бэк-каталогов, а ведь именно так начинается настоящее веселье.
Альбом Boogie Chillin' 1948 года открывался драйвовым и цикличным ритмом буги, что в конечном итоге привело к появлению таких групп, как AC /DC. Стиль Хукера вдохновил множество артистов, таких как the Rolling Stones, Jimi Hendrix, Bonnie Raitt, Eric Clapton, ZZ Top, Canned Heat, George Thorogood...
Многие «друзья» Хукера ссылаются на его влияние на них, и он играл со многими - опять же, список внушителен. Так что «Друзья» - хорошая, пусть и не полная иллюстрация этого влияния. Трудно выбрать альбом исполнителя, который выпустил более 100 лонгплеев и все еще записывался после 70-и. Альбом приятный, развлекающий, и познавательный особенно для тех, кто впервые знакомится с магией Джона Ли Хукера, «Друзья» - хорош для начала путешествия.
Играй громко, и я призываю тебя не двигаться и не улыбаться. Это, по большей части, оптимистичный блюз. Если такой термин уместен вообще.
На альбоме нет ни одной песни, в которой приглашенный артист «испортил» бы материал. Их участие добавило каждому номеру новых, порой неожиданных штрихов.
И всё же, на мой взгляд лучший трек альбома - Tupelo, Джон Ли Хукер с акустической гитарой и без гостей. Это один из самых мощных треков. Его глубокий вокал звенящая акустика.
Если вы новичок в Джоне Ли Хукере, ознакомьтесь с этим альбомом, а затем окунитесь в более ранние записи Маэстро. «Легенда» - слишком часто употребляемый термин для артистов в наши дни, но Джон Ли Хукер заслужил это звание. Он один из самых влиятельных блюзовых музыкантов за всю репродуцированную историю этой музыки.
Слышали этот альбом, какие треки понравились и почему?
Какие альбомы или песни Ли Хукера считаете самыми в его репертуаре?
Возможно будет интересным: Jeff Healey - жизнь и звук в стиле блюз
Jimmy Reed - панк-блюз 50-х или печальная судьба в весёлой музыке
Заказать книгу: Глядя на дым - Воспоминания участника Свердловского рок-клуба.
Здесь можно записаться на индивидуальное занятие по гитаре или консультацию