Причины отставания авиапромышленности в СССР.
Советский Союз проигрывал Германскому Рейху во время Великой Отечественной войны тем, что совсем недавно стал индустриальной державой. Особенно это было видно в ситуации с самолётами. Дефицит алюминия привёл к тому, что в Советском Союзе истребители в основном делались из древесины, а в Германии алюминия было столько, что он во время войны шёл, например, на строительство обычных домов. К тому же, если у немцев на заводах работали уже поколения квалифицированных рабочих, а так же было огромное количество техников и инженеров, то в СССР у станков стояли вчерашние крестьяне.
Показателен пример удивления лётчика-испытателя, инженера Алексеенко Василия Ивановича, когда он в 1940-м году испытывал немецкие боевые самолёты. Буквально все люки и проёмы в этих летающих машинах были тщательным образом загерметизированы резиновыми прокладками. Алексеенко и другим советским техникам это показалось бессмысленным, но, только проведя испытания, они поняли, что воздух, гуляющий внутри самолёта, снижает его скорость и забирает мощность у двигателя. В СССР раньше о таком просто не кому было думать, а в Германии только в фирме «Мессершмитт» конструкторов работало больше, чем во всех КБ СССР.
Отставание в нефтехимической промышленности, привело к тому, что страна Советов так и не смогла к началу войны создать и обеспечить войска 100-октановым горючим, который так же прибавил бы к скорости советским истребителям в несколько десятков км. в час.
Люди, собирающие на заводах моторы для советских самолётов в массе своей, ещё 10 лет назад не умели читать и писать, а теперь должны были изготавливать высокотехнологичные изделия. Конечно же, делали они это из рук вон плохо. Самый массовый для советских истребителей в 1942-м году пушечный поршневой четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения «М-105П», собираясь кое-как и с ошибками, естественно во время эксплуатации недобирал мощности, выбрасывал масло, и забрызгивал самолет от кока до хвоста.
Но и сами лётчики, как говорится, подливали масло в огонь, эксплуатируя свои самолёты не правильно. Они вели воздушные бои не на тех оборотах, что приводило к снижению скорости и быстрому износу двигателей. Так же, молодые и даже опытные пилоты и техники, совершенно не соблюдали инструкции по эксплуатации воздушных машин. Пилоты, во время полёта совершенно не следили за тем, чтобы колпак кабины был наглухо задраен, не смотрели они так же и за положением створок радиаторов, которые открывались по максимуму вне зависимости от режима полета. Хотя наставления рекомендовали ставить их по потоку, минимизируя лобовое сопротивление истребителя. Да и драить фюзеляжи самолётов и обновлять красочное покрытие, скажем честно никто и не пытался. Никто даже и не догадывался о том, что грязь на самолёте, так же снижает его боевые характеристики.
Если же сюда добавить ещё и в массе своей небрежно проводимый ремонт, то вот и получается, что пилоты и техники неосознанно сами превращали свои машины в летающие гробы, снижая скорость своих машин на 40–50 км/ч.
Диалектичный плюс в отставании от Германии
Но как всегда, рядом с минусами диалектично находятся и плюсы. Невозможность опередить Германский Рейх в качестве производимой продукции, СССР, в том числе и благодаря описанным выше минусам, смог значительно превзойти Германию в количестве произведённых самолётов. Неквалифицированной рабочей силы всегда больше, чем филигранно отточенных штучных специалистов. Соответственно их и задействовать можно больше. Истребитель из дельта-древесины в производстве оказался проще и дешевле своего металлического аналога, а невозможность создать 100-октановый бензин, для производства одного литра которого требовалась целая бочка сырой нефти, так же увеличивало создание 78-октанового топлива.
Сделав осознанный выбор в пользу массовых военно-воздушных сил, даже при неизбежном проседании среднего качества отдельных самолётов, СССР в итоге и победил в Великой Отечественной войне. Советской авиации в небе всегда было в несколько раз больше, чем немецкой, и свои задачи, именно поэтому она выполняла гораздо лучше, а имея в наличии большую массу самолётов, это позволяло гораздо большему количеству молодых людей дать в руки не обычную винтовку, а мощное и маневренное средство ведения войны.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите комментарии - так вы можете поддержать этот канал :)