Большинство людей думают, что немцы были первыми, кто начал массовое производство быстрых полноразмерных седанов. Это правда, поскольку Mercedes-Benz 300SEL 1968 года с 6,3-литровым двигателем был настоящим суперседаном по суперцене. Однако в то же время британцы представили нечто более доступное.
Основатель Jaguar сэр Уильям Лайонс обдумывал такой автомобиль с 1964 года. «Мистер Ягуар» хотел создать автомобиль, который полностью соответствовал бы тогдашнему лозунгу Jaguar: «Изящество, пространство и скорость». Предполагалось, что это будет большой седан, который мог бы не отставать от E-Type , но он также был на одном уровне с Rolls Royce с точки зрения комфорта. И джентльмен, купивший машину, должен чувствовать себя одинаково непринужденно, будь то за рулем или на заднем сиденье.
У Лайонса уже был один из наиболее важных элементов, необходимых для этой машины, — двигатель. XK120, дебютировавший в 1949 году, был первым Jaguar с новым 3,4-литровым рядным шестицилиндровым двигателем. Этот двигатель XK6 позже стал одним из самых заметных двигателей в истории автомобилестроения, он использовался в различных моделях почти 40 лет, вплоть до 1987 года. Число 120 в модели XK не случайно: с двигателем мощностью 160 л.с, XK120 мог разогнаться до 120 миль в час(193 км/ч), что в то время было впечатляющим. Так что двигатель у них уже был, а Jaguar тоже умел выпускать быстрые седаны. Все, что нужно было сделать — это вложить все свои ноу-хау в последний и самый важный автомобильный проект в жизни — Jaguar XJ.
Jaguar XJ6 вышел в сентябре 1968 года и полностью оправдал его ожидания. "Самый лучший Jaguar" выглядел грациозно, вел себя тихо и комфортно, как и подобает большому седану, но самое главное, управлялся не хуже спортивного купе с точки зрения динамики и точности. И хотя сейчас это может быть трудно представить, в те дни все называли Ягуары доступными по цене. Они не были дешевыми, но они давали вам больше отдачи, чем обычно в то время, а стоили в 2–3 раза меньше. Пресса также восторженно отзывалась о новом XJ6: «если бы они удвоили цену, это все равно была бы отличная покупка», «Если вы не собираетесь покупать XJ6, не пытайтесь его купить, потому что после этого обычные автомобили будут для вас скучными. Это особый вид вождения» ( журнал Autosport, 6 августа 1970 г.).
Стандартный Jaguar XJ6 с 2,8 л и мощностью 140 л.с. был сделан для Европы (эта версия не продавалась в США), а XJ6 с 4,2 л и 173 л.с. мог разогнаться до 201 км/ч, что делало его одним из самых быстрых седанов в мире. И это еще не все. В 1970 году у Jaguar уже был новый 5,3-литровый двигатель V12 мощностью 265 л.с., который был разработан для Jaguar E-Type, но также идеально подходил для XJ. Так, в 1972 году вышел серийный 12-цилиндровый XJ12, который на прямой мог даже обыграть Mercedes-Benz 300 SEL 6.3. Учитывая, что максимальную скорость XJ12 в 225 км/ч у XJ была необычная особенность сдвоенных топливных баков в задних крыльях — расход топлива 20 л/100 км был почти стандартным, но до нефтяного кризиса это мало кого волновало.
Начиная с 1968 года Jaguar XJ стал хитом продаж – производители даже не нуждались в рекламе, потому что продавали все, что могли произвести. Кстати, для тех, кто ищет что-то уникальное, были версии, разработанные под значком: Daimler Sovereign (2,8-литровый и 4,2-литровый 6-цилиндровый) или Daimler Double Six (5,3-литровый V12). Если не считать рифленой решетки радиатора, Daimler фактически ничем не отличался от Jaguar, но Daimler был немного более благородным брендом, поэтому стоил дороже. Между прочим, Jaguar не мог использовать имя Daimler в Соединенных Штатах, поэтому эти версии продавались там как Jaguar Vanden Plas.
Однако примерно в середине 70-х успех Jaguar иссяк. Jaguar мог победить Mercedes по прямой, но не по качеству сборки. Плохое управление в группе British Leyland (которая на тот момент уже владела Jaguar) и шаткое финансовое положение отрицательно сказались на качестве Jaguar. А модель второго поколения, выпускавшаяся в 1973–1979 годах (визуально почти идентичная первому поколению), бросила тень на репутацию Jaguar, на восстановление которой ушли десятилетия.