В предыдущем выпуске мы с Вами наблюдали счастливую жизнь Марии Фёдоровны в семейном кругу, чуть ранее говорили о её благотворительной деятельности, в этот раз мы поговорим о людях, о которых она заботилась почти как о родных, а они, в свою очередь, буквально боготворили её. Речь идёт о солдатах и офицерах лейб-гвардии Ея Величества Кирасирского полка, августейшим шефом которого Мария Фёдоровна являлась на протяжении многих лет.
Этот славный полк начал свою историю ещё в 1704 году и поначалу звался Невским драгунским. Императрица Анна Иоанновна переформировала полк в кирасирский, выдав его бойцам кирасы – металлические нагрудники, напоминавшие рыцарские латы. В XVIII-XIX веках кирасиры, как в России, так и в Европе, считались главной ударной силой кавалерии. Гвардейским кирасирским полкам доверяли охрану и почетное сопровождение императорской фамилии. Наши герои - будущие «гатчинские кирасиры» - поначалу не входили в состав гвардии, но имели особую привилегию – их шефами были высочайшие особы. С 1796 г. шефом полка была императрица Мария Фёдоровна (супруга Павла I), благодаря которой полк стал на «постоянные квартиры» в Гатчине и её окрестностях. Следующим шефом стал наследник престола Александр Николаевич, в шефство которого полк получил новую форму – белые колеты со светло-синими воротниками и обшлагами. По этой, довольно красивой, форме полк и получил своё самое известное прозвище – «синие кирасиры».
Мария Фёдоровна, тогда ещё цесаревна, приняла шефство над полком в 1880 году, после кончины императрицы Марии Александровны. Элегантная и грациозная, непринужденная и жизнелюбивая, Мария Фёдоровна очень полюбилась кирасирам, которым всячески помогала – делала щедрые пожертвования, защищала провинившихся офицеров и нижних чинов, регулярно справлялась о здоровье заболевших, к которым могла прислать своего лейб-медика Н. А. Вельяминова. Благодаря императрице были благоустроены полковые казармы и построено здание Офицерского собрания (Гатчина, ул. Жемчужина, 1). Наконец, не без содействия императрицы, на службу в полк был зачислен её младший сын – великий князь Михаил Александрович, что было огромной честью для полка. В ходе службы великий князь познакомится со своей будущей женой Натальей, роман с которой вызовет настоящий скандал в императорском семействе, но это уже совсем другая история, достойная отдельного рассказа…
«Маленькие синие её величества» - так в шутку при дворе называли гатчинских кирасир. При этом по своим физическим данным, они были вовсе не маленькие: в полк набирали рослых, красивых брюнетов. Контраст между ними и миниатюрной фигурой императрицы особенно бросался в глаза на полковых праздниках, смотрах и учениях. Красочное описание такого смотра, происходившего в 1910-х годах, приводит в своих мемуарах князь Владимир Трубецкой, сам бывший кирасир:
«Маленькая, худенькая, с тонкой перетянутой талией, вся в черном и старомодной черной шляпке – старая царица сидела в коляске прямо, как девушка. С совсем особой приветливостью, улыбаясь, глядела она на людей, недвижно застывших на своих огромных конях и, проезжая мимо каждого комнадира эскадрона, грациозно кивала головой, лёгким неподражаемым движением… Лучшая актриса, и та не сумела бы вложить в этот маленький жест столько величественной грации и приветливости…».
Шли годы. В жизни Марии Фёдоровны произошло немало трагических событий: потеря любимого супруга, а позднее – и всех трёх сыновей… В годы Гражданской войны она будет вынуждена навсегда покинуть Россию и вернуться на родину – в Данию. Но вплоть до самой своей кончины она принимать живейшее участие в судьбе полка, немало чинов которого были вынуждены эмигрировать.
Памятью о тех событиях служит замечательный подарок, изготовленный в мастерских полка для августейшего шефа и ныне хранящийся в Гатчинском дворце. Это изысканный стальной стул, спинка которого выполнена в виде вензеля Марии Фёдоровны, а сиденье расшито цветами полка – белым и синим…
Автор: методист музея-заповедника "Гатчина" Николай Некрасов
#императрицаДагмар #мария федоровна #дом романовых #история россии #кирасиры