Свой рассказ о Калининграде я начала словами о том, что город совершенно не оправдал мои ожидания, но, тем не менее, все же очаровал меня и моих спутников своим неповторимым обликом. И самое первое, на что я обратила внимание из окна автобуса - "средневековые" фасады домов.
И, конечно же, я спросила нашего гида о возрасте этих строений. Каково же было моё удивление, когда я узнала, что это обычные хрущевки 1950-60 годов, фасады которых реновировали к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
Экскурсовод не рекомендовал нам смотреть на эти дома со стороны двора, но мы все же сходили и заглянули - обычные хрущобы высотой 4-5 этажей. И, по словам гида, внутри они тоже остались без капитального ремонта - новый облик получили только фасады.
С лёгкой руки телеведущего Ивана Урганта Ленинский проспект Калининграда был прозван потёмкинской деревней ганзейского типа. Потому что вид улицы стал напоминать внешний вид европейских городов, входивших когда-то в Ганзейский союз.
Фасады обычных хрущевок отделали таким образом, чтобы они напоминали дома в "ганзейском стиле", хотя классический ганзейский стиль - это всё же кирпичная готика. А в Калининграде крыши реконструируемых домов покрыли керамической черепицей, устроили фальш-мансарды. Фасады поподъездно заштукатурили и покрасили в разные цвета или облицевали плиткой. Отсюда впечатление сплошной застройки.
Жители нескольких домов отказались от подобной реновации, решив дождаться полноценного капитального ремонта не только лицевой стороны строений, но и их внутреннего устройства.
И вот тогда-то меня настигло осознание, что древнего города-крепости я тут не увижу!
Но это осознание не помешало моему позитивному восприятию внешнего облика Калининграда. Конечно, жаль, что лицевая сторона некоторых улиц существенно отличается от изнаночной, но при этом город имеет свое узнаваемое лицо.
В следующий раз я поделюсь впечатлениями от других частей города, которые мы успели посетить.