Найти в Дзене
ASRP.media

"Антропология сновидений": научное исследование Алексиса Каркотиса о мистическом мире осознанных сновидений народа Нгобе в Панаме.

Оглавление
Алексис Каркотис — Эколог, доктор наук по социальной антропологии "Бристольского университета", а так же бакалавр антропологии и бакалавр экологии "Университета штата Аризона". Писатель и прогностический аналитик. Этнограф общин коренных народов.
Алексис Каркотис — Эколог, доктор наук по социальной антропологии "Бристольского университета", а так же бакалавр антропологии и бакалавр экологии "Университета штата Аризона". Писатель и прогностический аналитик. Этнограф общин коренных народов.

В предыдущем интервью ASRP.media "Соединить мир снов и реальность. Михаил Радуга рассказал о частных исследованиях", с известным исследователем осознанных сновидений и внетелесного опыта Михаилом Радугой, он рассказал о главной задаче своих исследований — объединении миров сновидений и бодрствования.

Вдохновленные этой публикацией ASRP.media решили погрузиться глубже в данную тему. Во время разговора за чашечкой любимого сырого шоколада с Алексисом Каркотисом владельцем Katakwa shop, который является настоящим экспертом в данной области.

Защитив докторскую диссертацию по социальной антропологии в Бристольском университете, Алексис провел полтора года среди коренного народа Панамы Нгобе-Бугле, исследуя их культуру, обычаи и особенности их жизни. Особое внимание он уделял роли сновидений в их повседневной жизни и духовных практиках. Во время своего пребывания среди Нгобе-Бугле, Алексис изучал такие тесно связанные темы, как формирование сообществ, политизация, гендерные отношения, ремесла, мифы и космологические повествования. Он открыл для себя глубокое значение, которое сновидения имеют для этого народа, и как они используют их для получения знаний, исцеления и взаимодействия с духовным миром. Это опыт дополнил его понимание осознанных сновидений и стал ключевым моментом в его научной карьере. В нашем эксклюзивном интервью Алексис делится своими впечатлениями от жизни среди Нгобе, рассказывает о месте сновидений в их культуре и духовной жизни, а также обсуждает свое видение возможного объединения миров сновидений и бодрствования.

Он также затрагивает актуальные вопросы социальной антропологии, связанные с восприятием и интерпретацией сновидений в разных культурах и традициях. Размышляя о своем опыте и исследованиях, Алексис подчеркивает важность сопоставления знаний, полученных из разных культурных контекстов, для обогащения нашего понимания механизмов сновидений и их потенциала в области науки, психологии и философии.

Социальная антропология, мир духов и сновидения.

ASRP.media:

Уважаемый Алексис, долгое время Вы в качестве антрополога, ученного и исследователя прожили среди одного из коренных народов Панамы. Вы даже защитили по результатам этих исследований докторскую диссертацию. Само название этой коренной народности Нгобе-Бугле, не могли бы Вы рассказать кратко о сути этих исследований чем важно изучение этой народности и чем они не обычны?

Aleksis Karkotis:

Да, спасибо за возможность поговорить о народе Нгобе-Бугле и коренных народах в целом. Мне выпала большая честь и возможность жить и работать с народом Нгобе-Бугле в Панаме в рамках моей докторской степени по социальной антропологии в Бристольском университете. Это происходило в период с 2006 по 2012 год.
В социальной антропологии существует особая методология, отличающая ее от других социальных наук. Она именуется "наблюдением участников", что фактически требует, чтобы вы встали со своего дивана, путешествовали и жили с людьми и взаимодействовали с культурами, которые вы исследуете. Таким образом, вы участвуете и наблюдаете за культурой и ее носителями, в диалектическом смысле, и пытаетесь, насколько это возможно, увидеть мир "с точки зрения туземцев", как говорили ранние антропологи.
Слово "туземец" в начале века обозначало коренное население, но сегодня оно может обозначать любую социальную группу в современном обществе. Например, если исследовать осознанные сновидения, практикуемые особой группой, то антропология потребуется как для практики осознанных сновидений, так и для наблюдения за социальными аспектами этой практики.
Теперь, после этого пролога, позвольте мне рассказать о Нгобе-Бугле, с которыми я жил в течение 18 месяцев, на их собственной полуавтономной территории, комарке Нгобе-Бугле.
Нгобе — это коренная группа, проживающая на западе Панамы, недалеко от границы с Коста-Рикой. Они были одной из первых групп коренного населения, столкнувшихся с испанцами пятьсот лет назад, когда те прибыли на континент, и одними из немногих, кто пережил завоевание впоследствии.
В прошлом веке, когда методичные гонения и войны утихли, они пережили демографический бум, так что сегодня их численность составляет около 350 000 человек, из которых 200 000 живут на собственной полуавтономной территории, называемой комарка Нгобе-Бугле.
Бугле — это еще одна группа коренных жителей, около 20 000 человек, с которыми Нгобе мирно сосуществуют.
Нгобе-Бугле комарка — это огромная территория, около 10 000 кв. км, что в перспективе соответствует размеру Кипра. Это тропическая местность с высоким биоразнообразием и величественными тропическими горами — так как через нее проходит Центральная Кордельера, с многочисленными реками и изысканно красивыми длинными береговыми линиями. Здесь нет ни дорог, ни электричества, ни настоящей современной инфраструктуры. Нгобе живут разрозненными общинами, хуторами, по 200-300 человек в децентрализованном, эгалитарном, ацефальном обществе. Оно чрезвычайно мирное и спокойное.
Во время моего 18-месячного пребывания у Нгобе я изучал различные взаимосвязанные темы, такие как формирование общины, политизация, гендерные отношения, ремесла, мифы и космологические повествования. Что касается их космологии, о которой мы сегодня говорим, то "традиционные" так сказать религиозные представления Нгобе о мире скорее подразумеваются, чем явно выражены.
Нгобе — это то, что в западном понимании можно назвать "анимистами", поскольку они воспринимают весь физический мир как наполненный духами, добрыми и злыми, которые находятся в состоянии постоянной духовной войны. Мир духов сосуществует с физическим миром, как и мир снов.
Центральный аспект антропологии, как дисциплины, заключается в том, чтобы избежать принятия полностью "западноцентричного подхода" при изучении "других", которые не являются западными.
Например, на Западе у нас есть философское и религиозное понимание мира, изложение которого не применимо к другим культурам, особенно к коренным племенным обществам. Западная психология не так прямо применима к другим культурам, как хотелось бы западным людям.
Например, один мужчина сказал мне однажды во время групповой дискуссии о духах и животных — "Алексис, мы не знаем, почему мы, Нгобе, видим духов, а белые люди — нет, но это так [es asi]. Мы знаем, что вы [ustedes] не видите их, мы знаем. Но мы не знаем, почему мы видим, а вы нет".
Онтологические отношения Нгобов с различными доменами размыты, поскольку эпистемологически они занимают одно и то же измерение. Например, визит бабочки может ничего не означать. Но он может означать, что кто-то, возможно, думает о вас и побудил ее прилететь. Светлячок в вашем доме может означать, что кто-то собирается навестить вас издалека. Другие животные, особенно змеи и орлы, могут обладать духом. Встреча с духом или "животным-духом" может быть истолкована как вызванная самим человеком через его мысли и действия или посланная другим человеком, злонамеренно или нет, который находится далеко. Духи, сущности во сне, деревья, насекомые, животные и люди сосуществуют в одном измерении и делают это как "личности", которые облечены в определенную форму и взаимодействуют (через свои реальности) друг с другом в соответствии со своей космологической перспективой в том, что является космологическим театром союзов и войн. Это то, что Эдуардо Вивейрош де Кастро называет "множественный перспективизм природы" (multinatural perspectivism) (1998), но это долгая дискуссия.

Нетипичное отношение к снам. Мудрость сновидений.

ASRP.media:

У этого народа совершенно специфическое и не типичное отношение к снам и ко всему, что касается области сновидений, нам "Advanced Scientific Research Projects & Association of Sleep Research Projects" как научно исследовательской группе в области сна особенно интересна эта тема и направление расскажите подробней в чем их особенность чем она отличается от восприятия современного европейского человека?
Aleksis Karkotis: — Утреннее приветствие нгобе звучит так: "Mo boko ninio?", что переводится как "Что тебе снилось прошлой ночью?". Частым ответом является "Niaka", что означает "ничего". Не то чтобы ничего не снилось, но ничего не снилось с социальной значимостью. Сокращенный вариант этого утреннего обмена, который можно услышать в комарке, —"Нианторе", что также более или менее означает "ничего". Таким образом, утром нгобе говорят друг другу "ничего". Сны снились, но не такие, о которых считалось бы важным говорить. Если человек видит яркий символический сон, который будит его в середине, этот человек может разбудить всю семью старейшин, они сядут вокруг костра и будут пить какао, чтобы поговорить об этом. Если утром толкование не будет достигнуто, человек посетит местного мудреца, которого мы называем шаманом. Шаман даст свое толкование и наставления.
Сны очень важны в обществе Нгобе. Если Нгобе, например, приснился кошмар, то на следующий день он или она не будет заниматься любой деятельностью. Скорее всего, он будет сидеть дома и размышлять о пережитом, пока не поймет его. Пока ему не приснятся прекрасные сны.
Тревожные мысли крайне негативно влияют на психику Нгобе. Если, например, женщине Нгобе приснился плохой сон (кёбё), она, скорее всего, не будет плести свою сумку (кига) на следующий день. Если она увидит духа (чела), который напугает её, то же самое. Причина в том, что в сумке-чакаре носят младенцев до трех месяцев, еду, дрова и другие предметы домашнего обихода, и тревожные мысли будут вплетаться в нити сумки и передавать эту негативную энергию в содержимое — её ребенка, еду, дрова для огня, одежду. Поэтому она никогда не сплетет, если увидит плохой сон. Кроме того, женщины верят, что для того, чтобы нити киги стали идеально белыми, женщина должна быть в приподнятом настроении и хорошем расположении духа. То же самое с мужчиной, который чинит или строит свое каноэ. Он не станет этого делать, если не будет в приподнятом настроении. Или посещение сельскохозяйственного поля. Негативные мысли привлекают негативных духов. И это закономерность, наблюдаемая у коренных народов всего мира.

ASRP.media:

Какие традиции, ритуалы, техники и методы сновидений существуют у них? Что самое необычное вам удалось увидеть проживая там в их среде?

Aleksis Karkotis:

Какао. Простая нетронутая пища, например, клубни и рис. Песнопения. Танцы. Долгие и мирные беседы по ночам у костра в хижине. Видите ли, в отсутствие электричества день следует своим естественным ритмам. На Западе, как только заходит солнце, мы выключаем рубильник и включаем электрическую лампочку. У них этого нет, и они этого не делают. С полудня все в общине начинают, так сказать, ночное путешествие. Темно, тихо и очень мягко. Они не пользуются телефонами, не смотрят телевизор. Их разум не так сильно беспокоят жестокие новости. Нет понедельника, вторника, среды и так далее. Если их сельскохозяйственное поле требует ухода, они могут работать без перерыва в течение двух недель. Но если нет работы, коренные жители не чувствуют себя обязанными что-то делать. Как это делаем мы, западные люди.
Кроме того, Нгобе — и это верно для многих коренных народов, не следуют 8-часовому режиму сна и 16-часовому режиму бодрствования, принятому на Западе. Они разбивают свой день на множество сегментов сна и бодрствования. Так, они спят в своем гамаке в 6 вечера в течение часа, просыпаются, снова ложатся спать в 10 вечера. Просыпаются в 4 утра. Снова ложатся спать в 7 утра. И так далее. Они спят 6-8 часов в сутки, но разбивают эти часы на отрезки. Таким образом, бодрствование и сон следуют друг за другом, как волны. И какао… Они пьют много домашнего какао.

Материал подготовила: Татьяна Бурилова

Рекомендуем к прочтению:
➡️
Соединить мир снов и реальность. Михаил Радуга рассказал о частных исследованиях

➡️«Это реальный опыт». Профессор Михаэль Шредль рассказал, в каких областях может помочь изучение осознанных сновидений

➡️Сонник XXI века: искусственный интеллект и толкование снов. Как ИИ раскрывает значение снов и меняет понятие “Дневник сновидений”.

#asrpmedia #alexiskarkotis #luciddream #осознанныесны #осознанныесновидения #наука #сны #сновидения #исследования #исследованиясновидений #АлексисКаркотис #Нгобе #Панама #ритуалысна #традициинародовмира