Найти тему
GTLogistics

Особенности и нюансы маркировки воды

Маркировка товаров разных групп все решительнее шагает по стране и к будущему году по планам регулятора должна охватить все имеющиеся группы товаров. Так что всем участникам производственно-торговой цепочки рано или поздно придется наладить свое участие в процессе маркировки. А сегодня мы расскажем о том, как происходит маркировка воды и как облегчить ее внедрение.

Воду-то за что

Система «Честный знак» была придумана в спокойном 2018 году (запущена годом позднее) и предназначена она для лучшей прослеживаемости товаров. Говоря простыми словами, система должна помочь бороться с подделками, некондицией, повышать прозрачность пути продукции от производителя до потребительской корзины.

Маркировка в первых рядах коснулась ряда чувствительных к контрафакту групп товаров – например, табачной продукции. Но уже в 2021 году начали маркировать и бутилированную воду. И казалось бы – ну вода-то при чем? Но на самом деле рынок бутилированной воды весьма уязвим перед контрафактом, т.е. поддельными товарами: налить в бутылку условную воду из-под крана и наклеить распечатанную на принтере этикетку значительно проще и дешевле, чем сделать, например, поддельную колбасу. Да и детектируется такая подделка несравненно сложнее.

И это не пустые слова: в 2019 г. поддельная минеральная вода занимала в среднем четверть всего рынка, а по некоторым наименованиям доля контрафакта доходила до 4/5!

Конечно, такая ситуация не приносила ни пользы потребителям, ни денег в казну (в том числе на улучшение собираемости налогов направлено введение «Честного знака»). Поэтому рынок воды попал под маркировку одним из первых.

Послание в бутылке

Понятно, что маркировка наносится на упаковку, а не на саму воду. Таким образом производитель, наносящий штрих-код, дает возможность всем желающим, в том числе покупателям, отсканировав код, выяснить всю историю продукта.

Для того, чтобы код можно было нанести, на упаковке (в данном случае – полиэтиленовой таре) следует предусмотреть место примерно 50х50 мм для размещения кода.

Сама маркировка – это ни что иное, как QR-код, в который заключены, словно джинн в бутылке, данные о наименовании товара, о производителе, дате изготовления, объеме тары и пр.

Уже сейчас – точнее, с марта прошлого года – нельзя продавать бутилированную воду, на которой нет такого штрих-кода. А с декабря этого (2023) года к системе должны будут подключиться еще множество участников рынка потребления воды: это и общепит, и отели, образовательные и медицинские учреждения. К 2025 году регулятор намерен запустить потоварный учет воды в упаковках.

А можно не надо?

Пока что можно, но только в ряде конкретных случаев. Если вода сделана изо льда или снега, если предназначена для детского питания или для магазинов беспошлинной торговли. Не подлежат маркировке и пробные образцы и еще ряд частных случаев.

Ну хорошо, а что делать?

Всем профессиональным участникам рынка воды нужно внедрять систему маркировки. Так, производитель должен сам заводить данные о товаре в «Честный знак». Ему нужно получить УКЭП (усиленную квалифицированную электронную подпись), иметь регистрацию в системе, зарегистрировать там конкретный товар и получить в личном кабинете на него коды.

Сами коды можно распечатывать самостоятельно или, например, в типографии.

Но это не все. Всем участникам нужно подключение к системам для сканирования кодов, иметь оборудование для нанесения маркировки (производителю) и ее считывания (всем остальным).

Как вы понимаете, все это подразумевает довольно большой объем работы и возникает вопрос: можно ли его уменьшить? Ответ: да! Для таких целей и служит WMS (система управления складом), но только в том случае, если она умеет передавать данные в «Честный знак» и работать с мобильными терминалами, которыми сотрудники могут сканировать коды.

Все это умеют решения от GTLogistics, а еще сотрудничество с GTLogistics это:

· регистрация согласно всем нормативам;

· настройка рабочих мест;

· техподдержка и обучение.