Найти тему
Светлый путь. Рассказы

Мама. Окончание

Звон будильника в пять утра поднял Ильинишну на ноги, заставил вскочить - хоть и спят дети не в доме, а всё же могут услышать звон, проснуться ни свет ни заря.

Начало истории тут:

Накинула на себя легкую кофту, мягко ступая по половицам, прошла мимо спящих сыновей. Целый год она их не видела и вчера толком не рассмотрела в спешке и суете. Сейчас, пока они спят, вдоль, досыта нагляделась на родимых.

Витя, коренастый, светловолосый, весь в отца - спал на спине, по богатырски закинув руки за голову, с юных лет громко храпел. Игорь скомкал подушку, край одеяла, подложил под ногу, свернулся клубочком - жидковатый против брата, спит как ребенок, открыв рот и дергая длинными ресницами. Набил на плече то ли рыбу, то ли русалку - ну в воду не гляди, связался со шпаной в городе.

Ильинишна поторопила себя, тихонько нащупала ногой калоши, взяла бидон, заранее приготовленный с вечера, сходила за молоком. Подивилась разбросанной по двору обуви, поставила ботинки сыновей на завалинку, сушиться.

Пока поднялись родные гости, успела нажарить румяных оладушек, приготовить пахучий чай из дущицы. Ребята проснулись довольные, раздували ноздри от запаха утренней деревни и маминых оладьев, Игорёк со смехом рассказывал, как очнулся от крика петуха, едва только встало солнце, закинул в него старой калошей, что нащупал спросонья около себя. Витя улыбаясь смотрел на брата, еще сонный, позёвывал, выпил полкринки молока, с удовольствием причмокнул, помотал головой.

-А я засыпал вчера и ушам больно, такая тишина кругом, будто я с концерта какого вышел, где мне в ухо орали, и сразу нырнул в воду, все звуки пропали, непривычно так.

Не успела Ильинишна порадоваться, помечтать о том как весь день будут сыновья подле неё, расскажут про жизнь в городе, поделятся своими планами на будущее, как Игёрек уже забрался на чердак, стащил лодочный мотор, вместе с Витей стал прилаживать к лодке. Еле сдержала слезы, скомканным платком прикрыла рот.

-Знать на целый день опять пропадете?

Испытала обиду, ревность к озеру и чем только манило оно мужиков местных? Хотя сама знала ответ - много радости и печали пришло к ней через это озеро, никак без этого уже. С самого детства казалось, что там, на другом берегу иная жизнь- хоть и боязно было, но жутко интересно. Еще бабка старая совсем, видно в бреду, часто твердила её матери, что сколько вода не заберет, все вернет строицей, много счастья принесет Катьке, именно она родимая, вода озерная.

Оттого наверное так охотно и замуж вышла за заозерского парня - забрел к ним ночью, весь мокрый, со сломанным веслом, просил у отца Кати гвозди да молоток, починить поломку. Сам с отцом говорит, а неё поглядывает, смущалась, но глаз не прятала, слегка улыбалась случайному путнику. Так бы может и разошлись их пути, на два берега, но отец опомнился, отправил Катю вдогонку.

-Иди скорей, догони его, отдай наше весло, вдруг опять сломается посреди озера.

Вот так Андрей стал её мужем - вернул весло, забрал Катерину. Правда жить они стали с родителями Кати - у них и рыбное хозяйство рядом и дом большой, просторный. Родился Витюша, здоровый паренёк, словно копия отца - серьезный, сговорчивый и не капризный, никаких хлопот не доставлял. Не могла поверить своему счастью до конца Катерина - любящий муж, сын, жизнь в достатке, но тревожно было на сердце, как чувствовала беду.

Когда было Витюше три года, отправился Андрей один за щуками. Не вернулся к вечеру, а утром нашли его лодку пустую, притащили к берегу, сразу Кате сообщили. Она хотела тут же в озеро кинуться, следом за Андреем, да зародилась в ней еще жизнь, и Витюшу оставлять сиротой не хотелось. Один смысл был в её жизни- сыновья, они ей и силу давали и желание жить.

-Езжайте с богом, только осторожно, не балуйте! Эх, остались бы дома, пожалели бы мать! Опять вас дожидаться, до возвращения не смогу и вздохнуть полной грудью.

-Чего тревожишься? Мы же вдвоем! Рано не жди, в клуб заозёрский зайдем вечером, там может задержимся.

Днем забегала несколько раз Варя, придумывала предлоги, хотела увидеть Игоря, не застав его расстроенно опускала глаза, теплила в душе надежду. Ильинишна и сама расстраивалась, жалела девушку, да свои мечты разрушенные никак не могла принять. Сердце подсказало ей мысль, аж сама испугалась.

-Варюш, а ты отправляйся прямиком в клуб на тот берег, ребята сказали вечером там будут, глядишь и свидишься с Игорьком. Кто знает, может передумает он уезжать?

Сказала, а потом задумалась - не желает ли таким способом мальчиков под контроль поставить? Опасливо конечно, вдруг хмельные в драку ввяжутся, а в присутствии Вареньки пристыдятся. Чужого ребенка, на ночь глядя отправляет через озеро. Устыдилась, хотела было отказаться от затеи, да Варюши и след уже простыл, побежала договариваться со стариком Демидовым, чтобы свез её на тот берег вечером, а обратно с ребятами.

Часов до двенадцати ждала сыновей, сходила на берег, прислушалась - вдали отчетливо слышен гул мотора, успокоилась вернулась в дом, прилегла, стала погружаться в дрему, проваливаться. Перед глазами встал Игорь, бледный, худой, в руках щуку держит, сам трясется, будто заплакать хочет, перешел на крик.

-Мама я тут останусь, на родной земле, мама, слышишь, мама!

Вскочила Ильинишна, мечется по избе, слезы ручьем льются, ищет в темноте халат какой нибудь, да прямо так, в домашних тапочках побежала к берегу. Слушает, тишина кромешная, ни одного звука нет, только шлепает что-то по воде, будто ходит кто за камышами. Стало страшно, не знает куда податься ночью. Надо бы мужиков звать, да как им скажешь - сон дурной видела, ищите моих отпускников загулявшихся?

-Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп...

Только то и слышно вдали, видать рыба какая в сеть попала, хочет выбраться. Стала плакать от бессилия, спрашивать за что ей такое наказание? Неужто она мало страдала в своей жизни? Сквозь слезы стала всматриваться вдаль - будто плывет кто-то один в лодке, веслами гребет сбивчиво, необычно, словно силы уже на исходе. Сердце замерло провалилось - не сынок ли её? Нет, фигура женская, знакомая.

-Мать честная! Варюша!

Совсем чувств лишилась Ильинишна, упала прямо в мокрую траву - пропали её мальчишки, потонули, а Варя лодку к берегу причаливает. Сразу почуяла неладное, как тогда с Андреем, вот точно так же чужие люди подталкивали лодку к берегу, а вот она молодая, готовая спрыгнуть с обрыва от невыносимой боли. Сейчас точно так же, только в сто раз больнее вскрылась прежняя рана, в ушах так слышался крик Игоря из недавнего сна- "Мама, мама!"

Очнулась уже чуть выше, лежала у дороги, видно Варя оттащила от края берега, сейчас что-то лепечет, хочет привести в чувство Ильинишну. Она мутными глазами огляделась кругом, без сил уронила голову, не желая больше видеть небо, звезды, так предательски-ярко светившие ей сверху и вдруг вскочила с выпученными глазами от родного храпа, что по-молодецки доносился из лодки.

-Теть Кать, давайте вытаскивать Витю, он перебрал немного с непривычки, уснул, а я с мотором управляться не умею. Игорек там остался, познакомился с кем-то.

Варя сказала это без обиды, лишь для того, что бы мать не волновалась, а по тому, как нежно девушка вела под руки Витюшу, Ильинишна сразу догадалась о том что произошло. Сбылась её мечта - в тот же отпуск расписались Витя с Варей.

Быстро пролетели деньки, вот и отпуск подошел к концу. Варя не мешкая уволилась с почты, собралась, да не сомневаясь уехала с Витей, Ильинишна провожала их без грусти, с хитрой улыбкой.

А сон всё же вещий оказался - как Игорь и обещал во сне, остался жить на родине, ловко его окрутила заозерская девица, вмиг позабыл про свою городскую красавицу. Ильинишне невестка понравилась - чернявая, строгая, бойкая - в самый раз для Игорька!