Есть в этом мире несколько вещей, которые я действительно обожаю. Среди них - весьма понятные, такие как путешествия, горы, архитектура. Также есть специфические - например, пицца с ананасами и окрошка на квасе (адепты кефирной окрошки уже могут начать штурмовать комментарии). А есть вещи узконаправленные. И среди этих узконаправленных - моя давняя, ещё с детства, любовь к железным дорогам. Любовь к железным дорогам в общем и к заброшенным в частности.
За последние несколько лет я объездил пол-России, чтобы посмотреть на остатки железнодорожных мостов, которые достались нам от древней высокоразвитой железнодорожной цивилизации. И сейчас я покажу вам несколько самых впечатляющих из них.
1. Мокринский мост в республике Чувашии.
Пожалуй, самый внушительный из моей подборки. Мокринский мост сдали в эксплуатацию в 1918 году. Руководил строительством немецкий инженер по фамилии Шумахер. Видимо, именно из-за происхождения герра Шумахер мост получился таким похожим на швейцарские железнодорожные виадуки, которые строили в далёких Альпах.
В 1986 году в 1.5 километрах от моста соорудили новый, после чего полотно на Мокринском мосту разобрали, а сам он остался стоять без какой-либо цели.
2. Железнодорожный мост над рекой Ярынья в Новгородской области.
Этот красавец находится на бывшей железнодорожной ветке "Крестцы - Валдай", которую забросили примерно 25 лет назад. С тех пор большая часть ветки была разобрана. А ведь строили её ещё в дореволюционные годы: в 1914 году Николай II приказал начать строительство новой железной дороги, которая должна была связать город Валдай Новгородской губернии и Нарву, которая находилась в Эстляндской губернии. Ну а в будущем планировалось продлить эту ветку в Москву, чтобы была возможность быстро попадать в Великий Новгород и Эстонию, не используя загруженную основную ветку на Петроград.
3-4. Веселовский и Николаевский мосты в Краснодарском крае.
В 1915 году открылся 236 километровый участок долгожданной железной дороги из Армавира в Туапсе, так называемой "Туапсинки". А в 1916 году открылся следующий участок Армавир - Ставрополь - Петровское, на котором было два железнодорожных моста через местные овраги - Веселовский и Николаевский. Расположены они примерно в 10 километрах друг от друга.
Увы, Туапсинка проработала всего несколько лет, участок от Армавира до Ставрополя сильно пострадал во время гражданской войны и был заброшен спустя 6 лет после постройки.
5. Железнодорожный мост через реку Гнилуша в Тульской области.
Увы, этого моста больше не существует. Я успел снять его в мае 2021 года, а уже летом того же года РЖД приняло решение снести его полностью.
Построен этот мост был ещё в 1899 году в составе железнодорожной линии "Смоленск - Раненбург". Просуществовала она ровно 100 лет - в конце 90-х отдельные участки линии стали закрывать, а железнодорожные перевозки замещать автомобильными. Тогда же стал не нужен и этот мост.
Спасибо за внимание, друзья!
Специально для вас я создал специальную подборку статей про заброшенные железнодорожные дороги России, где есть подробный отдельный рассказ про каждого из героев этой статьи. Если вам был интересен этот материал, то очень рекомендую посмотреть и её ⬇️⬇️⬇️