При словах «беспилотный летательный аппарат», БПЛА, представляется самолет или квадрокоптер. На самом деле к ним может относиться и морской транспорт: например, экраноплан, аэролодка или суда на воздушной подушке — их называют «аппараты с динамическим принципом поддержания». #INJECT_1# Сложность задачи что для квадрокоптера, что для экраноплана с аэролодкой общая: нужно стараться огибать неровности подстилающей поверхности. Только под квадрокоптером эта подстилающая поверхность — земной рельеф, а под аппаратами с динамическим принципом поддержания — морские волны. В горах точной информации о рельефе местности может не быть, и ради безопасности нужно поднимать летательный аппарат на высоту с запасом. Однако по высоте есть ограничения. Экраноплану, чтобы не задевать морские волны, тоже приходится подниматься выше — это также снижает эффективность его использования. Ученые ГУАП разработали программное обеспечение, которое позволит минимизировать высоту полета. Беспилотный аппарат сможет маневрировать в горизонтальной плоскости, стремясь огибать неровности земной поверхности или большие морские волны. У экраноплана это увеличит аэродинамическое качество и повысит грузоподъемность. Для аэролодки увеличится безопасность движения. А если беспилотник движется над землей, новый способ позволит прокладывать траекторию над более низкими участками рельефа — значит, квадрокоптер или другой летательный аппарат смогут доставлять грузы туда, куда раньше не долетели бы из‑за ограничений по высоте. Дорогостоящая модернизация бортовых систем не понадобится: достаточно стандартного бортового оборудования. Для создания таких систем управления все необходимые комплектующие есть в России, отмечают разработчики — правда, добавляют, что «сохраняется проблема низкой эффективности отечественных вычислителей». Проект сейчас находится на стадии научно-исследовательской работы.
Петербургские ученые запатентовали новый способ управления беспилотниками
27 марта 202327 мар 2023
19
1 мин