В публикации музейных соцсетей от 19 марта мы рассказали о мастере-моделисте из Череповца, Валентине Петровиче Покладе, и о его щедром даре – значительную часть своей коллекции деревянных макетов храмовых построек он подарил Тотемскому музейному объединению. В настоящее время выставки представлены на двух площадках: 55 макетов экспонируются в Краеведческом музее и 25 – в Музее церковной старины.
В каждом взрослом человеке живет ребенок. Другое дело, что некоторые не принимают своего внутреннего ребенка, и им можно посочувствовать. Только искренние, открытые люди способны создать такую миниатюрную красоту. Именно эти мысли пришли в голову, когда я знакомилась с маленькими храмами и часовнями (масштаб 1:50), сработанными Валентином Петровичем. Макеты можно рассматривать бесконечно, особенно присев на корточки. Именно такой ракурс и открывается маленьким детям, на уровне их глаз – это целый мир. С такой позиции возникает ощущение, что видишь постройки не только снаружи, но и изнутри.
Самая первая выставка мастера состоялась в череповецкой библиотеке ПАО «Северсталь» в 2012 году. «Вот бы кого-то поселить…», – задумчиво сказал Валентин Петрович заведующей библиотекой Валентине Васильевне вечером, накануне открытия. Утром на некоторых храмовых галереях уже находились соразмерные тряпочные человечки, выполненные Валентиной Васильевной в технике куклы-скрутки.
Иногда на создание одной, казалось бы, игрушечной постройки, уходит более года упорного и кропотливого труда – даже с некоторым упрощением отдельных элементов. К примеру, создавая макет пятиглавого храма Троицы Живоначальной из с. Нёнокса Архангельской области, Валентин Петрович изготовил приблизительно 22 тысячи (!) крошечных тонких деревянных лемешин для кровли.
К наследию русских зодчих В.П. Поклад подходит основательно, проводя серьезную научно-исследовательскую работу. Много литературы и документации приходится перелопатить в поисках информации о постройке храма, его чертежах, изменениях. Увесистые тома А.В. Ополовникова «Бревенчатый Иерусалим» – настольные книги. Поэтому такие выверенные макеты наглядно представляют и популяризируют деревянное зодчество – как существующее, так и утраченное. В 2018 году, к сожалению, сгорела «лебединая песня народного зодчества», церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1774 г., г. Кондопога, Карелия.
Сейчас любоваться этим шатровым храмом можно только на фотографиях и на выполненном В.П. Покладом макете, экспонируемом в Тотьме…
Из представленных далее фото вы узнаете интересные факты, связанные с нашим музеем и означенной выше темой, а именно – с различными макетами.
Н.В. Максимова, старший научный сотрудник ГВСМЗ
Продолжение следует
Приходите в Музей деревянного зодчества, здесь каждый находит что-то своё, именно его сердцу близкое.
Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!