Найти тему
ИнтерМедиа | InterMedia

Рецензия на фильм «Тень Караваджо»: Байопик с грязными ногами

Оценка: 4 из 10

Исторический фильм «Тень Караваджо» выходит в российский прокат 30 марта 2023 года. Режиссёр: Микеле Плачидо. В ролях: Риккардо Скамарчо, Луи Гаррель, Изабель Юппер, Микеле Плачидо и другие.

Микеланджело Меризи да Караваджо – величайший итальянский художник 17 века, новатор, провокатор, неумолимый талант, а также заядлый пьяница, игрок, дебошир и даже убийца. Его контрастная жизнь, в которой грехи были неотъемлемы от благодетелей, закономерно сказалась на художественном стиле одного из крупнейших мастеров барокко в истории. Караваджо не боялся изображать на холстах всё, что видел вокруг: голодных и нищих, проституток и чумных, попросту несчастных людей. Именно он положил начало реализму в живописи, но при этом его работы сочетали в себе как свет, так и тьму, как жуткие образы уличной жизни, так и возвышенные мотивы библейских притч. Бескомпромиссная жестокость резко сменялась нежной любовью. У каждого святого были грязные ноги.

Неудивительно, что такая бурная общественная жизнь с радикальным для своего времени подходом к искусству превратила Караваджо в лакомый кусочек для кинематографистов. Первым, тем не менее, кто попробовал перенести жизнь живописца на плёнку, стал не итальянец, а британский экспериментатор, такой же новатор, как и сам Караваджо, режиссёр Дерек Джармен. Ту картину нельзя было назвать типичным в современном понимании этого слова «байопиком», ибо Джармена интересовали куда больше средневековые оргии с мужчинами, нежели творческие достижения своего персонажа.

Итальянцы, естественно, таких инсинуаций над своим национальным сокровищем потерпеть не могли, поэтому сначала выпустили трёхчасовой телевизионный мини-сериал в 2007 году, потом пару документальных работ и вот в 2022-м историческую драму «Тень Караваджо». Как правило, есть только два распространённых подхода к биографическим фильмам о художниках: либо нам показывают его восхождение к славе с ранних лет (как в «Работе без авторства»), либо мы застаём героев уже на закате их долгой, насыщенной жизни («Ван Гог. На пороге вечности», «Уильям Тёрнер»). Кино Микеле Плачидо относится как раз ко второму типу.

Неаполь 1609 года. Караваджо (Риккардо Скамарчо, главный злодей «Джона Уика 2»), уже несколько лет в изгнании из Рима после того, как непреднамеренно убил человека. Он продолжает работать не покладая рук, хотя его картины стали заметно мрачнее. Из Рима к нему приставляют «тень», чиновника на службе Церкви, который должен будет следовать за Караваджо по пятам, записывать все его проступки и благие деяния, чтобы потом на основе его отчёта Папа мог пожаловать Караваджо прощение (или не пожаловать). Тень, к слову, играет Луи Гаррель, и он не единственный известный француз, говорящий в этом фильме по-итальянски: Изабель Юппер примерила на себе образ маркизы Костанцы Колонна, которая защищала художника с раннего возраста.

Первое, что бросается в глаза при просмотре «Тени Караваджо», это попытка авторов добавить в фильм черты кьяроскуро, фирменный приём самого художника – резкое противопоставление света и тени. В последний раз режиссёру байопика о живописце удалось передать стиль художника на экране в фильме «Ван Гог. На пороге вечности», но и то, потому что режиссёром того фильма был талантливый художник Джулиан Шнабель. Здесь же постановщик – вполне себе неплохой актёр и совершенно посредственный режиссёр Микеле Плачидо, у которого есть амбиции и нет навыков.

«Тень Караваджо» не работает ни как хроника Италии 17 века, ни как история великого художника: в фильме нет ни одного интересного персонажа, актёры буднично зачитывают заученный текст, хаотичный монтаж не даёт насладиться хотя бы историческими декорациями. Даже у Кончаловского в «Грехе» Италия получилась куда более выразительной, чем плачевно стерильные планы Плачидо, становящиеся прямой антитезой пропагандируемого Караваджо реализма.

Вадим Богданов, InterMedia

    Рецензия на фильм «Тень Караваджо»: Байопик с грязными ногами
Рецензия на фильм «Тень Караваджо»: Байопик с грязными ногами