Найти в Дзене
Узорник С

Странные и поразительные факты о павловопосадских платках

Оглавление

Здравствуйте, милые друзья!

Много времени прошло с тех пор, как первая русская женщина украсила себя нарядным павловопосадским платком. Не увядает популярность этого наряда, и платки завоевывают новых поклонниц. Мы хотим поделиться с вами интересными фактами о платках.

Ручная работа.

Фабричное производство платков развилось из крестьянского набоечного промысла. Оно сохранило ручной труд. Художник Злата Александровна Ольшевская создала уникальные рукописные шали. Также в этой технике работали Екатерина Петровна Регунова, Елена Валентиновна Жукова. Бахрома с многорядной сеткой на платках вяжется вручную мастерицами Павловского Посада до сих пор.

Влияние других стран.

Русская набойка, один из видов народного искусства, формировалась под влиянием декоративных изделий других стран. Дорогие ткани из Индии, Персии, Турции, Испании – парча, бархат, тафта, атлас – попадали в руки русских мастеров, которые использовали их в своем самобытном творчестве. В отличие от заморских изделий, наши платки были квадратными, а не прямоугольными, узор заполнял все пространство ткани, а гладкой оставалась звездчатая или крестообразная середина.

Экспорт текстильных изделий.

В конце 18 века в России удалось создать отрасль текстильной промышленности, которая удовлетворяла внутренний спрос и создавала возможность экспорта сначала на Восток, затем на Запад, конкурируя с производителями Индии, Франции, Англии.

Неплодородные земли.

Тяжелые, неплодородные земли Вохненской области заставляли крестьян покидать родные места и уходить в Москву на мануфактуры и в мастерские. Возвращаясь, они создавали свои промыслы – ткали на ручных станках шелковые кружева, платки и другие изделия, тем самым создавая условия для текстильных производств.

1812 год.

Вохновские партизаны успешно защищали свои земли от французов. Этим событиям посвящены памятные платки художника Виктора Ивановича Зубрицкого. Нанесенный нашей стране ущерб от наполеоновского нашествия дал импульс развитию кустарных промыслов.

Особый дар.

Компаньон Якова Лабзина Василий Грязнов был человеком исключительным, обладал даром провидения и исцеления, он оказывал сильное духовно-нравственное воздействие на людей. Вместе они ориентировали производство не только на шелковые, но и сатиновые, муслиновые и шерстяные платки с набойкой.

Природные красители.

В 1869-1870 гг. появились клейма на шалях, которые были выполнены из смесовой ткани с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком. Рисунки не многоцветные теплого охристо-красного оттенка. Нежные приглушенные тона создавались природными красителями, что придавало цельный и гармоничный вид платку.

Не только цветы.

Обычно с павловопосадскими платками связывают только цветочные орнаменты, но восточный узор всегда присутствовал в платках. Наши мастера гармонично и в своей манере сочетают его с цветочным рисунком.

Авторский рисунок.

Уникальность павловопосадских платков состоит в том, что у каждого рисунка есть автор. Вы приобретаете произведение искусства определенного художника. Первым рисовальщиком был приглашенный на фабрику Семен Доброхотов, затем разработали специальный закон, закреплявший право собственности на рисунки.

Колористы.

Среди служащих фабрики особое место занимали и занимают колористы. Состав красителей держался в секрете, рецепты были собственностью колориста, и даже комната, в которой он работал, называлась секретной. Сначала ведущая роль отводилась красному цвету, затем ярко-розовому фуксину. Благодаря анилиновым красителям цвета стали яркими и насыщенными. Колорист Владимир Васильевич Руденский создавал до 70 различных колористических вариантов одного рисунка.

Ботаника.

Изображения цветов на платках подтолкнуло к приобретению для рисовальщиков ботанических атласов и репродукций рисунков различных цветов, выполненных французскими и немецкими художниками. Цветы на платках, как правило, не изображались отдельно, а соединялись в композиции, создавая неповторимый стиль павловопосадского рисунка.

Названия.

В 1960-1980 гг. появилась тенденция давать названия платкам, основываясь на ассоциациях или именах, придавая характер посвящения. Так появились шали Рапсодия, Ретро, Радуга, Лунный свет, Галина, Василиса и др. Сейчас у каждого павловопосадского платка есть название.

Павловопосадские платки не теряют популярность благодаря этим удивительным фактам, их рисунки менее всего подвержены влиянию времени. Близость к народному мироощущению проявляется в нашей безусловной любви к павловопосадским платкам.