Писать иль не писать – вот в чем вопрос. Незадолго до смерти писатель Виктор Астафьев сказал: «Мне нечего сказать людям». Думаю, что это все-таки не совсем так. «Мне нечего сказать большинству людей», - было бы правильнее. Нечего сказать браконьерам всех уровней, от мелких «хитников» до министров, уродующим великую тайгу и великую реку. Нечего сказать спившемуся населению сибирских да и прочих деревень и малых городов. Нечего сказать рыбаку, который, выловил из воды труп утонувшей матери писателя, отрезал палец с обручальным кольцом и побежал пропивать. Нечего сказать ветеранам штабных побед Великой Отечественной, извратившим всю суть войны и всю суть Победы. Однако всегда найдется один или несколько человек, которым нужны эти слова, потому, что соответствуют их мироощущению, потому, что слова эти – выражение тех мыслей, что давно и нестройно толпились в голове, не имея возможности вылиться в четкие формулировки. Я – как раз такой человек.
К чему это я? А вот. Обычно, я не вступаю в глубокую полемику с авторами Дзена, ограничиваясь короткими комментариями. Или не очень короткими, если наступают «на мозоль». Длинных полемик не происходит, поскольку равные собеседники встречаются крайне редко. Чаще, либо оппонент превосходит меня по уровню знаний предмета, тогда миль пардон, либо не оппонент ни разу, по причине неумения читать, внятно выражать свои мысли, и вообще классический пример эффекта Даннинга-Крюгера. Дабы не утруждать случайного читателя переводом википедии на язык родных осин, упрощу формулировку: «Дураку нельзя объяснить, что он дурак, потому, что он дурак». Не секрет, что вторых намного больше. Не потому, что я такой умный, а потому, что умных людей в принципе меньше. Обычная вероятность. И поскольку наличие мозгов сейчас не является пропуском куда-нибудь, то мы имеем то, что имеем. Главное, вовремя остановиться. Последнее слово все равно останется за ними.
Какие темы обычно заставляют «кипеть мой разум возмущенный»? Их, собственно не очень много. Это если кто-то несет откровенную чушь в области, о которой я немного осведомлен, поливает помоями то, что я люблю или просто уважаю, уродует русский язык, в котором я немного сведущ, и когда кто-то выдает за стихи то, что стихами по сути не является. Я не являюсь экспертом в какой-либо области, в том числе и в стихосложении, но отличить шоколад от дерьма в большинстве случаев способен.
Областей, о которых я немного осведомлен, достаточно. Ключевое слово «немного». Хотя сведения мои по большей части дилетантские, но основаны на некотором жизненном опыте, которого к 60-ти годам поневоле накопилось. Как ответил полковник Тихий на вопрос Корзухина о том, что он умеет: «Всё! Стрелять, варить халву, подковать жеребца, вскрыть сейф, подделать документы, принять роды, написать статью, петь... в хоре». Это как раз обо мне. Роды принимать не доводилось, как и варить халву, но, полагаю, справился бы. С остальным – без проблем. А еще – починить унитаз, автомобиль, электропроводку, решить задачу по алгебре/геометрии любой сложности (почти) за курс средней школы, написать стихотворение, построить дом, водить катер, снегоход, паять цветные металлы, находить выход из безвыходных ситуаций… в общем, это длинный и скорбный список, а я, собственно, не об этом.
Вернемся к комментариям. На них бывает разная реакция со стороны автора. Могут поблагодарить, могут послать. Хотя, я редко комментирую статьи, авторы которых могут послать, они чаще всего не заслуживают внимания, и это заметно сразу. Посылают другие комментаторы, их право. Я тоже посылаю, когда упомянутый эффект Д-К налицо. Но есть реакция в виде «автор ограничил вам доступ к комментариям». Так бывает нечасто, но по одной и той же схеме. Автор не полный дурак, но не вытягивает полемику, и понимает это.
Вот, недавно такое произошло. Есть такой канал, точнее сказать кАНАЛ «Авторская песня и не только». Я с уважением отношусь к этому жанру, можно сказать, что авторская песня это часть меня, хотя сам я за всю жизнь написал лишь одну песню. Ибо нефиг лезть со своим дилетантизмом туда, где реально обитают таланты. Но содержатель данного канала, демонстрируя неплохое знание предмета как такового, реально обгаживает авторов. Нет, я не считаю, что любой, кто взял в руки гитару – рыцарь в сияющих доспехах, которым можно только восхищаться. В первую очередь, для меня важно впечатление, которое оставляет творчество. Впечатление, которое вещь произвела на меня. Фактура самого автора песни/стихотворения, его моральный облик, его высказывания при жизни (а содержатель канала пинает только мертвых) не имеют для меня никакого значения. Я вообще человек впечатления. К тому же доверху набитый цитатами до такой степени, что зачастую мне легче выдать цитату, чем сформулировать мысль самому. А зачем? Люди сказали и сказали хорошо. У меня лучше не получится.
Так вот, этот гробокопатель долгое время топтался по Высоцкому. Не мой любимый автор, но часть моей эпохи. Его полублатной цикл вообще неинтересен, песни про алкоголиков – постольку поскольку, но «отражается небо в лесу, как в воде» - это навсегда. Первый магнитофон, купленный за 30 рублей у одноклассника, первые записи – походы по знакомым с 12-тикилограммовым ящиком, хруст, шорохи, дрянная лента, подешевевшая одновременно с подорожавшим вчетверо кофе. И «А на нейтральной полосе цветы необычайной красоты». И тут какое-то существо начинает долго, нудно разбирать, какие плохие герои у Высоцкого, какой пример подают окружающим, а сам он вообще античеловеческая личность. И добро бы ярко, искрометно (обгадить тоже нужно уметь), так нет «шершавым языком» только не плаката. Доноса. Я ему так в комментариях и написал – мол, вашим стилем хорошо доносы писать, а не чужое творчество разбирать. Получил пару ответов в стиле «сам дурак». Но «забанен» был не тогда, а после того, как одному и комментаторов, согласных с моей точкой зрения, прислал цитату Визбора из песни, посвященной Высоцкому:
«А, впрочем, бесконечны наветы и вранье,
И те, кому не выдал Бог таланта
Лишь этим утверждают присутствие свое,
Пытаясь обкусать ступни гигантам».
И за эту цитату один из читателей канала поблагодарил меня. Всего один. Потом, правда, было еще несколько «лайков». Так вот это был тот, «один, который не стрелял». Я не знаю, кто этот человек, какой он, и получился ли бы у нас разговор. Но это означало, что у меня нет основания повторить за писателем «Мне нечего сказать людям». Раз так, поговорим.
После этого мне «ограничили доступ». А жаль, потому что у того же Юрия Иосифовича есть еще замечательная строфа, которая там бы неплохо смотрелась:
«И муками бездействия томимы
Кусают перья наши анонимы –
Вчера пажи, теперь клеветники,
Факультативно кончившие школу
Учителя Игнатия Лойолы,
Любимые его ученики».
Пришлось создать вот этот текст.
Обобщу. Мне без разницы, что и когда сказал Окуджава, как был обласкан властью Галич и сколько выпил Высоцкий. И был ли антисемитом упомянутый в начале текста Виктор Астафьев. Их творчество – часть культурного слоя, к которому мне довелось прикоснуться. Их тексты в какой-то степени сделали меня (не их вина, если недоделали). И просто смотреть, как какое-то непонятно что публично пытается анализировать и высокомерно критиковать их творчество, а по существу просто громогласно изрыгает кишечные газы, у меня пока не получается.
Так как же с вопросом «писать или не писать»? Ну, посмотрим. Как пойдет. Человек я необязательный, расписаний не люблю. Жизнь покажет.