Вроде бы, парадоксально? Если у ребенка хорошая память, если он быстро усваивает новую информацию, неплохо соображает – откуда трудности? А они есть, и еще какие. У меня перед глазами наглядный пример – дочь моя.
***
Ребенок у меня с учебой никогда особо не парился. В школе она все понимала, поэтому в письменных домашних заданиях все сводилось, собственно, к максимально быстрому записыванию своего решения/упражнения.
Устные предметы особо учить не надо было – достаточно было того, что она слушала учителя в школе, максимум – немного повторить дома.
Что-то наизусть – то же самое. Слегка выучить вечером, утром повторить. Или вообще выучить на перемене перед уроком. Или выучить, пока отвечают остальные.
Казалось бы, чего жаловаться? Но мне все это очень не нравилось. Сейчас объясню, почему.
Хорошо, пока все легко. Но это ведь не бесконечно. Рано или поздно станет трудно. Причем это «рано или поздно» может наступить в любое время: в 5 классе, в 7, в 9. Сами понимаете, и объемы учебного материала увеличиваются, и сложность тоже. И даже с самым супер-пупер мозгом уже будет недостаточно просто мимоходом посмотреть или повторить, нужно будет вникать, разбираться, учить.
А ребенок к этому не привык. Он привык, что быстро глянул – и все. А сидеть, разбираться, учить – не привык. Разумеется, возникает куча проблем. Перечислять не буду, и так все понятно. Условно говоря, несмотря на суперспособности, ни один предмет за пару дней не выучишь. Ту же «Войну и мир» в ночь перед проверочной не прочитаешь, разве что в кратком изложении.
В общем, я дочери чуть не с начальной школы об этом твердила. Впустую.
А недавно она мне говорит:
- По сути, я только в 10 классе учусь учиться. До этого мне было легко, особо делать ничего не приходилось. А когда приходилось - я злилась. Тем более, что от меня все в школе чего-то ожидали: хороших оценок, побед чуть не во всех олимпиадах и так далее. А я уже этого дать не могла. Зато сейчас я примерно как все. В чем-то лучше остальных, в чем-то наравне, в чем-то хуже. У нас же каждый чем-то выделяется. И я чувствую себя на своем месте.
Эх, а я сколько об этом твердила! Не слышали...
А сколько у дочери в бывшей школе было одноклассников, которые неплохо соображали, и которым все легко давалась? Тот же эффект. Стало трудно – слились, забили. Перешли в разряд двоечников и троечников. И только родители с тоской вспоминают, что «у него же в первом классе за сочинения были одни пятерки».
Как всего этого избежать – я тоже не знаю. Наверное, желательно сразу отправить ребенка в школу, где у него не получится «схватывать на лету», где будет выше нагрузка. Но это же не всегда возможно.
А вы как думаете?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Вот о чем я писала 27 марта в прошлом году:
Сколько предметов может вести один учитель?
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.