Свыше 30 иконографических и геральдических символов и посланий на латыни закодировал в своих небольших настольных часах талантливый французский ювелир Люсьен Фализ и в этой статье мы будем расшифровывать эти символы и, конечно, узнаем историю создания этого впечатляющего произведения.
Люсьен Фализ был сыном основателя ювелирного предприятия Falize Алексиса Фализа. С 17 лет он обучался ювелирному делу у своего отца и с 1871 года стал сначала полноправным партнером, а в 1876 году – главой ювелирного дома. Люсьен всецело разделял любовь своего отца к эмали и интерес прошлым эпохам и создал немало впечатляющих ювелирных и декоративно-прикладных произведений в стиле неоготики, неоренессанса и т.д.
Одним из самых впечатляющих изделий Люсьена Фализа являются настольные часы с календарем, созданные им в 1881 году для английского коллекционера Альфреда Моррисона, сына известного текстильного магната Джеймса Моррисона.
Джеймса Моррисона называли «Наполеоном лавочников», но нам интересна другая история. В 1829 году этот человек стал владельцем уцелевших строений самого известного английского неоготического поместья – Фонтхиллского аббатства, или, как его еще называли, каприза Бекфорда. Аббатство было построено в 1796 – 1813 годах по инициативе автора готических романов Уильяма Бекфорда и стало одним из самых ранних неоготических сооружений в Англии. Это здание с грандиознейшей 90-метровой башней в центре напоминало древние готические соборы и вызвало колоссальный интерес публики, который в свою очередь способствовал популяризации неоготического стиля в архитектуре. Правда, аббатство недолго можно было лицезреть вживую. Уже в 1825 году значительная часть поместья (башня и все западное крыло) рухнула, но даже гравюр было достаточно, чтобы готическое возрождение начало распространяться по всей Европе.
Уцелевшие помещения стали одним из загородных поместий Джеймса Моррисона, но вскоре он приобрел еще одну резиденцию и передал Фонтхилл своему сыну Альфреду, который поселился там со своей семьей. Вполне возможно, что история этого легендарного готического аббатства побудила Фализа создать для Альфреда Моррисона, который был, к слову, его покровителем, эти настольные часы в стиле поздней готики.
Несмотря на то, что часы создавались для англичанина, проживающего в английском готическом поместье, в стране, где готический стиль имел свои узнаваемые черты, Фализ предпочел изготовить часы в стиле поздней французской готики, вдохновляясь как настоящими готическими башнями соборов Франции, так и известными французскими астрономическими часами. Так, например, астрономические часы из собора Бове, созданные в 1865 – 1868 годах Огюстом Люсьеном Верите могли вдохновить Фализа на то, чтобы щедро насытить свое изделие символическими элементами. В грандиозных часах Верите было 52 циферблата и несколько десятков героев в сценах Града Земного и Града Небесного.
Но в отличие от всех соборных часов, свои Фализ посвятил не библейской теме, а превратил в своеобразную хрестоматию позднеготических иконографических и геральдических символов.
Настольные часы с календарем можно условно разделить на четыре яруса. Нижний ярус – основание, выполненное из литого серебра и декорированное рельефами на каждой стороне. Следующий ярус украшают восемь декоративных готических ниш по две на каждой стороне, в которых помещены вставочки с женскими персонажами, созданные в технике прозрачной эмали (basse-taille). По углам установлены четыре отлитые из золота женские аллегорические фигуры.
В следующем ярусе на лицевой и оборотной стороне размещены циферблаты часов и календаря, а справа и слева еще две декоративные ниши с эмалированными вставочками.
Верхняя часть часов – усыпанная аметистами и украшенная резными коньками кровля, в центре которой на небольшом рельефном постаменте возвышается аллегория Истины – золотая статуэтка обнаженной женской фигуры с факелом в правой руке. Истина традиционно изображалась обнаженной в знак того, что скрывать ей нечего, а факел (или иногда зажженная свеча) указывал истинный путь. Здесь, вероятно, Истина символизирует точность времени и даты, которое показывали эти часы.
В скульптурном декоре этих часов можно найти все ключевые позднеготические архитектурные элементы: традиционную стрельчатую арку и более плоскую тюдоровскую, пинакли, массверки, краббы, крестоцветы, фиалы, классические готические капители с флоральными мотивами и даже декоративных горгулий в виде гибридных чудовищ с крыльями птицы и хвостом рыбы.
Цветочными орнаментами покрыт и циферблат часов, созданный в техниках перегородчатой и расписной эмалей. Центральным мотивом является орнамент из восьми геральдических лилий, окруженных маленькими желтыми, а также крупными голубыми и розовыми цветами. Мотив лилии выбран, судя по всему, по той причине, что лицевая сторона часов посвящена королю Людовику XII, но об этом ниже.
На оборотной стороне в круг объединены три маленьких циферблата. На серебряном ободе видна латинская надпись «Omnes vulnerant, ultima necat» – «Каждый (час) ранит, последний убивает». Эта надпись в Средние века часто встречалась на башенных часах и напоминала людям о том, что каждый час приближает их к смерти.
В трех маленьких циферблатах, показывающих дни недели, месяц и дату, Фализ зашифровал еще больше символических элементов и посланий. Календарные циферблаты разделены золотым ажурными решетками с ветвями и цветами, символическое значение которых становится понятно при переводе латинских слов, начертанных на завитках лент. На русский язык слова «HERI», «HODIE», «CRAS» переводятся, как «ВЧЕРА», «СЕГОДНЯ», «ЗАВТРА» и ажурные флоральные орнаменты можно интерпретировать так: вчера – ветви, сегодня – бутоны, завтра – цветы.
Теперь обратимся непосредственно к трем циферблатам. В верхнем мы видим идущую по кругу ленту, на которой написаны дни недели. В центре циферблата мастер поместил эмблему фирмы-изготовителя часов «Bapst et Falize», как тогда стало именоваться объединенное ювелирное предприятие Люсьена Фализа и Жермена Бапста. Решение об объединении фирм было принято в 1880 году и было выгодно обоим ювелирам – Фализ уже добился значительной популярности, а Бапст был известным ювелиром королевского двора, вместе с которым в новую фирму пришла и его солидная клиентура. Изделия фирмы с этого времени стали помечаться инициалами «B» и «F», а также стилизованным изображением жемчужной подвески и алмазного кольца.
Левый нижний циферблат разделен на четыре сегмента, соответствующих, что любопытно, не четырем временам года, в четырем кварталам начиная с января. Сегменты соответственно украшены цветами, которые являются традиционными для того или иного сезона. За осенне-зимний сезон, например, отвечает остролист, за зимне-весенний – желтые крокусы, за весенне-летний период, вероятно, цветущая яблоня, а за летне-осенний – желтые хризантемы.
Правый циферблат показывает дату. Здесь по кругу изображены одинаковые свитки с цифрами от 1 до 31 (только четные), что соответствует дням в месяце. В центре можно увидеть крылатые песочные часы, обвитые золотым змеем, поедающим свой хвост – уроборосом. Песочные часы с парой крыльев символизируют быстротечность времени, в то время как уроборос является символом вечности и циклической природы жизни. Судя по всему, соединяя два эти символа Фализ говорит нам, что время быстротечно, но жизнь бесконечна и циклична, за увяданием приходит возрождение и так по кругу. Снова и снова часы будут отсчитывать дни, недели и месяцы и конца этому не будет.
На лицевой и оборотной стороне под циферблатами можно увидеть скульптурные фигурки кричащего петуха и сову с распростертыми крыльями. Традиционно эти птицы являлись символами дня и ночи.
Далее изучим десять эмалированных вставочек с аллегорическими женскими фигурами в богатых средневековых одеяниях и аксессуарах. Как уже говорилось выше эти вставочки созданы в технике прозрачной эмали basse-taille и отличаются буйством ярких цветов: синего, красного, зеленого, желтого, лавандового, телесного и т.д.
Дешифровка аллегорических образов упрощается благодаря тому, что каждый из них подписан на латыни. На лицевой стороне часов помещены религиозные аллегории Церкви (ECCLESIA) и Молитвы (ORAGIO). На первой вставке мы видим женскую фигуру с миниатюрным золотым макетом церкви в руках, на второй даму, стоящую в молитвенной позе со взором, обращенным к небесам. В ее ногах – золотое дымящееся кадило.
На правой стороне в нижней части размещены аллегории Свободы (LIBERATIO) и Исследования (INVESTIGATIO). Первая фигура изображена стоящей перед печатным станком с листом бумаги в руках, а вторая – сидящей и размышляющей над человеческим телом в анатомическом театре. Над этими двумя героинями аллегория Мудрости (SAPIENTIA). Задумчивая женская фигура, которая выглядит значительно старше остальных, окружена всевозможными атрибутами познания. В руках у нее глобус и книга, у ног секстант и транспортир. Одной ногой она опирается на куб с геометрическими элементами, который лежит на бумажном листке с цифрами 3, 7, 4, 6, 3, значение которых не ясно, но, вероятно, связано с алхимией.
На левой стороне часов изображены аллегории трех ключевых христианских добродетелей – Милосердия (CARITAS), Надежды (SPES) и Веры (FIDES). Милосердие представлено в облике облаченной в корону и царские одежды женщины, кормящей грудью двух младенцев. Надежда в одной руке держит макет корабля, а в другой – лопату. Такие разные атрибуты призваны продемонстрировать, что надежда нужна всем – и морякам в море, и крестьянам в поле. В Средние века один из ключевых атрибутов этой добродетели – якорь уходит из обихода и его сменяет лопата (иногда еще и серп), которая отсылает к полной забот жизни крестьян. И, наконец, аллегория Веры, держащая в руках золотую подставку с тремя медальонами, на которых изображены два мужских профиля и белый голубь, что, вероятно, символизирует Святую Троицу. А пылающее рядом с фигурой пламя, судя по всему, является символом божественного огня.
На оборотной стороне часов две последние вставочки с аллегориями Труда (LABOR) и Закона (LEX). Женская фигура, символизирующая Труд изображена с веретеном в руках, терпеливо прядущей нить. А аллегорию Закона Фализ снабжает золотыми скрижалями и фасциями – известным древнеримским атрибутом власти, представляющим собой пучки вязовых или берёзовых прутьев, перетянутые шнуром или связанные ремнями. Закрепленный в фасциях топор в древности символизировал право магистрата казнить или миловать подданных.
Именно эмали были главной гордостью ювелирной фирмы Фализа и одним из ключевых ее достижений. Еще Алексис Фализ возродил производство перегородчатой эмали, а Люсьен продолжал дело своего отца, а кроме того развивал другие эмальерные техники, в которых достиг невероятных высот. Эмали Фализа были насколько уникальными и ценными, что ювелир включил эти часы в свою экспозицию на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, хотя с момента их создания прошло уже восемь лет.
Символы на часах на этом не заканчиваются. На серебряном основании Фализ поместил с четырех сторон символические рельефные плашки с геральдическими атрибутами короля Франции, короля Англии, Папы Римского и самого Альфреда Моррисона. Неизвестно, почему были выбраны именно эти исторические личности, возможно это каким-то образом было связано с коллекционерской деятельностью Моррисона.
Плашка на лицевой стороне часов посвящена королю Франции Людовику XII и его супруге королеве Анне Бретонской. Справа и слева расположены инициалы правителей, а в центре между ними геральдический символ короля – дикобраз, и девиз «Cominus et eminus», в переводе «Вблизи и издали», позаимствованный из девиза рыцарского Ордена Дикобраза. В то время бытовала легенда, будто дикобраз способен стрелять иглами на расстоянии, поэтому он был опасен «вблизи и издали».
На правой стороне часов помещен рельеф, посвященный королю Англии Генриху VIII. Здесь также два инициала короля и его эмблема – герса (опускная решетка крепостных ворот), ставшая одним из геральдических символов Тюдоров после Войны Алой и Белой розы. На ленте под герсой девиз Генриха «Altera Securitas».
Рельеф на левой стороне посвящен Папе Римскому Юлию II, на что указывают инициалы и герб под папской тиарой и ключами. Любопытно, что тут Фализ использовал не официальный папский герб Юлия II c золотым дубом с перекрещивающимися ветвями, а другой с изображением замка на горе и улыбающегося среди облаков солнца. Этот герб, как и девиз «Post tenebras lux» – «После мрака свет», помещенный Фализом на часах, присутствует в энциклопедии папской и королевской символики 1666 года.
Четвертый рельеф посвящен самому владельцу часов Альфреду Моррисону. В нем также можно увидеть инициалы коллекционера справа и слева и огромного кузнечика в центре. Под гербом девиз рода Моррисонов «Praetio prudentia praestat» – «Благоразумие приносит награду».
И последние аллегорические образы, с которыми мы познакомимся – это четыре золотые фигуры, сидящие на углах часов. Перед вами Кардинальные Добродетели. Кардинальными названа группа из четырёх основных добродетелей в христианском нравственном богословии (Умеренность, Благоразумие, Умеренность и Мужество), основанная на античной философии и имеющая параллели в других культурах.
Начиная со средних веков изображения этих добродетелей персонифицированы. Обычно это женские фигуры с соответствующими атрибутами: Справедливость — с мечом и весами, Умеренность — с уздой, дешевыми продуктами, разбавляющая вино водой, Мужество — в доспехах, со львом и пальмовой ветвью, Благоразумие — с книгой или свитком, зеркалом, змеей.
Эскизы этих фигур создал Фализ, а вот изготовил их малоизвестный скульптор Леон Шедевиль. Кстати, еще в XIX веке специалисты отмечали, что при создании фигур Фализ и Шедевиль вдохновлялись четырьмя мраморными скульптурами XVI века, расположенными на углах гробницы короля Франции Людовика XII и королевы Анны в Базилике Сен-Дени.
Внизу на часах выгравировано название фирмы производителя часового механизма «LE ROY ET FILS». Это была известная французская часовая фирма, основанная в XVIII веке и поставлявшая часы Наполеону I. В середине XIX века у нее появился лондонский филиал и почти сразу фирма получила от королевы Виктории статус поставщика английского королевского двора.
Семья Моррисонов владела часами до 1938 года. В тот год они были проданы внуком Альфреда Джоном Грэнвилем Моррисоном. Затем часы попали в Америку и уже там несколько раз выставлялись на продажу. В 1991 году настольные часы Фализа купила госпожа Райтсман и передала их в дар Музею Метрополитен. Сегодня часы представлены в рамках постоянной экспозиции и являются одним из шедевров коллекции французского прикладного искусства XIX века.
Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.
С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!