Найти тему

Символы, аллегории и исторические личности из разных эпох. История уникальных часов Фализа

Свыше 30 иконографических и геральдических символов и посланий на латыни закодировал в своих небольших настольных часах талантливый французский ювелир Люсьен Фализ и в этой статье мы будем расшифровывать эти символы и, конечно, узнаем историю создания этого впечатляющего произведения.

Люсьен Фализ был сыном основателя ювелирного предприятия Falize Алексиса Фализа. С 17 лет он обучался ювелирному делу у своего отца и с 1871 года стал сначала полноправным партнером, а в 1876 году – главой ювелирного дома. Люсьен всецело разделял любовь своего отца к эмали и интерес прошлым эпохам и создал немало впечатляющих ювелирных и декоративно-прикладных произведений в стиле неоготики, неоренессанса и т.д.

Одним из самых впечатляющих изделий Люсьена Фализа являются настольные часы с календарем, созданные им в 1881 году для английского коллекционера Альфреда Моррисона, сына известного текстильного магната Джеймса Моррисона.

Джеймса Моррисона называли «Наполеоном лавочников», но нам интересна другая история. В 1829 году этот человек стал владельцем уцелевших строений самого известного английского неоготического поместья – Фонтхиллского аббатства, или, как его еще называли, каприза Бекфорда. Аббатство было построено в 1796 – 1813 годах по инициативе автора готических романов Уильяма Бекфорда и стало одним из самых ранних неоготических сооружений в Англии. Это здание с грандиознейшей 90-метровой башней в центре напоминало древние готические соборы и вызвало колоссальный интерес публики, который в свою очередь способствовал популяризации неоготического стиля в архитектуре. Правда, аббатство недолго можно было лицезреть вживую. Уже в 1825 году значительная часть поместья (башня и все западное крыло) рухнула, но даже гравюр было достаточно, чтобы готическое возрождение начало распространяться по всей Европе.

Фонтхиллское аббатство. 1796-1813
Фонтхиллское аббатство. 1796-1813

Уцелевшие помещения стали одним из загородных поместий Джеймса Моррисона, но вскоре он приобрел еще одну резиденцию и передал Фонтхилл своему сыну Альфреду, который поселился там со своей семьей. Вполне возможно, что история этого легендарного готического аббатства побудила Фализа создать для Альфреда Моррисона, который был, к слову, его покровителем, эти настольные часы в стиле поздней готики.

Несмотря на то, что часы создавались для англичанина, проживающего в английском готическом поместье, в стране, где готический стиль имел свои узнаваемые черты, Фализ предпочел изготовить часы в стиле поздней французской готики, вдохновляясь как настоящими готическими башнями соборов Франции, так и известными французскими астрономическими часами. Так, например, астрономические часы из собора Бове, созданные в 1865 – 1868 годах Огюстом Люсьеном Верите могли вдохновить Фализа на то, чтобы щедро насытить свое изделие символическими элементами. В грандиозных часах Верите было 52 циферблата и несколько десятков героев в сценах Града Земного и Града Небесного.

Огюст Люсьен Верите. Астрономические часы собора в Бове. 1865-1868
Огюст Люсьен Верите. Астрономические часы собора в Бове. 1865-1868

Но в отличие от всех соборных часов, свои Фализ посвятил не библейской теме, а превратил в своеобразную хрестоматию позднеготических иконографических и геральдических символов.

Настольные часы с календарем можно условно разделить на четыре яруса. Нижний ярус – основание, выполненное из литого серебра и декорированное рельефами на каждой стороне. Следующий ярус украшают восемь декоративных готических ниш по две на каждой стороне, в которых помещены вставочки с женскими персонажами, созданные в технике прозрачной эмали (basse-taille). По углам установлены четыре отлитые из золота женские аллегорические фигуры.

В следующем ярусе на лицевой и оборотной стороне размещены циферблаты часов и календаря, а справа и слева еще две декоративные ниши с эмалированными вставочками.

Верхняя часть часов – усыпанная аметистами и украшенная резными коньками кровля, в центре которой на небольшом рельефном постаменте возвышается аллегория Истины – золотая статуэтка обнаженной женской фигуры с факелом в правой руке. Истина традиционно изображалась обнаженной в знак того, что скрывать ей нечего, а факел (или иногда зажженная свеча) указывал истинный путь. Здесь, вероятно, Истина символизирует точность времени и даты, которое показывали эти часы.

Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен
Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен

В скульптурном декоре этих часов можно найти все ключевые позднеготические архитектурные элементы: традиционную стрельчатую арку и более плоскую тюдоровскую, пинакли, массверки, краббы, крестоцветы, фиалы, классические готические капители с флоральными мотивами и даже декоративных горгулий в виде гибридных чудовищ с крыльями птицы и хвостом рыбы.

Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен
Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен

Цветочными орнаментами покрыт и циферблат часов, созданный в техниках перегородчатой и расписной эмалей. Центральным мотивом является орнамент из восьми геральдических лилий, окруженных маленькими желтыми, а также крупными голубыми и розовыми цветами. Мотив лилии выбран, судя по всему, по той причине, что лицевая сторона часов посвящена королю Людовику XII, но об этом ниже.

На оборотной стороне в круг объединены три маленьких циферблата. На серебряном ободе видна латинская надпись «Omnes vulnerant, ultima necat» – «Каждый (час) ранит, последний убивает». Эта надпись в Средние века часто встречалась на башенных часах и напоминала людям о том, что каждый час приближает их к смерти.

В трех маленьких циферблатах, показывающих дни недели, месяц и дату, Фализ зашифровал еще больше символических элементов и посланий. Календарные циферблаты разделены золотым ажурными решетками с ветвями и цветами, символическое значение которых становится понятно при переводе латинских слов, начертанных на завитках лент. На русский язык слова «HERI», «HODIE», «CRAS» переводятся, как «ВЧЕРА», «СЕГОДНЯ», «ЗАВТРА» и ажурные флоральные орнаменты можно интерпретировать так: вчера – ветви, сегодня – бутоны, завтра – цветы.

Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен
Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен

Теперь обратимся непосредственно к трем циферблатам. В верхнем мы видим идущую по кругу ленту, на которой написаны дни недели. В центре циферблата мастер поместил эмблему фирмы-изготовителя часов «Bapst et Falize», как тогда стало именоваться объединенное ювелирное предприятие Люсьена Фализа и Жермена Бапста. Решение об объединении фирм было принято в 1880 году и было выгодно обоим ювелирам – Фализ уже добился значительной популярности, а Бапст был известным ювелиром королевского двора, вместе с которым в новую фирму пришла и его солидная клиентура. Изделия фирмы с этого времени стали помечаться инициалами «B» и «F», а также стилизованным изображением жемчужной подвески и алмазного кольца.

Левый нижний циферблат разделен на четыре сегмента, соответствующих, что любопытно, не четырем временам года, в четырем кварталам начиная с января. Сегменты соответственно украшены цветами, которые являются традиционными для того или иного сезона. За осенне-зимний сезон, например, отвечает остролист, за зимне-весенний – желтые крокусы, за весенне-летний период, вероятно, цветущая яблоня, а за летне-осенний – желтые хризантемы.

Правый циферблат показывает дату. Здесь по кругу изображены одинаковые свитки с цифрами от 1 до 31 (только четные), что соответствует дням в месяце. В центре можно увидеть крылатые песочные часы, обвитые золотым змеем, поедающим свой хвост – уроборосом. Песочные часы с парой крыльев символизируют быстротечность времени, в то время как уроборос является символом вечности и циклической природы жизни. Судя по всему, соединяя два эти символа Фализ говорит нам, что время быстротечно, но жизнь бесконечна и циклична, за увяданием приходит возрождение и так по кругу. Снова и снова часы будут отсчитывать дни, недели и месяцы и конца этому не будет.

На лицевой и оборотной стороне под циферблатами можно увидеть скульптурные фигурки кричащего петуха и сову с распростертыми крыльями. Традиционно эти птицы являлись символами дня и ночи.

Далее изучим десять эмалированных вставочек с аллегорическими женскими фигурами в богатых средневековых одеяниях и аксессуарах. Как уже говорилось выше эти вставочки созданы в технике прозрачной эмали basse-taille и отличаются буйством ярких цветов: синего, красного, зеленого, желтого, лавандового, телесного и т.д.

Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен
Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен

Дешифровка аллегорических образов упрощается благодаря тому, что каждый из них подписан на латыни. На лицевой стороне часов помещены религиозные аллегории Церкви (ECCLESIA) и Молитвы (ORAGIO). На первой вставке мы видим женскую фигуру с миниатюрным золотым макетом церкви в руках, на второй даму, стоящую в молитвенной позе со взором, обращенным к небесам. В ее ногах – золотое дымящееся кадило.

Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен
Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен
Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен
Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен

На правой стороне в нижней части размещены аллегории Свободы (LIBERATIO) и Исследования (INVESTIGATIO). Первая фигура изображена стоящей перед печатным станком с листом бумаги в руках, а вторая – сидящей и размышляющей над человеческим телом в анатомическом театре. Над этими двумя героинями аллегория Мудрости (SAPIENTIA). Задумчивая женская фигура, которая выглядит значительно старше остальных, окружена всевозможными атрибутами познания. В руках у нее глобус и книга, у ног секстант и транспортир. Одной ногой она опирается на куб с геометрическими элементами, который лежит на бумажном листке с цифрами 3, 7, 4, 6, 3, значение которых не ясно, но, вероятно, связано с алхимией.

Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен
Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен
Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен
Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен

На левой стороне часов изображены аллегории трех ключевых христианских добродетелей – Милосердия (CARITAS), Надежды (SPES) и Веры (FIDES). Милосердие представлено в облике облаченной в корону и царские одежды женщины, кормящей грудью двух младенцев. Надежда в одной руке держит макет корабля, а в другой – лопату. Такие разные атрибуты призваны продемонстрировать, что надежда нужна всем – и морякам в море, и крестьянам в поле. В Средние века один из ключевых атрибутов этой добродетели – якорь уходит из обихода и его сменяет лопата (иногда еще и серп), которая отсылает к полной забот жизни крестьян. И, наконец, аллегория Веры, держащая в руках золотую подставку с тремя медальонами, на которых изображены два мужских профиля и белый голубь, что, вероятно, символизирует Святую Троицу. А пылающее рядом с фигурой пламя, судя по всему, является символом божественного огня.

Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен
Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен

На оборотной стороне часов две последние вставочки с аллегориями Труда (LABOR) и Закона (LEX). Женская фигура, символизирующая Труд изображена с веретеном в руках, терпеливо прядущей нить. А аллегорию Закона Фализ снабжает золотыми скрижалями и фасциями – известным древнеримским атрибутом власти, представляющим собой пучки вязовых или берёзовых прутьев, перетянутые шнуром или связанные ремнями. Закрепленный в фасциях топор в древности символизировал право магистрата казнить или миловать подданных.

Именно эмали были главной гордостью ювелирной фирмы Фализа и одним из ключевых ее достижений. Еще Алексис Фализ возродил производство перегородчатой эмали, а Люсьен продолжал дело своего отца, а кроме того развивал другие эмальерные техники, в которых достиг невероятных высот. Эмали Фализа были насколько уникальными и ценными, что ювелир включил эти часы в свою экспозицию на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, хотя с момента их создания прошло уже восемь лет.

Символы на часах на этом не заканчиваются. На серебряном основании Фализ поместил с четырех сторон символические рельефные плашки с геральдическими атрибутами короля Франции, короля Англии, Папы Римского и самого Альфреда Моррисона. Неизвестно, почему были выбраны именно эти исторические личности, возможно это каким-то образом было связано с коллекционерской деятельностью Моррисона.

Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен
Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен

Плашка на лицевой стороне часов посвящена королю Франции Людовику XII и его супруге королеве Анне Бретонской. Справа и слева расположены инициалы правителей, а в центре между ними геральдический символ короля – дикобраз, и девиз «Cominus et eminus», в переводе «Вблизи и издали», позаимствованный из девиза рыцарского Ордена Дикобраза. В то время бытовала легенда, будто дикобраз способен стрелять иглами на расстоянии, поэтому он был опасен «вблизи и издали».

На правой стороне часов помещен рельеф, посвященный королю Англии Генриху VIII. Здесь также два инициала короля и его эмблема – герса (опускная решетка крепостных ворот), ставшая одним из геральдических символов Тюдоров после Войны Алой и Белой розы. На ленте под герсой девиз Генриха «Altera Securitas».

Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен
Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен
Hand met lauriertak en doornentakken / Bergtoren in het licht, anonymous, after Aegidius Sadeler (II), 1666. Rijksmuseum
Hand met lauriertak en doornentakken / Bergtoren in het licht, anonymous, after Aegidius Sadeler (II), 1666. Rijksmuseum

Рельеф на левой стороне посвящен Папе Римскому Юлию II, на что указывают инициалы и герб под папской тиарой и ключами. Любопытно, что тут Фализ использовал не официальный папский герб Юлия II c золотым дубом с перекрещивающимися ветвями, а другой с изображением замка на горе и улыбающегося среди облаков солнца. Этот герб, как и девиз «Post tenebras lux» – «После мрака свет», помещенный Фализом на часах, присутствует в энциклопедии папской и королевской символики 1666 года.

Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен
Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен

Четвертый рельеф посвящен самому владельцу часов Альфреду Моррисону. В нем также можно увидеть инициалы коллекционера справа и слева и огромного кузнечика в центре. Под гербом девиз рода Моррисонов «Praetio prudentia praestat» – «Благоразумие приносит награду».

И последние аллегорические образы, с которыми мы познакомимся – это четыре золотые фигуры, сидящие на углах часов. Перед вами Кардинальные Добродетели. Кардинальными названа группа из четырёх основных добродетелей в христианском нравственном богословии (Умеренность, Благоразумие, Умеренность и Мужество), основанная на античной философии и имеющая параллели в других культурах.

Начиная со средних веков изображения этих добродетелей персонифицированы. Обычно это женские фигуры с соответствующими атрибутами: Справедливость — с мечом и весами, Умеренность — с уздой, дешевыми продуктами, разбавляющая вино водой, Мужество — в доспехах, со львом и пальмовой ветвью, Благоразумие — с книгой или свитком, зеркалом, змеей.

Эскизы этих фигур создал Фализ, а вот изготовил их малоизвестный скульптор Леон Шедевиль. Кстати, еще в XIX веке специалисты отмечали, что при создании фигур Фализ и Шедевиль вдохновлялись четырьмя мраморными скульптурами XVI века, расположенными на углах гробницы короля Франции Людовика XII и королевы Анны в Базилике Сен-Дени.

Гробница короля Франции Людовика XII и королевы Анны Бретонской. Базилика Сен-Дени
Гробница короля Франции Людовика XII и королевы Анны Бретонской. Базилика Сен-Дени

Внизу на часах выгравировано название фирмы производителя часового механизма «LE ROY ET FILS». Это была известная французская часовая фирма, основанная в XVIII веке и поставлявшая часы Наполеону I. В середине XIX века у нее появился лондонский филиал и почти сразу фирма получила от королевы Виктории статус поставщика английского королевского двора.

Семья Моррисонов владела часами до 1938 года. В тот год они были проданы внуком Альфреда Джоном Грэнвилем Моррисоном. Затем часы попали в Америку и уже там несколько раз выставлялись на продажу. В 1991 году настольные часы Фализа купила госпожа Райтсман и передала их в дар Музею Метрополитен. Сегодня часы представлены в рамках постоянной экспозиции и являются одним из шедевров коллекции французского прикладного искусства XIX века.

Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.

С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!