Ядвиге было семнадцать, Саше восемнадцать, когда он попросил её руки. Его мать, Ольга Хомякова, которую он очень любил, умерла молодой. Отец после смерти жены впал в депрессию. Саша воспитывался вдали от родины. Молодые люди оба нуждались в домашнем тепле и любви, которых они недополучили в детстве.
Ядвига написала матери, прося её благословения на брак, но та отказала ей, потому что не одобряла брак с русским. Она была полька и ненавидела всё русское. Сашин отец телеграфировал: «Ты ещё молод, но делай, что хочешь». Единственный, кто любовно принял решение молодых людей, был старый министр Муравьёв. Он устроил свадьбу в своём доме, и заботился о молодых, как родной отец. Сначала они жили в старом доме в Ессентуках, однако настоящей радости не было в их жизни. Они непрерывно страдали оттого, что брак не благословили родители.
Как-то Муравьёв пригласил Сашу на прогулку. Ядвига чувствовала себя не очень хорошо и осталась дома.
Много путешественников бродят по земле из одного конца в другой. Они паломничествуют к знаменитым монастырям и испрашивают себе благословение у настоятелей и старцев. Народ любит их, даёт им приют и просит их благословения и совета, воспринимая их как посредников между собой и старцами. Среди них есть также обманщики и шарлатаны, которые охотно пользуются гостеприимством, но большинство настоящие богоискатели, аскеты и мудрецы.
Такой странник зашел и к Ядвиге. Она его приняла, накормила и спросила, откуда он и куда идёт. Мужчина посмотрел на неё пронизывающим взором.
─ Вышла замуж, доченька, хотя сама ещё ребёнок. Какой хозяйкой и матерью ты будешь? По твоим рукам видно, что ты не брала иголку в руки и не ворочала горшков. Что за хозяйкой ты будешь? На что ты годишься? Разве это по Божьей воле, если себя обслуживать даёшь, а для других ничего, совсем ничего не делаешь? Нет, это не по Божьему, это грех! Женятся не для удовольствий. Это любовь и долг сердца, существование друг для друга. А это что же такое? Ты не работаешь, и он не работает! Вы что думаете, если вы каждый день ходите в церковь, это достаточная работа для Бога?! Совсем нет! Такая связь, даже если священник вас соединил перед алтарём, не имеет смысла. Для брака нужно созреть, нужно быть способным идти за любимым до порога ада и, как Орфей, спасти оттуда свою жену. Это супружество! То, что вы делаете, это игра избалованных и капризных детей!
─ Ты очень строг ко мне, батюшка! Я ещё так молода … ─ Он поглядел на неё испытующе и покачал головой.
─ Ты молода, а я старик. Возможно, я строг. Бог строг, но добр в Своей строгости. Даже, когда испытывает, Он не убирает от тебя Своей Руки. Но мы, люди, не хотим видеть Его знаки, мы имеем собственную голову и действуем по собственному разумению.
─ Не дадите ли, батюшка мне своё благословение, хоть я и такая никчёмная? ─ спросила Ядвига и смиренно преклонила перед странником колено. Он перекрестил её.
─ Как мне тебя не любить, дитя, когда Бог тебя любит?! ─ Потом он ушел. Когда Саша вернулся домой, она рассказала ему о встрече. Саша возмутился и рассердился.
─ Почему ты рассказываешь всё любому прохожему? Какое право он имеет взывать к твоей совести? Я прошу тебя не пускать в дом такое отребье! ─ Она была очень огорчена.
─ Не говори так, Саша, это были Божьи Слова. Бог не может другим способом говорить с нами.
***
Молодая пара решила переехать в имение матери Саши в Тульскую губернию. Оно находилось неподалёку от имения Льва Толстого. В имении уже двадцать лет никто не видел хозяина, и всё было ужасно запущено. Все эти годы ничего не ремонтировалось, и управляющий работал только на собственный карман. Когда Саша с Ядвигой прибыли туда, не было ничего приготовлено. Не было обученного персонала. Молодые люди с мужеством отчаяния попробовали привести некоторые комнаты в порядок. Это им плохо удавалось.
Нужно было набрать минимальный персонал, обучить его, самим научиться управлять имением. Всё шло наперекосяк. Возникла раздражительность, которая грозила разрушить их счастье.
Они не были приучены работать. Для этого всегда были другие люди. Они могли бы при определенных условиях этому научиться, но их убеждения восставали против этого. Они не понимали ценности труда и не хотели работать. Они брезговали владеть положением, управлять домашним хозяйством, имением.
Прислуга, которая не знала, что ей нужно делать, была вечно раздражена и ворчлива. В запущенном господском доме поселился нехороший дух. Соседи, которые по большей части сами не понимали ничего в ведении хозяйства, давали добрые советы, вмешивались в обстоятельства молодой пары, и расшатывали и без того с трудом восстанавливаемый мир супругов.
Ядвига получила письмо от своей матери, сообщавшей, что она тяжело больна, и просит приехать в Петербург. Про Сашу не было ни слова. Ядвига стояла перед тяжелым выбором. Её долгом было поехать и ухаживать за больной матерью, но и мужа она не могла бросить. Что делать, кому себя посвятить? Саша будет оскорблён только от одной мысли, что она его покинет!
Когда Саша вернулся с верховой прогулки, она протянула ему молча письмо. Он прочитал, его лицо потемнело.
─ Она не упоминает обо мне, как будто меня совсем нет. Конечно, ты не поедешь, твоё место рядом со мной! ─ Она смотрела на него, не отрываясь. Он выдержал её взгляд.
─ Она моя мать, и мой долг поехать за ней ухаживать!
─ А я твой муж!
─ Но ты здоров, а она больна! Я поеду!
─ Хорошо, но ты должна вернуться через несколько дней!
─ Этого я тебе не могу обещать точно. Всё зависит от состояния здоровья моей матери. Я тебе сразу же сообщу ─ Саша был расстроен и молчалив. На следующий день он отвёз её на станцию. Паровоз пускал громко пар. Они холодно попрощались. Между ними возникла стена.
Ядвига поднялась в отделение первого класса, но там было пусто. Ей стало страшно, и она пошла по проходу. В холодном и грязном отделении третьего класса сидела миловидная крестьянская девушка, одетая в чёрное. У Ядвиги была потребность поделиться своими печалями с каким-либо человеком. Во всей её жизни не было человека, которому она могла бы довериться.
Мать была для неё чуждой душой, а поговорить с отцом по душам у неё никогда не было возможности. Мать всегда была рядом, и заслоняла его от детей. Отец всегда был дружелюбен, улыбался, давал жене односложные ответы. Ядвига понимала его немногословную сдержанность, как защитный вал против деятельной и болтливой настырности матери, которой Ядвига была противна. После ссоры с Сашей, Ядвига стала, как и отец, молчалива. Саша был первым человеком, с которым она в период влюбленности могла говорить. Но вскоре она замкнулась в себе.
Она села напротив девушки на грязную скамью. Её выражение чистоты и наивности очаровало Ядвигу. Девушка испуганно вскочила и хотела убежать. Ядвига взяла её руку, которую та отняла.
─ Пожалуйста, останьтесь, я вас не обижу! Я специально хотела сесть с вами!
─ Нет, ваша милость, вам нельзя здесь оставаться. Пожалуйста, идите в ваше отделение! Вы не должны с такими, как я, сидеть вместе! Я умоляю вас во Имя Бога!
─ Но вы же человек, как и любой другой, почему же я не могу сесть вместе с вами?!
─ Нет, ваша милость, поймите же, я ─ «такая», я недостойная.
─ Не говорите глупостей, девушка! Что значит «такая», какая вы?
─ Ах! Как вы не понимаете? Я та, которая ходит по улицам и ищет знакомства с мужчинами, и отводит мужчин к себе! Вы действительно не должны со мной разговаривать! ─ Ядвига начала понимать. Она очень мало знала о жизни. Мир её юности был ограничен с одной стороны стенами Смольного института, а с другой стороны стенами родительского дома.
─ О! Это действительно ужасно! Бедное создание! Это действительно ужасно! Могу я вам как-нибудь помочь, чтобы вы занялись каким-либо более благородным делом? Вы же по необходимости стечения обстоятельств занялись этим?! ─ Девушка удивлённо уставилась на Ядвигу.
─ Нет, почему же, я это сама выбрала.
─ Как же можно такой ужас самой выбрать? Вы говорите чушь!
─ Я же говорю вам, что я это сама выбрала! Хотя, может быть, у меня и не оставалось выбора…. Вы меня не помните? Ведь вы с мужем были на похоронах моего отца. И вы дали моей матери деньги. Я вам никогда не забуду этого. Но вы не должны больше со мной разговаривать! ─ Только теперь Ядвига вспомнила, что она видела эту девушку во время представления всех жителей деревни, когда они с мужем приехали в имение.
─ Ваш отец долго болел?
─ Да, у него была чахотка, и он не мог работать уже многие годы, а у меня было шесть маленьких братьев и сестёр. Как было дальше жить? Тогда я поехала в город и стала проституткой.
─ Но вы же могли в нашем доме служить, или стать швеёй, или работать официанткой! Это же более благородная профессия!
─ Нет, ваша милость, это я не могла бы. Они зарабатывают пятнадцать или двадцать рублей в месяц. Это не спасло бы семью, а нужно было бы ещё, как следует, прилично одеваться!
─ Но как же вы выдерживаете эту грязь, унижение?! Я этого не понимаю!
─ Грязь, говорите вы, грязь?! Это же есть всюду, это есть и в браке у женатых. Если вы хотите, весь мир купается в грязи! ─ Она немного подумала. ─ Но нет, если вы так хотите, моя жизнь грязна. И когда я прихожу в церковь, я стою в заднем углу и не отваживаюсь подойти к причастию и поцеловать крест. Священник, возможно, меня не понял бы. Один Бог меня понимает. Ведь Он был другом Марии Магдалины, которая занималась тем же, что и я. И Он не допустил, чтобы побили камнями женщину, пойманную в прелюбодеянии. Это даёт утешение, надежду и радость.
Если бы Он сейчас пришел, Он бы меня понял! Грязь, говорите вы? Для меня это не грязь. Они, мужчины, приходят не ко мне, чтобы меня или себя запачкать. Они ищут нечто другое. Они ищут любовь. Любовь, в которую они верят, что она есть. Любовь в её безгреховности и бессознательности. Ищут, потому что не находят её у своих жен. И верьте мне, несколько часов, или, может быть, минут они действительно счастливы!
─ Но это же чудовищный самообман! Вы даёте им иллюзию любви, но ведь не можете дарить им настоящую любовь. Вы должны испытывать отвращение. Нечто, что только церковью может быть освящено, использовать, как промысел!
─ Почему вы думаете, что я их не люблю? Я их всех люблю! Я живу благодаря им, и моя семья живёт с этого, и я им очень благодарна, и я их не обманываю!
─ А знает ваша семья, чем вы занимаетесь?
─ Мать знает, и она молится за меня. Отец не знал и не спрашивал, для него деньги, которые я приносила в семью, были важнее. Он не спрашивал, но не думайте, что он был неблагодарным!
─ Простите меня! Но это так ново для меня, и так ужасно! Я просто этого не понимаю. Это же тяжелый грех!
─ Что есть грех, ваша милость? Я так много слышу от мужчин, когда они рассказывают о доме, о ссорах, мелочности, фальшивой гордости их жен, о беспочвенных подозрениях и недоверчивости, которые убивают их любовь, и часто думаю, намного ли больше моя греховность, чем их безлюбие?!
Ядвига побледнела. Не Божья ли Матерь послала ей эту девочку на пути, чтобы её наставить и сказать, что в действительности есть Любовь? Нужно ли было склониться перед Сашиной волей, или остаться при своём мнении? Не ранила ли она его своим своенравием и болезненной гордостью. Была ли она готова простить или попросить о прощении? Или дулась бы до тех пор, пока никто из них уже не смог бы сказать умиротворяющее слово?
─ Я видела его милость при погребении. Он хороший человек. Но он, как мышь в мышеловке, простите, что я вам это говорю. Он рвётся и дергается, но клетка не выпускает его. А клетка ─ это он сам. Его принципы сильнее его, ему оттуда не выпрыгнуть! Многие в его положении горды и несгибаемы, а от этого много несчастья. А потом они ищут забвения с нами, кусочек счастья, понимания, возможности выговориться, расслабиться. Если бы жены это понимали, тогда бы по-настоящему любили, всем сердцем, всей душой, тогда бы мы не были нужны! ─ Ядвига спонтанно поднялась и обняла девушку.
─ Спасибо вам! Огромное спасибо! Вы дали мне ответ, которого я искала. Давно искала, но не находила. Надо больше любить, гораздо больше любить! Я это поняла. Но, видите ли, я тоже мышь в клетке, и это ─ моё воспитание, мои предрассудки, привычные реакции, нехристианская гордость, впечатлительность, нетерпение, тщеславие, самоуверенность. Я рвусь из неё, но я знаю: я не могу пока из неё вырваться. Клетка сильнее мыши!
Полное содержание статей в этом блоге по данной ссылке.
Пост знакомство - обо мне, о том, кто завел этот блог.
#пересказкниг #снемецкогонарусский #переводкниг #владимирлинденберг #философияоглавноем #мыслиобоге #историячеловека #линденберг #челищев #книги #чтопочитать