Я не боюсь того, кто изучает 10 000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10 000 раз.
(с) Брюс Ли
Небольшая заметка, которой даже затрудняюсь подобрать название. Просто считайте размышлениями вслух...
Как известно, в японском фехтовании мечом кэндзюцу есть подраздел йайдо - искусство той самой мгновенной, без предупреждения, атаки, заключающейся в слитном движении - с выхватыванием меча из ножен и одновременным ударом.
Изначальный смысл этого - возможность победы над заведомо сильно превосходящим противником, используя фактор неожиданности. Как гласит "официальная легенда", изобретателем этой атаки был молодой воин Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото-но Сигенобу (в "девичестве", до обряда совершеннолетия его звали Асано Тамидзимару), который должен был совершить священный долг мщения, отомстив убийце своего отца - Сакагами Сюдзэну.
Проблема была в том, что Сюдзэн считался одним из лучших воинов клана, и даже спустя много лет обучения Дзинсукэ очень сильно уступал ему. Шансов не было. Помирать не хотелось. Тогда юноша и придумал этот самый удар "сразу из ножен", надеясь исключительно на эффект внезапности. По классическим правилам поединка, на бой надо было выходить, уже держа меч в руках. Сюдзэн, видя, что противник, желторотый юнец, не торопится вынимать клинок, тоже промедлил. Кто ж знал, что тот очень долгое время тренировал именно этот, изобретенный лично им (по каноничной версии - после 100-дневной медитации, когда к нему явилась сама богиня Аматэрасу и лично открыла сию тайну) удар?!))
Никто раньше так просто не делал. Инерция мышления. Хотя произошло все, в общем, не так уж и давно, в XVI веке, искусство фехтования у японцев было уже вполне развито.
В общем, последовал Сюдзэн примеру амебы - разделился...))
Но если б не эффект неожиданности и эффект новизны, а также некоторая степень того, что можно назвать и подлостью, и военной хитростью - быть бы на его месте юному Хаясидзаки.
Так вот. В статье про "секретные удары" рапирой европейских школ я нашел кое-что очень похожее - не по исполнению, а по смыслу.
Во времена, когда никто не целился в выдвинутые части тела, Жюль Жакоб учил одного из своих первых учеников, который был совершенно несведущ в искусстве фехтования и должен был драться на следующий день с очень опасным рапиристом, наносить удары по руке, иногда сверху, иногда снизу, без перерыва, сохраняя дистанцию, и он учил именно секретной атаке. Противник получил фут железа в предплечье, практически в начале боя. Ах! Если бы бой начался снова, результат, вероятно, был бы совсем другим! Но экстремальный урок Жюля Жакоба произвел свой неожиданный эффект.
Та же самая ситуация - неопытный щенок против матерого волка, и единственный шанс - удивить неожиданным, но очень хорошо отработанным приемом. Для классической рапиры (по правилам, сохранившимся и в современном спорте) недопустим удар в руку. Только в корпус. Причем, например, даже по современным правилам - даже в голову нельзя. Почему? Потому что так сложилось исторически, обычай такой был. Традиция. Я уже писал, что примерно с XVI-XVII века в Европе наносить удары и уколы мечом в лицо противнику считалось жутким моветоном, причем "позорящим". Этот же обычай еще в XIX веке перешел в школу классической рапиры, из которой выросла современная рапирная традиция спортивного фехтования.
Точно так же считалось моветоном атаковать руку. Хотя технически это не то что просто, а - очень просто. Дуэльные традиции, все должно быть чинно, благородно, красиво. Не в подворотне же, в конце концов, босота заточками режется...)
И поэтому оппонент упомянутого юноши даже не подумал о необходимости защищать руку. За что и поплатился.
Кстати, русский фехтмейстер Житков, написавший "Руководство дуэльного боя на шпаге и эспадроне и правила дуэли на холодном оружии" (издано в 1909 году), тоже обращал внимание на разницу именно в сложившихся правилах боя на шпаге и рапире, и предостерегал от применения на дуэли на шпагах вбитых классическим рапирным фехтованием манер:
"Рапира служит отличной подготовкой к бою на шпаге, но и только. Любитель, прошедший курс рапиры и принявшийся за дуэльную шпагу, слышит всегда от учителя одну и ту же фразу: "Не действуйте шпагой как рапирой, иначе при первых же ваших движениях вы получите удар".
...
"Не следует сгибать правую руку для защиты от рипоста. В классическом фехтовании (на рапирах - прим. авт. блога) рука сгибается для защиты и вызывает противника на игру и контррипосты, в дуэльном же бою (т.е. на шпаге), при таком положении, открывается рука и облегчается противнику сложный рипост. Следует после отбитой атаки, не выпуская клинка противника, закрыться со стороны рипоста и уйти в боевую стойку с вытянутой рукой."
...
"На шпаге атакуются ближайшие части тела, т.е. правая рука и правая нога (у левши - наоборот). Удар в тело представляется более опасным для атакующего, чем для обороняющегося, т.к. эта атака чаще всего вызывает встречный удар."
Хотя, кстати, не факт, что ловко нанесенный удар или укол в руку поможет победить и выжить. Например, 5 июня 1637 года на Москве, в переулке Старые Палачи, был примечательный случай.
Поссорились два немца, сержанты полков "иноземного строя" - Питер Фальк и Григорий Томас Грельс. И давай махать шпагами.
"А у них де в руках по шпаге наголо, и вышед, начали шурмовать, и перед вороты... Григорий ударил шпагою по руке Петра Фалька, и Петр де Фальк поколол Григория до смерти".
В общем, такие дела.
Подробнее почитать про "секретные" удары европейских школ можно тут.
Про советы Житкова рапиристам для поединка на шпагах - это здесь.