Найти в Дзене
дневник ролевика

Поединок в переулке Старые Палачи: одна из первых дуэлей в русской истории

Это случилось 5 июня 1637 года, в правление царя Михаила Федоровича,
на Москве, в Бронной слободе, в переулке, который сейчас называется Палашевский, а тогда носил интригующее название Старые Палачи. В переулке этом обитали мастера-оружейники, бронники, ювелиры и прочие специалисты, занимавшиеся снабжением действующей армии. "Поране вечерни" (то есть во второй половине дня, но после обеда) жена одного из мастеров, Томилы Сенника, занималась работой в собственном огороде. Внезапно из-за забора послышался шум и отборная немецкая брань. Слобожанка бросила огород (он никуда не убежит) и приклеилась глазом к щелке в заборе. И рассмотрела... Из ворот соседа напротив выскочили двое со шпагами, в одежде солдат полков "иноземного строя". Как выяснилось впоследствии, это были сержанты Петр Фальк и Григорий Томас Грельс. И началось... "А у них де в руках по шпаге наголо, и вышед, начали шурмовать, и перед вороты... Григорий ударил шпагою по руке Петра Фалька, и Петр де Фальк поколол Григория до

Это случилось 5 июня 1637 года, в правление царя Михаила Федоровича,
на Москве, в Бронной слободе, в переулке, который сейчас называется Палашевский, а тогда носил интригующее название Старые Палачи. В переулке этом обитали мастера-оружейники, бронники, ювелиры и прочие специалисты, занимавшиеся снабжением действующей армии.

"Поране вечерни" (то есть во второй половине дня, но после обеда) жена одного из мастеров, Томилы Сенника, занималась работой в собственном огороде. Внезапно из-за забора послышался шум и отборная немецкая брань. Слобожанка бросила огород (он никуда не убежит) и приклеилась глазом к щелке в заборе. И рассмотрела...

Из ворот соседа напротив выскочили двое со шпагами, в одежде солдат полков "иноземного строя". Как выяснилось впоследствии, это были сержанты Петр Фальк и Григорий Томас Грельс. И началось...

"А у них де в руках по шпаге наголо, и вышед, начали шурмовать, и перед вороты... Григорий ударил шпагою по руке Петра Фалька, и Петр де Фальк поколол Григория до смерти".

Фалька мгновенно повязали очевидцы. Впрочем, как сказано в материалах дела (оно сохранилось), сержант не сопротивлялся. Убийцу, убитого и жену последнего Анну повезли в Иноземный приказ, который занимался тогда делами солдат "иноземных войск".

Рассмотрением дела занялся сам князь Черкасский, глава приказа. И впал в некий ступор. Потому что по всем статьям вырисовывалась дуэль - только вот не было в русском юридическом поле, выражаясь современными терминами, тогда ничего похожего. В принципе не существовало в России того времени такого понятия, как "поединок чести". Ранее были судебные поединки, но это совсем другое. Это, во-первых, по решению суда и под присмотром высокого начальства, во-вторых, к семнадцатому веку и судебные поединки в России почти вышли из обычая.

Дело дошло в конце концов до самого царя Михаила Федоровича. К тому моменту выяснилось, путем допроса Петра Фалька при помощи толмача (русского он почти не знал), что он был должен Григорию два рубля.

Соответственно, дело автоматически превратилось из дела о дуэли (как рассматривать которое никто не понимал) в дело об убийстве кредитора - "заимодавца". Фалька бросили в тюрьму, пытали на дыбе, но он упорно твердил, что заколол противника в честном поединке - "не ведая государского указу, как в их землях вызываются на поединок".

Фальк навсегда остался в тюрьме, где и умер в марте 1642 года. Фактически рассмотрение его дела застопорилось. Потому что если бы он просто так убил "заимодавца", было бы понятно и в какой-то мере естественно.

А тут - дуэль. Открытый поединок, правда, стихийно вспыхнувший прямо на улице. Что с этим делать, никто тогда толком не понял. Не было такого никогда в русских обычаях.

Но, надо думать, многие рассуждали в таком духе - "понабрали иноземных наемников, они теперь друга друга прямо на улицах шпажонками пыряют...")

Источники - Е. Д. Шелковникова, "Дуэли. Честь и любовь", Ю. М. Эскин, "Дуэль в Московии 1637 года".