Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Предварительный запрет

Часто в консультировании можно встретить запросы, связанные с невозможностью прекратить прокрастинацию, сменить работу, начать свою деятельность, построить отношения или выйти из травмирующих.

Эмоциональное напряжение от совершенных ошибок, цикличности негативных событий, безуспешные попытки понравиться людям или добиться более высоких финансовых результатов, давят тяжелым грузом, возникает чувство бессилия перед жизненными обстоятельствами.

Клиент задается вопросами:
«За что мне это наказание?»

Как будто бы кто-то ограничивает или наказывает за поступки, запрещает радоваться и жить.

Он говорит о постоянно повторяющихся событиях, в которых меняются только действующие лица – партнёры, работодатели, друзья и недруги.

Цикличность свидетельствует о том, что есть некий сценарий с его паттернами, определяющими модель отношений с собой и миром.

Цикличность - признак сценарного поведения.

Одним из паттернов, лежащих в основе сценария (согласно концепции транзактного анализа) являются послания, которые получает ребёнок в раннем опыте от родителей.

Послания начнут определять то, как ребёнок будет относиться к себе во взрослой жизни, становясь предварительным запретом на выражение чувств, поддержку и принятие себя, взаимодействие с другими людьми.

Предварительный запрет - это полученное и усвоенное сообщение от родителей в раннем опыте, интроецированное в личность и предусматривающее наказание за нарушение.

Способ передачи посланий и типы

Послания передаются вербальным и невербальным способом. В них заложена информация о том, как ребёнку следует к себе относиться и что будет за нарушение установки.

Есть 4 типа посланий:

Предписание.

Предписание передаётся ребёнку в устной форме, как некое правило, как следует действовать, чтобы чувствовать себя в порядке (хорошим для родителей). Оно может подкрепляться такими действиями, как крик, улыбка, пинки, побои, оскорбления.

Коротко опишу, как работают предписания.

Выделяют 5 предписаний:

  • Будь лучшим/совершенным. Это запрет на ошибки. Их быть не должно, стремление к идеалу не имеет границ. Оценка 4 неудовлетворительна, нужна 5 и то с +.
  • Будь сильным. Это запрет на демонстрацию чувств. Если ты их демонстрируешь, то показываешь свою слабость. Нельзя плакать, злиться, печалиться, радость тоже может быть ограничена.
  • Радуй других. Посвяти свою жизнь маме, жене (мужу, детям и т.п.). Чувства других, их комфорт, состояние важнее, чем мои. Также запрет на проявление гнева, тоски, страха, ты в порядке только, когда радостный и делаешь то, что нравится другим.
  • Спеши/торопись. Необходимо делать всё быстро – думать, кушать, ходить, одеваться. Пока ты медлишь кто-то успевает больше.
  • Старайся/пытайся. «Главное не победа, а участие». Акцент на процесс и чем больше процессных задач, тем «лучше». Любым способом необходимо избегать результата. Результат, если он есть обесценивается и не принимается.

Если какое-то предписание не выполняется, то человек начинает испытывать напряжение и чувствовать себя не в порядке (не хорошим для родителей).

Предписания имеют не только минусы, но и плюсы. Подробнее о плюсах и минусах я расскажу в другой статье.

Предписание закрепляется в сознании человека благодаря неоднократному повторению и эмоциональному посылу. Важно, как оно будет передано - с раздражением, тоской, пренебрежением или радостью.

Чаще всего клиенту проще вспомнить предписания родителей, т.к. он уже понимал и сам владел речью, а сами предписания регулярно повторялись.

Программа.

Дети копируют поведение своих родителей, т.е. способы взаимодействия с собой, другими и миром.

Родители демонстрируют модель, которую ребёнок берёт за основу.

Некоторые виды программ:

  • Как работать. Много или мало; успешно или посредственно; сосредоточено, расслабленно или до изнеможения.
  • Как отдыхать. Пассивный (лёжа на диване), активный (велосипеддайвинг) или рабочий отдых (после работы ехать на дачу, копать картошку).
  • Как строить отношения с противоположным и своим полом.
  • Как решать конфликты.

Дети быстро усваивают программы, так как родители являются дня них образцами для подражания, а регулярный контакт с авторитетным лицом способствует закреплению программы.

Программа передается на вербальном и невербальном уровнях.

На вербальном она сопровождается фразами:

«Вот как надо (держать вилку, отвертку, кисточку).»

«Смотри и делай, как папа (мама).»

Программа демонстрирует образец, как действовать, благодаря чему экономит энергию, время и снижает тревогу. Даёт канву и направление.

В передаваемой программе есть свои плюсы и минусы.

Запрет.

Запрет передаётся ребёнку чаще в форме невербальных сообщений - эмоции, мимика, жестикуляция, действия (побои, членовредительство, инцест) и сила этих запретов возрастает в разы по сравнению с вербальными предписаниями. Ряд запретов усваиваются на довербальной стадии развития ребёнка. Оттого клиент их плохо помнит, а вывод, который он сделал для себя в довербальной стадии сложнее идентифицировать.

Всего выделяют 12 запретов:

  • Не делай.
  • Не будь первым.
  • Не расти.
  • Не чувствуй.
  • Не думай.
  • Не будь ребёнком.
  • Не будь близким.
  • Не будь самим собой.
  • Не чувствуй себя хорошо.
  • Не живи.
  • Не будь своего пола.
  • Не принадлежи себе.

Предписания и запреты друг друга взаимоусиливают.

Так предписание «Будь сильным» и запрет «Не чувствуй» формируют в человеке полный запрет на выражение во внешний мир любых чувств, в том числе радости. На лице человека будто бы маска. Все чувства подавляются и направляются во внутрь, что может приводить к различным болезням – язва, тахикардия, дерматиты, есть последствия подобных союзов.

Разрешение.

Послание от родительской фигуры (внешний или внутренний родитель, психолог, гуру), которое позволяет снять или уменьшить негативное влияние предписаний, программ и запретов.

Чаще всего разрешение на жизнь вне сценарных установок достигается благодаря работе в терапевтическом процессе и тем внутренним изменениям, которые происходят с клиентом.

Идентификация и переосмысление посланий позволяет создать основу для изменения отношения в первую очередь к себе.

Предварительный запрет ограничивает возможности.

Совместной задачей психолога и клиента в терапии является обнаружение и переработка предварительных запретов.

Освобождение от запретов, трансформация предписаний и переосмысление программ позволяет выйти из сценария, увидеть и расширить возможности для достижения целей, тем самым значительно повысив качество отношений с собой, окружающими и миром в целом.

Записаться на консультацию.

Автор: Гафуров Марат Ильдарович
Психолог, Коуч

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru