Что такое схемы?
Схемы — это шаблоны, которые начинают формироваться в детстве и проходят через всю нашу жизнь. Схемы влияют на познание, эмоции, воспоминания, восприятие и интерпретацию того, что мы переживаем, и на взаимодействие с другими людьми. Они могут меняться с годами в зависимости от жизненной ситуации человека, механизмов выживания и моделей межличностного общения. Когда срабатывает неадаптивный паттерн, могут возникнуть сильные эмоции, например страх, гнев, печаль, вина, одиночество.
Как возникают схемы?
Схемы возникают в результате неспособности удовлетворить основные эмоциональные потребности в детстве.
Выделяют пять основных эмоциональных потребностей человека:
- Надежная привязанность к другим (включая безопасность, заботу, заботу и принятие).
- Автономность, компетентность и чувство идентичности.
- Свобода выражения реальных потребностей и эмоций.
- Спонтанность и веселье.
- Реалистичные границы и самоконтроль.
Неспособность удовлетворить эти потребности адаптивным образом в детстве влияет на формирование схем, с которыми мы сталкиваемся по-разному по мере взросления.
Джеффри Янг и его коллеги выделяют 18 паттернов:
- Падение / нестабильность связи
Этот шаблон основан на постоянном ожидании того, что люди, с которыми мы связаны, уйдут, что близкие отношения развалятся через некоторое время. Основное убеждение в этой схеме - видеть в людях непредсказуемость и склонность к отвержению.
Источником этого паттерна может быть отсутствие прочной связи в детстве (отсутствие родителей, отсутствие интереса к ребенку или, наоборот, чрезмерная опека).
2. Недоверие / вред
Убеждение, что люди «используют меня в своих интересах, намеренно причиняют мне боль, обманывают, предают меня или манипулируют мной». Поэтому люди с таким паттерном всегда готовы к атаке.
Следующие переживания ответственны за создание этого паттерна: домашнее насилие, наказания, унижения.
3. Эмоциональная депривация.
Человек с такой схемой чувствует, что его основные эмоциональные потребности не будут удовлетворены (например, потому что они не важны для других).
Три наиболее распространенных формы эмоциональной депривации:
- Лишение потребности в заботе: недостаток тепла, внимания, близости, нежности.
- Лишение потребности в сочувствии: непонимание, слушание, доверие и разделение своих чувств.
- Лишение потребности в защите: отсутствие поддержки со стороны других людей.
Этот паттерн возникает, когда родители отсутствовали, были эмоционально холодны и недостаточно заботились о потребностях ребенка (забота, сочувствие, защита).
4. Дефект / стыд
Человек с этой схемой чувствует себя неполноценным, плохим, нежеланным, неполноценным, ущербным. Она убежден, что, если бы люди узнали, кто он на самом деле, они бы отвернулись от него. Из-за отрицательной самооценки человек очень чувствителен к оценке других и придает большое значение совершаемым ошибкам. Вера в свою неполноценность часто вызывает глубокий стыд. Эти недостатки могут быть скрытыми (например, эгоизм, гневные импульсы, глупость) или явными (например, непривлекательный внешний вид, неловкость в социальных ситуациях).
Источник: родители или другие взрослые или сверстники были очень критичны и высмеивали.
5. Социальная изоляция / отчуждение
В этой схеме характерно ощущение того, что индивид изолирован от остального мира, отличается от других людей и не чувствует себя частью какого-либо сообщества.
Причиной формирования этого паттерна может быть ранний опыт отличия ребенка или его семьи от окружающей среды.
6. Зависимость / некомпетентность
Человек с такой схемой считает, что он не способен самостоятельно справляться с повседневными обязанностями, принимать правильное решение, нуждается в помощи других (он чувствует себя беспомощным, когда ему приходится что-то делать самостоятельно).
Источником этого паттерна обычно является чрезмерная забота родителей, действующая в пользу выбора ребенка или критикующая его.
7. Восприимчивость к травмам или болезням
Ощущение сильного страха перед неминуемой катастрофой в любой момент. Этот страх чаще всего касается здоровья (инфаркт, СПИД), эмоциональной катастрофы (сойду с ума), внешней катастрофы (авиакатастрофа, жертва нападения).
Источником этого паттерна может быть обеспокоенный родитель, который показывает ребенку мир как нечто опасное и непредсказуемое.
8. Эмоциональная запутанность / не полностью развитое «я»
Этот паттерн проявляется в чрезмерной вовлеченности в отношения с одним или несколькими людьми (часто с родителем). Эти отношения развиваются за счет автономии и надлежащего общественного развития. В таких отношениях может возникнуть убеждение: «Я не выживу без другого человека и мне нужна его постоянная поддержка», что также проявляется в реализации целей и потребностей другого человека без учета моих собственных.
Этот паттерн может появиться в результате чрезмерно контролирующего / заботливого отношения родителей к ребенку, которое мешает им развивать собственную идентичность.
9. Неудача
Человек, находящийся под влиянием этого паттерна, убежден, что он не способен достичь того же, что и другие, сравнивая себя с окружением, считает себя некомпетентным в области достижений (образование, работа).
Причиной появления этого паттерна может быть отсутствие поддержки в достижении цели или критическое и требовательное отношение родителей.
10. Претензии / множественность
Характерной чертой этой схемы является вера в то, что «я лучше для других и поэтому не связан общепринятыми правилами». Люди с этой схемой чувствуют, что они могут делать то, что хотят и когда хотят, не принимая во внимание обстоятельства и других людей.
Источником этого паттерна может быть отсутствие границ в детстве, когда родители относились к нему привилегированным образом.
11. Недостаточный самоконтроль / самодисциплина.
В этой схеме трудно терпеть разочарование, сохранять самообладание и подавлять чрезмерное выражение эмоций и импульсов. Распространенная стратегия - избегать неприятных или дискомфортных ситуаций (боли, напряжения, ответственности).
Причина появления этого паттерна может быть в том, что родители не моделируют самоконтроль и не устанавливают адекватные границы, необходимые для того, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности.
12. Согласие
Этот шаблон предполагает подчинение воле других, чтобы избежать негативных последствий (гнев, отказ). Это часто означает подавление своих эмоций и потребностей.
Источником этого паттерна может быть детский опыт очень сильного контроля со стороны родителей / опекунов.
13. Самопожертвование.
Этот шаблон проявляется в том, что вы жертвуете своими потребностями ради блага других людей. Сосредоточение внимания на собственных потребностях сопровождается чувством вины, поэтому обычно потребности других ставятся выше собственных.
Источником модели самопожертвования может быть детский опыт ответственности за благополучие одного или обоих родителей.
14. Поиск одобрения и признания
Зависимость самооценки от мнения окружающих. Отказ от личного развития и собственных потребностей должен быть хорошо воспринят. Иногда это приводит к чрезмерному желанию иметь определенное социальное положение, красоту и т. д., что вызывает чувство восхищения и признательности.
Этот паттерн развивается, когда родители не в состоянии удовлетворить основную потребность ребенка - безусловную любовь и принятие (условная любовь - когда вы оправдываете ожидания), возлагают свои собственные задачи на то, что правильно, а что нет.
15. Негативизм / пессимизм.
Видеть только отрицательные стороны ситуации (даже если сейчас все хорошо, через мгновение все закончится). В этом паттерне преобладает убеждение, что рано или поздно что-то пойдет не так, что связано с постоянным беспокойством, бдительностью и трудностями в принятии решений.
Обычно источником паттерна является «тревожное отношение» родителей (беспокойство по поводу того, что произойдет).
16. Эмоциональное торможение.
Убеждение, что я не должен выражать свои эмоции, потому что их демонстрация причинит боль или смущение другим людям (что еще больше снизит мою ценность).
Схема может иметь своим источником отрицательные реакции родителей на спонтанное выражение эмоций ребенком (например, наказание за выражение гнева, печали).
17. Чрезмерные требования / чрезмерная критика
Это вера в то, что я никогда не стану достаточно хорошим, поэтому стараюсь еще больше. Под влиянием этого паттерна человек прилагает большие усилия, чтобы избежать критики (стремясь оправдать свои высокие ожидания). Следствием такого отношения является перфекционизм, жесткие правила, чрезмерная озабоченность временем и эффективностью, а также очень высокая критика себя и других.
Этот шаблон предполагает критическое и требовательное отношение родителей или давление со стороны сверстников для достижения выдающихся результатов.
18. Абсолютная строгость.
Эта схема касается веры в то, что за допущенные ошибки должно быть наказание. Для него характерно критическое отношение к себе и другим, не прощающее даже мелких «ошибок».
Источником этого паттерна может быть очень требовательное, ориентированное на достижения, критическое отношение родителей и система образования, основанная на наказаниях.
Современные тенденции психотерапии психических расстройств все чаще относятся к немедикаментозным методам лечения. Один из этих методов - схемотерапия и комбинированная гипнотерапия.
Схема терапии - генезис нового подхода к терапии психических расстройств
Как работает схемотерапия
Схематическая терапия определяет схемы как глубоко укоренившиеся представления о себе и своих отношениях с другими, сформированные в детстве, укоренившиеся на протяжении всей жизни и в значительной степени дисфункциональные. Здоровые модели развиваются, когда удовлетворяются основные эмоциональные потребности ребенка.
Схема терапии имеет широкий спектр терапевтических техник.
Схематическая терапия — это терапевтический процесс, который включает переход от дисфункциональной схемы к адаптивной. Целью лечения дисфункциональных схем является включение процессов восстановления схемы и создание основы для ее адаптируемости. Для достижения этой цели схемная терапия предполагает использование ряда диагностических и терапевтических методов.
Первым этапом в схемотерапии является всесторонняя оценка пациента. Процесс состоит из нескольких этапов. Во-первых, терапевт захочет узнать о недавних событиях или обстоятельствах в жизни клиента, которые побудили его обратиться за помощью. Это может быть социальная тревога или страх близости. Затем терапевт обсуждает историю жизни пациента и ищет закономерности, которые могут быть связаны с негативными схемами.
Схематическая терапия позволяет терапевту точно диагностировать негативные схемы. Для этого могут использоваться специальные анкеты. В них перечислены различные мысли, чувства и поведение пациента, связанные с различными схемами. Анализ этих анкет необходимо оценивать в контексте жизни пациента. Бывает, что в результате такого анализа необходимо диагностировать и лечить невроз.
Схема терапии имеет множество диагностических методов. Примером могут служить образные техники, которые терапевт может использовать для диагностики симптомов. Один из этих методов заключается в том, чтобы попросить пациента закрыть глаза и представить себя ребенком со своими родителями. Часто вспоминание ключевых, шокирующих воспоминаний может помочь сделать предположения об основах ненормальной личности и психических паттернов.
Схематическая терапия может помочь людям понять и изменить привычный образ жизни. Таким образом, метод включает выявление ранних паттернов, работу с дисфункциональными паттернами и систематическое противодействие им, их изменение и создание более успешной эмоциональной жизни.
Автор: Жеуров Александр Дмитриевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru