Найти тему
Беспорядочные путешествия

Вы удивитесь, узнав, что в советской Москве были частные дома. 10 примеров

Дорогие читатели и гости данного блога!

Каждый раз, читая историю того или иного московского особняка, доходного дома или городской усадьбы, узнаешь, что вскоре после революции 1917 года историческое здание было национализировано и в лучшем случае перешло к какому-либо госучреждению, в худшем – было переделано под коммунальные квартиры, а то и вовсе отдано под склад. «Жилищный передел», предполагавший массовое переселение и уплотнение, а также декреты об отмене частной собственности на недвижимость в городах в корне поменяли ситуацию с жильем в стране и определили направление жилищной политики на долгие десятилетия. Но, как это часто бывает, из каждого правила есть свои исключения, и пока бо́льшая часть городского населения Москвы [и не только] могла рассчитывать разве что на стандартные 10 м² на человека, были и те, кто располагал собственным частным домом, порой и вовсе построенным уже после установления советской власти.

Да, конечно, обычный советский гражданин, рабочий, труженик или даже ученый-интеллигент вполне мог претендовать на небольшой дачный домик, но уж точно никак не на собственный особняк в центре города. На всю Москву с трудом удалось насчитать десяток исключений, а именно отдельных домов, де-факто находившихся в частной собственности. Им и будет посвящена сегодняшняя статья. К слову, половина зданий из списка ниже ранее уже попадали в отдельные подборки в этом блоге, но теперь появился повод вспомнить о них вновь, дополнив несколькими другими примечательными зданиями, речь о которых пойдет впервые. Итак, отправляемся на очередную виртуальную прогулку по Москве, целью которой станет осмотр десяти частных зданий, сумевших пережить советскую эпоху.

1. Дом Мельникова

Без сомнения, самым известным примером частного жилья, появившегося в Москве в советское время, является дом Мельникова, памятник русской авангардной архитектуры, цилиндрический дом-мастерская российского и советского архитектора Константина Мельникова, возведенный в 1927‒1929 годах, когда все дореволюционные частные особняки уже давно были национализированы и перешли в государственную собственность. И вдруг власти разрешают одному человеку построить частный дом в самом центре столицы, в двух шагах от Арбата. Казалось бы, невероятно, но у произошедшего есть как минимум два правдоподобных объяснения. Во-первых, Константин Мельников был, пожалуй, наиболее видным среди отечественных архитекторов, получившим признание как внутри страны, так и за рубежом. Именно Мельниковым был создан первый саркофаг Ленина, в котором тело вождя мирового пролетариата пролежало до 1941 года, что по тем временам трактовалось как достаточно серьезная заслуга перед отечеством. Кроме этого, Мельников создал инновационный павильон СССР для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже.

Во-вторых, дом Мельникова был официально признан экспериментальным сооружением. Добиваясь одобрения своего проекта, архитектор взял верх отчасти хитростью, сумев убедить комиссию, что ни много ни мало ставит эксперимент над своей семьей, и, если он будет признан успешным, то идея круглого дома ввиду экономичности и простоты конструкции впоследствии может быть использована по всей стране в других проектах, в том числе и для строительства домов-коммун. В итоге одобрение правительственной комиссии было получено, а строительство дома началось в середине 1927 и растянулось на два с лишним года.

Композиция дома представляет собой два вертикальных цилиндра одинакового диаметра, врезанные друг в друга на треть радиуса и образующие тем самым необычную форму плана в виде цифры 8. Одной из наиболее любопытных особенностей дома является наличие 57 шестигранных вертикальных окон, расположенных пятью ярусами. При этом окна в данном случае представляют собой лишь «верхушку айсберга»: благодаря ажурной кладке кирпича в наружных стенах дома существует 124 шестиугольных проема. Помимо окон, 7 проемов отданы под ниши (что-то типа шкафчиков), а остальные заложены. Кроме того, подобная узорчатая кладка позволила добиться экономии в 43%, что весьма немаловажно с учетом того, что кирпич по тем временам был сравнительно дорогим строительным материалом.

На сегодняшний день дом Мельникова закрыт на реставрацию, хотя еще полтора года тому назад процесс попадания внутрь был крайне сложен и нетривиален. Подробнее о том, как мне самому посчастливилось посетить дом Мельникова, его архитектурных особенностях и уникальных интерьерах вы можете прочесть в отдельной статье.

2. Дом скульптора Вучетича

-4

Еще один частный дом [и по совместительству мастерская], о котором пойдет речь, расположен по адресу Тимирязевска улица, 33, стр. 4. Именно здесь жил и работал прославленный советский скульптор-архитектор Евгений Вучетич, главной из работ которого является композиция «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде. Хотя, конечно, есть еще памятник Воину-освободителю в Берлине, скульптура «Перекуем мечи на орала», памятник Дзержинскому, крупнейший из памятников Ленину у входа в Волго-Донской канал и много чего еще. Собственно во дворе дома как раз и можно увидеть уменьшенные копии многих работ Вучетича, ту же Родину-мать. Хотя есть здесь и точная (в том числе и по размерам) копия головы данной скульптуры. А еще огромная голова недостроенного памятника Ленину.

Двухэтажный кирпичный жилой дом был построен в 1957 году. Здание выполнено в духе сталинского ампира, с массивными колоннами, портиком и треугольным фронтоном, больше напоминая провинциальный дом культуры, нежели частный дом. Но частным он остается и по сей день: в здании проживают потомки архитектора, которые, если верить информации в интернете, не отказывают редким гостям в возможности посетить двор здания, где до сих пор выставлены скульптуры Евгения Вучетича, увековечившего память о подвигах нашего народа в Великой Отечественной войне.

-6

Кстати, буквально в 100 метрах от дома Вучетича установлен памятный бюст знаменитого архитектора, полностью лишенный какой-либо масштабности и монументальности, присущих работам самого автора. Его же именем названа и одна из улиц поблизости.

3. Дом Манизеров

Еще один (и не последний в сегодняшнем списке) частный дом в советской Москве также принадлежал прославленному архитектору Матвею Манизеру, автору ряда известнейших памятников на территории всего Советского Союза. Это и памятник Ленину на главной площади Минска, и скульптурный ансамбль памятника Чапаеву в Самаре, и памятники Шевченко в Киеве и Харькове, и барельеф Пушкина на месте его последней дуэли, и, конечно же, знаменитые скульптуры на станции московского метрополитена «Площадь Революции». Ведь кто из нас не натирал носы собакам пограничников, загадывая желание?

«В начале войны Манизера назначили председателем Оргкомитета Союза художников СССР и перевели в Москву. Поэтому семья из эвакуации вернулась не в Ленинград, а в столицу. Жили на Масловке в бараке. С мастерскими было сложно – в семье два скульптора и повзрослевшие дети, решившие посвятить себя изобразительному искусству. Матвей Генрихович обратился в правительство с просьбой о выделении участка земли, чтобы построить дом на собственные средства». И уже в 1951 году на 1-й улице 8 марта, недалеко от станции метро «Динамо», появился дом и по совместительству мастерская семьи художников-скульпторов. Так, супруга Матвея Манизера Елена Янсон-Манизер среди прочего участвовала в оформлении самой станции «Динамо», создав 24 рельефа, посвященных физкультуре и спорту. А ее любимой темой в искусстве было изображение танца: ряд скульптур балерин и танцовщиц по сей день можно увидеть во дворе дома Манизеров. Вот только придется как следует изловчиться: дом со всех сторон окружен высоким забором и рядами частных гаражей. Да и к тому же не лишним будет проявить деликатность: дом по сей день остается жилым.

-9

После смерти Матвея Манизера и Елены Янсон-Манизер хозяевами дома стали их сын, художник и график Гуго Манизер и его жена Нина Пуляхина-Манизер. Гуго Манизер являлся почетным членом Российской академии художеств и на протяжении 40 лет преподавал рисунок студентам факультета скульптуры Художественного института. Его супруга (ныне вдова) и жительница дома Нина Леонидовна Пуляхина-Манизер – художник по костюму, заслуженный художник России, член Московского Союза Художников и почетный член Российской академии художеств. Вот такая яркая династия деятелей искусства и не менее яркий частный дом, построенный еще в советскую эпоху.

4. Особняк писателя Мстиславского

-10

Еще один примечательный частный дом расположен в самом центре Москвы, в Гагаринском переулке, в нескольких минутах ходьбы от станции метро «Кропоткинская». Этот любопытный особняк, отдаленно напоминающий не то петербуржские дачи на Финском заливе, не то частные дома в Закавказье, был построен в 1925 году специально для революционера и писателя Сергея Мстиславского, активного участника революционного движения, бывшего члена партии эсеров и участника ареста царской семьи, иными словами. Мстиславский оставил политику в 1921 году, начав заниматься литературным творчеством: стал редактором журнала «Знамя», автором книги о Николае Баумане и биографом Молотова. Одним словом, заслуги Мстиславского, по мнению властей, оказались достаточными для получения подобного жилья, и это в годы, когда большинство частных особняков были уже давно национализированы и расселены.

Авторами двухэтажного, частично деревянного дома с округлым окошком и выступающими карнизами стали архитекторы Алексей Щусев и Борис Рерих. Ну, а сам Мстиславский прожил в здании более 20 лет, пока не был эвакуирован в Иркутск в годы Великой Отечественной войны, где вскоре и скончался. Следующим владельцем здания (условно, конечно, собственность-то советского государства) стал художник-иллюстратор Владимира Чапли, автор множества иллюстраций для книг Пушкина, Гоголя, Чехова, братьев Гримм и других авторов. Сегодня здание переведено в разряд нежилых, обладая при этом статусом объекта культурного наследия. Он, впрочем, как это часто бывает, отнюдь не гарантирует зданию бережный уход и своевременную реставрацию. Особняк Милославского переживает, возможно, свои не самые лучшие годы, при этом оставаясь крайне любопытным и нетипичным украшением Москвы.

5. Дом-музей Бориса Пастернака

-12

Еще один примечательный частный дом, ныне превращенный в музей, расположен на дальней окраине Москвы, в бывшем поселке Переделкино. Здесь с 1939 по 1960 годы жил и работал один крупнейших русских писателей XX века Борис Пастернак. Здесь были созданы «Доктор Живаго», циклы стихов «Переделкино», «На ранних поездах», «Земной простор», «Когда разгуляется…», здесь же Пастернак переводил Шекспира и Гете. И именно в этом доме 23 октября 1958 года писатель узнал, что ему присуждена Нобелевская премия по литературе. Здесь же он скончался в 1960 году. Дом расположен в так называемом писательском поселке (городке) в Переделкино, созданном в 1933 году и ставшим домом для Корнея Чуковского, Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы и других. Считается, что инициатором создания места отдыха для писателей был Максим Горький, рассказавший Иосифу Сталину о европейских загородных резиденциях деятелей культуры. В 1988 году поселок получил статус историко-культурного заповедника

После смерти Пастернака в 1960 году дом стал местом его памяти: вдову Зинаиду Пастернак часто навещали родственники, друзья и близкие писателя. Постепенно в дом стали приезжать и поклонники творчества Пастернака, для которых проводились неофициальные экскурсии по зданию. Поскольку дача являлась собственностью Литературного фонда, в 1980 году после смерти пасынка Пастернака Станислава Нейгауза родственники писателя потеряли право на проживание в доме. В 1984 году суд передал здание Чингизу Айтматову, однако писатель отказался от дома в память о Пастернаке. А уже спустя год была удовлетворена инициатива ряда писателей, включая Вениамина Каверина, Евгения Евтушенко и Роберта Рождественского, основать в доме музей Пастернака, что и было сделано в 1990 году к 100-летию со дня рождения поэта. На сегодняшний день в доме полностью восстановлена прижизненная обстановка и регулярно устраиваются литературные собрания.

6. Дом-мастерская Веры Мухиной

-13

Следующее здание в сегодняшнем списке было построено в 1947 году в Пречистенском переулке и уже вскоре стало домом и мастерской для еще одного прославленного советского скульптора-монументалиста Веры Мухиной. Будущая хозяйка здания сама занималась его проектированием и обустройством, разделив его на две части, жилую и рабочую. Стеклянная крыша и массивное витражное окно во всю стену были специально созданы для наилучшего освещения рабочего пространства. Автор знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» прожила в собственном доме свои последние годы, продолжая плодотворно работать. Так, например, именно здесь создавался памятник Чайковскому, ныне установленный около Московской консерватории.

Вера Мухина завещала не создавать музей ее имени и сама добилась того, чтобы ее наследники смогли проживать в здании и после ее смерти. Сегодня в одной части здания по-прежнему живут потомки скульптора, а другая отведена под отделение Института реставрации. А неподалеку отсюда, в начале Пречистенского переулка, в 1989 году был открыт памятник Вере Мухиной работы скульптора Михаила Аникушина. Открытие было приурочено к 100-летию со дня рождения известнейшей в Советском Союзе женщины-скульптора.

7. Музей-мастерская Анны Голубкиной

-14

Еще одной женщиной-скульптором, жившей и работавшей в собственном здании-мастерской была Анна Голубкина. Ее работы не отличались масштабностью и монументализмом, но вместе с тем получили признание еще в дореволюционный период, а затем и во времена СССР. Скульптурные произведения Анны Семеновны Голубкиной находятся в крупнейших музейных собраниях, включая Третьяковскую галерею, Русский музей в Петербурге и Музей Орсе в Париже. Ну, а самым известным произведением мастера, которое наверняка видели практически все москвичи, является горельеф «Пловец» в стиле модерн над правым входом в здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке.

Анна Голубкина арендовала особняк XIX века, расположенный по адресу Большой Левшинский переулок, еще в 1910 году, но и после установления советской власти получила разрешение продолжить жить и работать в этом здании. Очевидно, была принята во внимание культурная ценность произведений мастера. Анна Голубкина жила в особняке вплоть до своей смерти в 1927 году, а спустя еще семь лет состоялось открытие музея, посвященного скульптору. В 1986 году музей-мастерская Анны Голубкиной вошел в состав Третьяковской галереи.

8. Дом Вильямса

-15

Включить в сегодняшний список [пусть и с некоторой натяжкой] можно еще один примечательный деревянный особняк, расположенный на территории Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Это дом Вильямса, построенный в 1876 году, задолго до установления советской власти. Собственно, отсюда и натяжка. Однако, это фактурное здание в английском стиле в полной мере удовлетворяет всем остальным необходимым и достаточным критериям нахождения в списке. Его первым жильцом стал главный садовник Петровской земледельческой и лесной академии Рихард Шредер, а в 1893 году, после смерти Шредера, в дом въехала семья ученого Василия Вильямса, академика Академии наук СССР, одного из основоположников агрономического почвоведения. И что самое невероятное, в здании до сих пор проживают потомки Вильямса уже в пятом(!) поколении. Редкие здания Москвы могут похвастаться такой преемственностью.

-16

Дому Вильямсов и повезло и не повезло одновременно: он, кажется, так и не познал полномасштабной реставрации за свои полтора века, но зато сохранил свою самобытность и непередаваемую атмосферу старины. На территорию дома можно свободно зайти, чтобы взглянуть на небольшой палисадник и внутренний фасад, увитый плющом, а еще побывать в настоящем уголке старой Москвы.

9. Красный дом в Новогирееве

-17

Еще одним нетривиальным примером частного дома, пусть и принадлежащего сразу нескольким семьям, является Красный дом в Новогирееве, расположенный по адресу Новогиреевская улица, дом 7. Здание было построено в 1939 году для группы художников и скульпторов, а внутри него размещались не только жилые помещения, но и творческие мастерские. Красный дом стал одним из воплощений советского эксперимента по организации совместного проживания представителей какой-либо профессии. Свернут данный эксперимент был довольно быстро, но в Красном доме действительно поселились несколько представителей творческой интеллигенции, включая графика Владимира Фаворского, скульптора Ивана Ефимова, живописца Дмитрия Жилинского и ряда других. Несмотря на то, что никого из первоначальных жильцов дома уже не осталось в живых, само здание по сей день хранит множество напоминаний об их жизненном и творческом пути.

Будущие жильцы сами спроектировали здание, состоящее из одного подъезда и 12 квартир. А уже после завершения строительства было решено оставить стены неоштукатуренными. Отсюда пошло и неофициальное название дома, также известного как дом В. А. Фаворского, Дом художников и Красная дача. Дом, окруженный десятками деревянных дач, в те годы действительно являлся самым большим во всей окрестности. Масштабное жилое строительство развернулось лишь после присоединения города Перово к Москве в 1960 году. Так что теперь Красный дом пусть и не самый большой, но зато самый старый в районе. Несколько раз в году здесь устраиваются показы работ его основателей, но и без того в само здание можно беспрепятственно войти. Впрочем, оно по сей день остается жилым, так что желательно делать это, не создавая лишнего шума и не тревожа жильцов. Сегодня здесь проживают потомки художников. К слову, это довольная редкая для Москвы (да и для других крупных городов нашей страны) история, когда в одном и том же здании живет третье-четвертое поколение одной семьи.

10. Дом ветерана Солопова в Матвеевском

-19

Чтобы увидеть заключительный дом в сегодняшнем списке, мы отправимся на станцию метро «Раменки», в 15 минутах ходьбы от которой находится последний сохранившийся дом бывшей деревни Матвеевское (близ одноименной железнодорожной станции). Чтобы попасть сюда, необходимо пройти до конца по Винницкой улице, а далее, держась левее, спуститься по деревянной лестнице в долину реки Раменки. Попав сюда, невольно поражаешься тому, как близко друг от друга расположены новые кварталы многоэтажных новостроек и практически дикая природа, до которой пока, к счастью, не дотянулись длинные руки столичных застройщиков.

-20

Деревня Матвеевское существовала здесь по крайней мере с XVII века, а к середине XX века насчитывала более ста домов, включая клуб и сельсовет. В 1960 году деревня в числе других населенных пунктов на реке Раменке вошла в состав Москвы, а вскоре началась активная застройка прилегающей местности. Жителей расселяли, а старые дома сносили − стандартная в общем-то история для большинства деревень, поглощенных Москвой. Но один дом ни в советское, ни в постсоветское время трогать не решились, поскольку его хозяином был ветеран Великой Отечественной Александр Андреевич Солопов. В одной из старых статей удалось даже найти цитату бывшего владельца: «Я живу в этом доме с 1952 года. В городе за железной дорогой у нас квартира, там живет дочь, а я практически все время здесь. Дом принадлежит нашей семье, а огород за домом – сразу нескольким владельцам (все – бывшие деревенские жители). Электричество в доме есть, воду берем из колонки, а газ привозит машина. Городского телефона нет».

В 2020 году Александр Андреевич скончался на 95-м году жизни, но принадлежавший ему дом все еще стоит. Надо полагать, что это, увы, вопрос времени, учитывая то, сколько стоит здесь земля или, например, квартиры в близлежащих новостройках. Так что стоит поторопиться, чтобы увидеть этот милый деревянный домик, возможно, доживающий свои последние годы, а то и месяцы.

Здание по-прежнему обитаемо, однако информацией о нынешних владельцах я не обладаю. Да это и неважно, ведь достаточно просто подойти к воротам, чтобы увидеть, что полноправными хозяевами данной территории стали ... коты! В карусели ниже вы можете увидеть несколько фотографий нынешних обитателей последнего дома бывшей деревни Матвеевское. Кстати, на двух фотографиях выше, если вдруг вы не заметили, коты тоже присутствуют:)

Да, конечно, все уже давно в курсе, что коты медленно, но верно захватывают мир, но, видя все новые доказательства мирового господства усатых мурлыкающих питомцев, не перестаешь удивляться:) Ладно, а если серьезно, я предлагаю и вам в свободное время совместить приятное с полезным: приехать и увидеть своими глазами этот заповедный уголок Москвы, постепенно поглощаемый «цивилизацией» (с одной стороны тут вырос гигантский микрорайон, а с другой пару лет назад проложили новую автомагистраль), а заодно и принести покушать местным котикам. Их здесь, кстати, не меньше семи. Уверен, они будут вам рады!

-23

P.S. Как видите, обладать частным домом в советской Москве было возможно. Для этого необходимо было либо обладать незаурядным талантом в области искусства [поощряемого властями], либо иметь определенные заслуги в деле построения социализма. Для «простых» людей, пусть даже защитивших в годы Великой Отечественной войны нашу Родину, исключения делались крайне редко, и они разве что подтверждают общее правило. Однако, факт остается фактом: частные дома в советской Москве существовали, пусть и в совсем небольшом количестве.

И на этом о советских частных домах Москвы на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Пожалуйста, подпишитесь на канал, и тогда вы не пропустите новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.