Привет, друзья!
Рад всех поздравить с Праздником Победы и, как принято в этот день, пожелать мирного неба над головой, счастья, спокойствия и оптимизма Естественно, сегодняшний пост также будет непосредственно связан с темой Великой Отечественной войны и памяти о ней. Мы посмотрим, каким образом увековечена память о Победе у нас в стране, а также за ее пределами.
Почти в каждом крупном российском городе есть свой Парк Победы, мемориал, посвященный великой победе, вечный огонь или памятник неизвестному солдату. Да что там в крупном, даже в маленьким селах почти всегда найдется памятник солдату или хотя бы неприметная стела с именами солдат, не вернувшихся с войны. О трех таких памятниках, неразрывно связанных друг с другом, мы и поговорим сегодня, а именно о волгоградской Родине-матери, Воине-освободители в берлинском Трептов-парке и магнитогорском памятнике Тыл ‒ фронту. Информация эта не нова, но я всякий раз обнаруживаю, что многие по-прежнему не в курсе, так что надеюсь, будет интересно!
Все из вас, вне всякого сомнения, знают о скульптуре «Родина-мать зовет!» в Волгограде, являющейся, пожалуй, главным памятник победы в Великой Отечественной войне в России, да и на всем постсоветском пространстве. Но данный монумент, даже производя крайне сильное впечатление сам по себе, будет восприниматься несколько иначе, если знать, что он является одной из частей триптиха (произведения искусства, состоящего из трех частей, в данном случае статуй). Двумя другими частями триптиха являются монумент «Тыл ‒ фронту» в Магнитогорске и памятник «Воину-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный в тылу, на берегу реки Урал, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде, призывающей своих сыновей встать на защиту, а затем опущен после Победы в Берлине.
При этом хронологически памятники устанавливали в обратном порядке, т.е. де-факто сначала Воин-освободитель опустил меч, потом Родина-мать его подняла, и уже только после этого тыл выковал его и передал фронту. Но обо всем по порядку.
Скульптура «Родина-мать зовет!», являющаяся центром композиции мемориала «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде была построена в 1967 году, став одной из самых высоких статуй мира, и даже сегодня оставаясь высочайшей статуей России и Европы. Монумент представляет собой собирательный аллегорический образ Родины, которая, подняв меч, призывает сыновей объединиться, для того чтобы разбить врага.
Чтобы подняться на курган к самому памятнику, необходимо пройти через Зал Воинской славы, круглое помещение без боковых окон с отверстием наверху. Внутри зала горит вечный огонь, выполненный в виде скульптурной руки с факелом. Надпись по периметру зала гласит: «Да, были простыми смертными и мало кто уцелел из нас, но мы все выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-родиной».
На создание монумента ушло 2400 тонн металлоконструкций и 5500 тонн бетона, а общая высота скульптурной композиции составила 85 метров вместе с мечом и 52 метра без меча.
Еще одним входящим в триптих монументов стал памятник «Воину-освободителю» на советском военном мемориале павшим в боях за Берлин в берлинском Трептов-парке.
При этом в Берлине памятников советским солдатам, как минимум три [по крайней мере, если говорить о крупных]. Первый, Мемориал павшим советским воинам в Тиргартене (на фото выше), находится в самом центре города, буквально в нескольких сотнях метров от Бранденбургских ворот и Рейхстага. Памятник был открыт менее, чем через полгода после победы, а на его открытии присутствовал сам Жуков. Второй ‒ Кладбище-памятник воинам Советской армии в народном парке Шёнхольцер-Хайде, напротив, находится на далекой окраине города. Объединяет их то, что оба они формально находились на территории Британского и Французского секторов Берлина, позднее вошедших в Западный Берлин. Возможно, это и было одной из причин строительства третьего масштабного памятника Воину-освободителю, ставшего центральным монументом мемориального Трептов-парка.
Трептов-парк был заложен еще в конце XIX века и был одним из первых берлинских парков, открытых для жителей города, что являлось новшеством для того времени. А в конце 1940-х именно он был выбран для создания самого крупного советского воинского мемориала за пределами СССР. Здесь, по официальным данным, покоятся останки более 7200 советских военнослужащих. Немцам, кстати, следует отдать должное: парк находится в идеальной чистоте. Все здесь до сих пор выглядит исключительно опрятно и благоустроенно.
Центром композиции парка является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, в другой ‒ спасенную им немецкую девочку. Считается, что прототипом бронзового воина стал реальный советский солдат Николай Маслов, участвовавший в штурме Берлина, во время которого он и спас немецкую девочку. Скульптор памятника Евгений Вучетич создавал монумент с десантника Ивана Одаренко из Тамбова, а для девочки позировала 3-летняя дочь коменданта советского сектора Берлина Светлана Котикова.
Во внутреннем помещении памятника, внутри постамента, находится панно, изображающее представителей различных народов, которые возлагают венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества».
Ну, и заключительным монументом, о котором пойдет сегодня речь, является памятник «Тыл ‒ фронту», установленный в 1979 году в Магнитогорске. Композиция памятника включает в себя две фигуры, рабочего и солдата. Рабочий смотрит на восток, в сторону Магнитогорского металлургического комбината, а воин на запад, туда, где и происходили основные боевые действия во время войны.
Кроме этого, в композицию входят стелы, на которых перечислены имена героев-магнитогорцев, принимавших участие в сражениях, включая и тех, что не вернулись с войны, а также каменный цветок-звезда из карельского гранита с вечным огнем внутри.
Высота памятника ‒ 15 метров, хотя смотрится он намного внушительнее. Для его установки на берегу реки Урал был возведен искусственный холм, высотой 18 метров. Это, кстати, объединяет три памятника ‒ все они установлены на искусственных курганах.
Фоном памятнику «Тыл ‒ фронту» символично служит Магнитогорский металлургический комбинат, расположенный на противоположном берегу Урала. В этом и кроется ответ на вопрос, почему данный монумент был установлен именно в Магнитогорске: на местном заводе из местной стали был сделан каждый второй танк и каждый третий снаряд, используемый советской армией в годы войны.
При этом мне нигде не удалось информации о том, что создание триптиха было изначальной целью скульпторов и архитекторов. Тем более что к моменту строительства магнитогорского монумента автор первых двух хронологически построенных памятников, Евгений Викторович Вучетич, уже скончался. Так что, возможно, изначально памятники в Волгограде и Берлине должны были стать диптихом, парным произведением искусства, а символизм заключался именно в противопоставлении поднятия меча Родиной-матерью в том месте, где и случился перелом в войне, и тем, что, дойдя до Берлина, Воин-освободитель данный меч опустил. Но памятников в итоге три, отсюда и, скажем так, расширенный символизм: работник оборонного завода в тылу передает солдату-фронтовику выкованный меч. Позднее этот меч поднимет вверх «Родина-Мать», сделав это том месте, где произошло одно из важнейших сражений всей войны. А в завершение «Воин-освободитель», дойдя до Берлина, опустит меч на свастику в Берлине, довершая разгром фашистского режима.
Ну, и позволю себе закончить еще тремя фотографиями из личного архива. Мне повезло увидеть вживую все три памятника. Сначала в 2013 году я побывал в Волгограде, спустя два года съездил в Берлин и еще через два года посетил Магнитогорск.
В целом самое сильное впечатление, конечно, производит Родина-мать, в первую очередь из-за своих масштабов, а также во многом благодаря символизму Мамаева кургана, духу стойкости и отваги, царящему в этом месте. Магнитогорский памятник не столь большой по размеру, но при этом смотрится не менее грандиозно и монументально. Ну, и наконец памятник в Трептов-парке еще меньше, что, впрочем, не мешает ему выглядеть красиво и гордо, спокойно и лаконично. Каждый из памятников хорош по-своему, а вместе они составляют законченную и очень логичную композицию, символизирующую мужество и несгибаемый дух наших предков, вставших на защиту Родины.
И на этом о памятниках победы на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно! И еще раз с праздником!