Сергей Балакин
Об исторической части города Дубай я рассказывал в предыдущей статье. Но помимо сухопутных кварталов, важной составляющей старого Дубая является его водная магистраль. Сегодня речь о ней.
Дубай Крик (или Хюр Дубай по-арабски) называют заливом, каналом и даже ручьём. Как ни странно, все эти противоречивые определения правильные. Даже если не брать в расчёт древние легенды, согласно которым нынешний Дубай Крик был рекой, начинавшейся где-то у границы с Оманом, то всё равно с этой водной артерией произошли удивительные метаморфозы. Когда-то это был узкий залив, похожий на ручей, уходивший вглубь примерно на 14 км и заканчивавшийся обширной заболоченной бухтой Рас-эль-Хор. Эта бухта с древних времён использовалась как естественный порт для небольших парусных судов и лодок. Но с конца 1950-х годов здесь начались дноуглубительные работы, и бывший ручей превратился в довольно широкий судоходный канал. А уже в нашем столетии солёное озеро Рас-эль-Хор соединили искусственным 13-километровым каналом с Персидским заливом в районе Джумейра Бич. И теперь Дубай Крик в виде подковы охватывает районы Бур Дубай, Даунтаун и часть Джумейры, превратив их в остров.
Дубай Крик. На схеме справа искусственная часть канала показана пунктиром:
В XIX веке на берегу Дубай Крика, тогда ещё ручья, поселились вожди племени Бани Яс и основали здесь династию Аль-Мактум. Сейчас на этом историческом месте находится восстановленная «Деревня наследства». Дубай Крик всегда имел важное значение. Даже мелководный, он был удобным портом для судов дау, перевозивших товары из Индии и Восточной Африки. Кроме того, здесь базировались многочисленные лодки рыбаков и ловцов жемчуга.
Архитектура примыкающего к каналу старого района Аль-Фахиди местами навевает воспоминания о Венеции:
Сегодня бывший ручей превратился во внушительный по размерам водоём. Восточная часть Дубай Крика имеет ширину от 200 до 1200 метров и глубину 6,5-7 метров. Здесь есть порт, через который проходит значительный объём грузов. Любопытно, что каботажные перевозки по-прежнему осуществляют дау. Несмотря на то, что теперь их движителем являются не паруса, а дизели, по конструкции суда остались такими же, как два-три века назад:
(Об арабских судах дау, оманских и катарских, я уже рассказывал здесь и здесь).
Дубай Крик отделяет район Бур Дубай и его исторический центр Аль-Фахиди от района Дейра, тоже весьма древнего и тоже имеющего статус центрального. С давних пор жителей обоих районов с берега на берег перевозили абры – простые по конструкции лодки, способные принимать до двух-трёх десятков пассажиров. Эти традиционные дубайские паромы активно используются по сей день:
Мы с женой не устояли перед соблазном прокатиться на столь экзотическом виде водного транспорта. Благо, стоит это удовольствие недорого: в 2018 году был 1 дирхам, сейчас 1 или 2.
Абра, на которой мы по диагонали пересекли канал, показалась мне экспонатом из позапрошлого века:
А привод румпеля руля – вообще петровская эпоха!
Всё-таки Дубай – это удивительный симбиоз самых передовых технологий и архаичных традиций. Вот такие реликтовые корыта здесь прекрасно уживаются с полностью автоматизированным беспилотным метро (о котором речь впереди), «Роллс-Ройсами», «Ламборгини» и невероятной ультрасовременной архитектурой!
Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай… Пассажиры абры, декабрь 2018 г.:
Паромный причал в Дейре, напротив Аль-Фахиди. На том берегу слева видна мечеть Бастакия, а правее – 70-метровый минарет Большой мечети, самый высокий в Дубае:
Помимо классических дау и абр здесь можно встретить стилизованные под старину экскурсионные суда:
А также современные пассажирские катамараны:
И, конечно, крутые яхты, куда ж в Дубае без них?
Все фотографии сделаны автором в 2018 и 2023 годах.
Предыдущая статья о Дубае здесь.
Продолжение следует.