Найти тему
КруиЗеро

Круиз за 18,5 т.р. Часть 12: Эль-Хасаб. Порт и дау

Сергей Балакин

Лайнер «MSC Opera» в порту Эль-Хасаб, январь 2023 г. Фото автора
Лайнер «MSC Opera» в порту Эль-Хасаб, январь 2023 г. Фото автора

Возможно, мне многие не поверят, но географические названия Эль-Хасаб и Мусандам я хорошо знаю с младшего школьного возраста. В детстве мне нравилось листать и разглядывать атлас мира, и карта полуострова Мусандам, принадлежащего неведомой стране Оман, навсегда врезалась в мою память. Наверное, она загипнотизировала меня своими невероятными очертаниями – изрезанными берегами и узкими извилистыми заливами. Почему-то очень захотелось когда-нибудь там побывать – в воображении возникали обезьяны-пальмы-баобабы и прочие райские кущи…

Много десятилетий спустя, в декабре 2017 года, мы с женой летели рейсом «Аэрофлота» с Мальдивских островов в Москву, возвращаясь из круиза по Индийскому океану на лайнере «Costa neoClassica». И вдруг я увидел в иллюминаторе вычурные очертания берегов и сразу узнал их. Да, это был полуостров Мусандам:

-2

Стрелками я отметил порт Эль-Хасаб и длинный извилистый залив – фактически фьорд, который считается главной достопримечательностью полуострова. Но о нём я расскажу в следующей статье цикла, а сейчас, как и обещано в заголовке, - порт и корабли.

Рано утром лайнер «MSC Opera» подошёл к порту Эль-Хасаб и лёг в дрейф. Даже когда совсем рассвело, он остался на прежнем месте:

-3

Порт Эль-Хасаб там, за волноломом:

-4

Всё это начало вызывать опасения. Неужели вчерашняя ситуация повторится? Правда, сегодня погода отличная, слегка веет утренний бриз… Почему же мы не заходим в гавань?

Тем временем солнце поднялось над вершинами гор и раскрасило берега в ярко-оранжевый цвет:

-5
-6

В столь же яркие цвета окрасились и стоящие на рейде грузовые каботажные суда дау (о том, что такое дау, - чуть ниже):

-7

Ещё один взгляд на порт – и тут мне всё стало ясно: наше место занято. У причала, к которому нам предстояло пристать, стоит военный корабль:

-8
-9

Мы торчим на рейде и ждём, когда освободится место. А военные не спешат. Неторопливо отдают швартовы, «разводят пары» и разворачиваются, укрыв бухту настоящей дымовой завесой:

-10
-11

Наше место нахально занял патрульный корабль (фактически катер) «Аль Бушра» - один из трёх единиц, построенных для ВМС Омана во Франции в 1995-1996 годах (водоизмещение 483 т, 2 дизеля MTU общей мощностью 8400 л.с., скорость 24 узла; вооружение – одна 76-мм пушка, два 20-мм автомата; экипаж 43 человека). Вот он гордо прошёл мимо нас, оставляя за собой длинный шлейф дыма:

-12

На дровах, что ли, его дизели работают?

А ещё мимо нашей «Оперы» промчался оманский полицейский катер:

-13

Временами он буквально выпрыгивал из воды, полностью оголяя днище:

-14

А почему бы, собственно, не прокатиться с ветерком? Катер - казённый, за топливо платить не нужно. У нас на Химкинском водохранилище точно так же гоняют эмчеэсники. А раньше – сотрудники речной милиции, когда у них были катера на подводных крыльях «Волга». Повадки у силовиков везде одинаковы…

Место у причала освободилось, и наш лайнер наконец вошёл в гавань. Абсолютное большинство судов, находившихся в акватории порта, относилось к типу дау:

-15
-16

Дау (или доу, dhow) – это общее название традиционных арабских парусников, архитектура и конструкция которых на протяжении многих веков остаётся практически неизменной. Единственное принципиальное новшество – замена паруса на механический двигатель. Существует множество модификаций дау: багла, бакара, бум, бадан, зарук, самбук, кариб, шуай, одам, данги, джахази… Впрочем, многие из перечисленных судов практически одинаковы, просто в разных регионах имеют свои местные названия.

Помимо грузовых дау (их фото уже было выше), есть небольшие рыболовные суда – такие, как это:

-17

Или это, с сетями, вывешенными для просушки:

-18

Но большинство дау – пассажирско-экскурсионные. У них палуба традиционно застелена коврами, на которых располагаются туристы:

-19

Подробнее экскурсионные дау я покажу в следующей части, посвящённой плаванию по здешнему фьорду.

Характерный пейзаж Хасаба: много антикварных судов, много автомобилей и исполинские отвесные скалы, со всех сторон окружающие город:

-20

Вы догадались, что за деревянная будка закреплена на корме дау? Правильно, это гальюн:

-21

А вот у этой пары дау гальюны открытые, проветриваемые, в виде кресла. Хм, прямо под одним из них – лодка. Для улучшения экологии гавани, что ли?

-22

Кстати, если вам интересно, откуда взялось слово «гальюн», то я уже рассказывал об этом здесь.

На этом снимке очень впечатляют горы, но обратите внимание и на передний план:

-23

Под навесом и вокруг него – огромный склад разных товаров. Вот вид в другом ракурсе, более наглядный:

-24

Это перевалочная база, что-то среднее между складом и мелкооптовым рынком. Из-за горного рельефа в провинции Мусандам с автодорогами дело обстоит неважно, и до многих деревень можно добраться только по воде. И логистика тут весьма своеобразна: товары сюда доставляют грузовые дау, затем перегружают на небольшие моторные лодки, которые и доставляют груз до конечных потребителей.

-25

Удивительно, как в богатом Омане, где миллиарды тратятся на озеленение, а у населения самый «бюджетный» автомобиль – «Лексус», передовые технологии уживаются с почти средневековой архаикой…

-26
-27

У меня есть два объяснения увиденному. Либо все оманские боцмана, шхиперы, амбалы и прочие биндюжники – «понаехавшие» мигранты, которых всё устраивает, так как обеспечивает их работой. Либо это государственная политика султаната Оман – сохранить традиции и уклад жизни некоторых категорий граждан.

Вот, перегрузили и повезли:

-28

А рядом с деревянными дау и по соседству с нашей «Оперой» пришвартовался вот такой скоростной катамаран-волнопрорезатель «Sawqrah», способный перевозить 106 пассажиров и 22 автомобиля со скоростью 40 узлов…

-29
-30

Все фотографии сделаны автором.

Предыдущая часть здесь.

Продолжение следует.