Найти тему

Женский удел. Часть 15

Лера не знала, догадывался ли Саша, что, устраивая в офисе эту отвратительнейшую сцену, он лишь отдалил от себя жену? Вечером он не приехал её встречать, и Лера добиралась до дома самостоятельно. Всю дорогу она боялась, что он караулит её возле подъезда, но и там Саши не было. Но расслабиться получилось только тогда, когда Лера закрылась в квартире.

Примерно в восьмом часу вечера ей позвонил Николай Геннадьевич. За всю историю отношений с Сашей его отец звонил ей всего раз или два. Он не особо любил болтать по телефону.

- Слушаю, – ответила Лера.

- Лера, здравствуй.

- Здравствуйте.

- Я думаю, ты догадываешься, почему я звоню.

- Если честно, совсем не догадываюсь. Но могу предположить, что это как-то связано с Сашей.

- Я только вышел от него, – сказал мужчина, тяжело вздохнув в трубку. – Лер, может, ты бы не мучила его?

- Я? – удивилась Лера.

- Ты бы видела его! Помятый, злой. Судя по состоянию, он весь день пил. Не помню, чтобы Саша устраивал такие попойки! Вокруг бардак, в холодильнике пусто. Пропадёт он без тебя.

- А я что, домработница? – грозно спросила Лера. – Няня? Надзирательница? Мама? Я женщина! Вместо того чтобы пить, привёл бы себя и своё жилище в порядок. Не безрукий! Или пусть любовницу позовёт, и та ему комфортные условия создаёт!

- Ну зачем ты так? – спросил Николай Геннадьевич. – Я его не оправдываю, но оступиться в жизни может каждый. Он раскаялся, пришёл к тебе, а ты его раз за разом отталкиваешь. Может, вам сесть вместе да поговорить по-человечески? А вместо этого ты его игнорируешь. Мужчине рядом нужна женщина, чтобы заботилась о нём. В конце концов, разве ты не хранительница домашнего очага? Разве это не ваш женский удел?

- Мы с Сашей уже говорили, – отрезала Лера. – Я была хорошей женой и хозяйкой. Но я не хочу терпеть унижение! Почему я должна прощать? Почему должна сейчас всё бросить и поехать утешать мужа? Наводить порядок в его квартире, убирать бардак, который он сам там и развёл? Он не думал о том, что причиняет мне боль! Не думал о том, что женат! Не уважал меня и мой труд. Сам факт измены отвратителен, но привести любовницу в дом и уложить на простыни, которые я постирала и своими руками отгладила! Я не вижу смысла продолжать этот разговор. Вы лезете не в своё дело!

- Разве твоя мама не принимает участия в твоей судьбе? Мы же родители и нам не всё равно, что у вас происходит в жизни.

- Моя мама прекрасно понимает, что я взрослый человек. И вам пора бы уже принять тот факт, что Саша взрослый человек и отвечает за свои проступки сам! Ему мало было того, что он уже наворотил! Сегодня ваш сын устроил отвратительный скандал прямо у меня на работе! Меня чуть не уволили! Я работаю в компании уже почти восемь лет, и ни разу не получала выговоров, даже устных! После такого мне с ним говорить уже не о чем. Да и с вами о нём я разговор вести не намерена.

Николай Геннадьевич помолчал, потом выдавил из себя «До свидания», и положил трубку.

Лера прокручивала в голове всё, что услышала. Получалось, что Саша так активизировался лишь потому, что у него в квартире, видите ли, бардак! «В какой момент я из любимой женщины превратилась в домработницу? Помнится, я была не против быть домохозяйкой, но после рождения Яши наши расходы увеличились, Саша взял машину в кредит, и мне пришлось выйти на работу. После того как мы с ним рассчитались, не было даже разговоров о том, чтобы я вернулась к ведению домашнего хозяйства! А ведь мы договаривались, что на работу я выхожу временно. Да, правы те, кто говорят, что нет ничего более постоянного, чем временное. Но хорошо, что я не ушла с работы. Теперь я хотя бы в финансовом плане независима».

Внутри Лера чувствовала вулкан страстей. Она отчасти понимала родителей Саши, но, на её взгляд, это было слишком низко с их стороны пытаться надавить ей на жалость.

«Куплю успокоительные, – решила она. – Хватит! Сама я под этим натиском с эмоциями не справлюсь. И завтра встречусь с Яной Викторовной. Уж больно её Елизавета Васильевна нахвалила! Сказала, отличный адвокат».

***

Саша ещё неделю после скандала в офисе и возле дома Леры не появлялся, не интересовался детьми. А потом снова сменил тактику. Доходило даже до угроз самоубийства под предлогом, что без любимой жены и жить незачем. Но Лера, как бы сильно ни удивлялась переменам в поведении мужа, была уверена, что ничего он с собой не сделает. Впрочем, ему хватило ума вести себя прилично хотя бы с детьми и не втягивать их в конфликт.

Развод получился откровенно грязным. Им пришлось встретиться в суде трижды, прежде чем их развели, а совместное имущество поделили. Саша тоже не стоял в стороне и нанял адвоката. И даже в самом деле попытался забрать детей себе!

- Зачем тебе это нужно? – спросила его Лера, когда они вышли после первого заседания. – У тебя же нет даже времени ими заниматься! Точнее, время-то у тебя есть, но когда ты его тратил на детей?

- Это мои дети, – спокойно и даже нахально произнёс Саша. – И я имею права сам их воспитывать. Ты вышла на тропу войны, а лишь защищаюсь.

- Какую тропу? Какой войны?

- А как это назвать? Я же просил, умолял тебя подумать, не разводиться. И сразу сказал, что так просто я тебе развода не дам. Но тебя приспичило развестись. И что же, ты будешь водить мужиков в дом, где живёшь с детьми?

Лера от такой наглости захлебнулась. Саша с каждым днём опускался в её глазах всё ниже и ниже.

- А ты? Даже будучи женат, ты привёл в дом любовницу! В дом, где жили твои дети! Да как ты смеешь мне что-то говорить? Как смеешь меня ставить с собой на один уровень?

Она бы вцепилась ему в лицо ногтями, так сильно переполняли её эмоции, но Яна Викторовна решительно увела её.

- Терпи, – шепнула она.

- Да почему я должна такое терпеть? Кто дал ему право так со мной разговаривать?

- Мужики не умеют проигрывать. Запомни это. Я уже столько разводов пережила в своей практике, что могу уверенно сказать: у вас ещё цветочки.

- Что может быть хуже этого? – спросила Лера.

- Ну, например, одну мою клиентку муж обвинил в злоупотреблении наркотическими веществами. И даже купил справку, подтверждающую это. Ничего, мы доказали, что всё обман. Или другой случай: муж, поняв, что жена выиграет суд, быстро перевёл все свои средства на счета родственников.

- Но почему они так себя ведут? – вдруг задумалась Лера.

- Ой, не ставь всех в один ряд, – махнула рукой Яна Викторовна. – И благородных много! От них жена уходит, так скажем, по собственному желанию, а они ей имущество своё оставляют, обеспечивают. А был случай и прямо противоположный, буквально недели три назад. Там девочка замуж выскочила и уговорила мужа, что им в однокомнатной квартире тесно. Тот продал свою жилплощадь, взял ипотеку и купил им трёшку.

- И что?

- Слушай. Девица эта через год подала на развод с самой смешной формулировкой! Сказала, что муж не разделяет её душевных терзаний и у них нет ментальной связи! Подала в суд и отсудила половину квартиры, хотя сама ни копейки в неё не вложила. Теперь она обладательница собственной однокомнатной квартиры, а он продолжает выплачивать ипотеку.

Лера округлила глаза. Истории казались ей дикими, но злость прошла. Как бы низко ни пал Саша, до дна ему было ещё падать и падать.

- Успокоилась? – спросила Яна Викторовна. – Вот и отлично. Не переживай, в твоём случае всё пройдёт не так быстро, как хотелось бы, но гарантирую, что в твою пользу. Жилплощадь у тебя есть, работа тоже. И зарплата пусть немного, но выше, чем у Александра. Несомненным преимуществом выступает и то, что ты мать. Не переживай больше не секунды!

- Я постараюсь, – кивнула Лера. – Но дети в любом случае у нас общие. И даже не знаю, как мы будем воспитывать их дальше.

- Поверь моему опыту: после развода, пусть не сразу, но страсти утихнут. Через годик уже будете в приятельских отношениях. Ты посмотри на Александра! Он же просто ребёнок, у которого отобрали любимую игрушку! Все его потуги не более, чем обида. Он кричит много, говорит много, но ничего существенного не делает. Просто пакостит по мелкому.

Лера смотрела на Яну Викторовну с изумлением. Та видела ситуацию совсем не так, как она, и была спокойна, уверена в себе и в благоприятном для её клиентки исходе дела. Это Леру очень поддерживало. И в пятницу, 18 июня, она получила развод. Ей казалось, что в столь долгожданный момент она почувствует облегчение, свободу, но ничего этого не было. Была пустота, которая воцарилась в душе, когда боль разлуки поутихла.

Заранее, словно чувствуя, что будет не в порядке, Лера отправила детей к маме. Те и сами просились: из-за продолжающегося ремонта, занятости мамы на работе, они скучали в городе. Яша, правда, ходил в поселковый лагерь, Катя в садик, но с 20 июня тот закрывался на ремонт. Вот Лера и рассудила, что лучше им побыть вдали от событий, наслаждаться летом и свежим воздухом.

В первое утро после развода Лера проснулась совершенно разбитая. Она проплакала в подушку до утра, не выспалась и хотела только одно: выключить всё, что чувствует. Нажать на кнопку и стереть приятные и неприятные воспоминания, потому что и те и другие причиняли ей боль.

Тем временем субботнее утро встретило её солнцем. И это было особенно приятно, потому что всю неделю было пасмурно, и то и дело шли дожди. Лера села у окна с чашкой кофе и тоскливо смотрела на улицу. Лучи солнца попали ей на лицо. Казалось, что они её гладили, утешали.

«Даже погода решила меня подбодрить, – подумала Лера. – Нет, не буду плакать. Хватит! Достаточно оплакала наш неудавшийся брак. Хотя почему неудавшийся? У меня есть двое замечательных детей».

Она сделала большой глоток кофе и задумалась на другую тему. Впереди два выходных. Два свободных дня. И чем бы заняться? В деревню ехать решительно не хотелось.

Лера прошлась по квартире. Она успела отремонтировать большую комнату. Это помогало ей отвлечься от грустных мыслей. Теперь в квартире всё было так, как она и хотела. В большой комнате она сделала нишу для своей кровати, отгородив часть комнаты раздвижными перегородками. В закуточек влезла кровать, небольшой столик, узкий шкаф и полки с милыми вещицами. Остальная часть комнаты служила гостиной: здесь стоял диван, висел телевизор. Большое трёхстворчатое окно было новым, а к нему Лера заказала широкий подоконник из натурального дерева. Стоил он дорого, но ей страшно хотелось сделать именно его именно таким. Рядом с ним она поставила мягкие стулья, и теперь его можно было использовать, как стол. Катя полюбила здесь рисовать. Ближе к стёклам стоял узкий ящик с фиалками, которые радовали глаз и добавляли уюта в общий облик.

Лера чувствовала себя здесь комфортно. Да, это всё – большие расходы, долгий и тяжёлый труд. Но это целиком и полностью её дом. Она подошла к столу-подоконнику и села на стул. Ей захотелось провести день в своё удовольствие. Дня два назад ей написала Настя, подруга со школы, и поинтересовалась, почему она больше не приходит к ней на массаж. Год назад Лера ходила регулярно: от сидячей работы, часто в неправильных позах, у неё ныли шея и плечи. Потом она стала переносить сеансы или вовсе отменять. Загрузив себя домашними делами, она как-то постепенно бросила некоторые свои привычки.

«Схожу к Насте, потом с ней выпьем кофе… Может, на маникюр ещё записаться? И в магазин неплохо бы сходить. Куплю себе новое платье. Ничто не поднимает так настроение, как покупка платья! Тогда и причёску новую нужно сделать. Может, вообще волосы покрасить?»

Лера вскочила и побежала на кухню за телефоном. Она стала звонить, писать и записываться в салон и к Насте в массажный кабинет. Всего через полчаса, она вылетела из дома, а вернулась только в седьмом часу вечера в новом платье, с новой причёской, красивым маникюром и абсолютно довольная собой и жизнью.

- Лер, ты как? – позвонила ближе к ночи мама.

- Хорошо.

- Точно?

- Мам! – рассмеялась Лера. – Я провела день отлично. И настроение у меня замечательное.

- Просто вчера у тебя был убитый голос…

- Вчера пусть останется вчера. Было и было. Сегодня я себя обновила. Сменила прошивку.

- Как заговорила! Я рада это слышать. Саша не звонил?

- Нет. Вчера, после развода, он сказал мне, что я ещё пожалею о своём решении. Но сегодня он не объявлялся. Оно и к лучшему. Знаешь, о чём подумала?

- О чём же?

- Помнишь, ты мне как-то недавно говорила, что женский удел – терпеть и ждать?

- Помню.

- Так вот, я не согласна. Женский удел – был счастливой. Сама с собой рассуждая, я подумала, что женщины сегодня, в своём большинстве самодостаточны. Мы сами работаем, нередко зарабатываем не меньше мужчин. Мы ведём хозяйство. Нет, конечно, Саша мне помогал, но всё равно основные заботы лежали на моих плечах!

- К чему ты клонишь? – осторожно спросила мама. – Я слышу в твоих словах нотки феминизма.

- Нет, я не об этом, – беспечно ответила Лера. – Я про то, что выходить замуж нужно тоже с умом. Не ради того, чтобы муж просто был, а за надёжного человека. Мне не хватает в жизни опоры. Чтобы человек рядом был и помощником, и советчиком. И самым настоящим другом. Чтобы в тяжёлые моменты жизни, мне нужно было всё решать самой! Чтобы можно было снять с себя часть проблем и меньше переживать. Наши женщины такие грустные, забитые, потерянные! А должны быть просто красивыми и счастливыми.

- Пусть на твоём пути попадётся настоящий мужчина, – пожелала мама.

- Мне пока хорошо одной. Стало меньше забот, откуда-то появилось время на себя. И потом, мне нужно заново себя узнать. Разобраться в себе. И даже полюбить новую меня. Как кто-то другой сможет полюбить меня, если я сама себя не люблю?

- Хорошо сказала, Лера, – вздохнула мама. – Ты умнее меня, мудрее. Я до твоих выводов шла всю жизнь. Но всё будет хорошо. И я в этом не сомневаюсь.

Они ещё поговорили, но больше тему личных отношений не затрагивали.

***

Всё лето Лера посвятила ремонту в оставшейся части квартиры. Ремонт шёл медленно, Ромку к делу она почти не привлекала. Тот женился, и они с Леной махнули на месяц к морю. Да ещё и работы стало много: строительный сезон, как-никак. Яша уехал в лагерь, потом, вместе с Катей, он провёл месяц у бабы Нины в деревне, куда Лера приезжала регулярно, просто чтобы отдохнуть от ремонта.

В августе Яшу и Катю повезли на море Наталья Игоревна и Николай Геннадьевич. Они отправились на машине в Сочи. Саша с ними не поехал, но и к Лере в тот месяц не приезжал и не звонил. После развода его активность падала на глазах. Он лишь иногда капал ядом в сторону бывшей жены, но Леру это уже не задевало. Но когда Саша вдруг стал снова вежлив, перестал сыпать колкостями, она поняла: на горизонте бывшего мужа появилась очередная девица. Причём поняла на интуитивном уровне. Но спрашивать или выяснять не стала. Зачем? Спустя месяцы она ещё чувствовала боль, иногда даже упадническое настроение, но приняв решение, упорно шла по выбранному пути. С каждым днём становилось легче. Пусть по капле, пусть! Главное, медленно, но верно Лера шла к внутреннему выздоровлению.

Дети, казалось, тоже привыкли к тому, что родители живут отдельно. Просить вернуться к отцу, они престали. Их новая комната им нравилась, во дворе появились новые друзья. Кроме того, некоторые друзья Яши по школе оказались теперь ближе. Новая жизнь не была такой страшной, какой Лера рисовала её в своём воображении, когда уходила от мужа.

Перед Новым годом мама Леры неожиданно, не сказав никому и слова, вышла замуж за Петра Ильича. Уже после росписи, те собрали детей и внуков и объявили, что стали мужем и женой. Также быстро и неожиданно женился Саша. Ещё осенью он заводил пару раз пластинку, чтобы Лера его простила и вернулась, а в декабре сообщил о готовящейся свадьбе.

- Ну ты же без обид, что тебя не приглашаю? – беспечно спросил он. – Наташенька сказала, что ей будет неприятно видеть бывшую на свадьбе. А детей мама моя захватит. И это… Мы решили, что пусть дети ко мне не чаще, чем раз в месяц приходят. Наташеньке так комфортнее будет. Но если что, я могу сам к ним приезжать ненадолго. Ладно?

- Ладно, – сказала Лера. Дверь в Сашину жизнь для неё не просто окончательно закрылась, но была заложена кирпичами. Конечно, немного переживаний ей весть о скорой женитьбе бывшего мужа доставила: было неприятно, что Саша так быстро нашёл ей замену. Но слёз уже не было, и постепенно Лера смирилась с новостью.

Она нашла свой женский удел: радоваться жизни, быть спокойной. И старалась в каждом дне находить повод для счастья. Искать себе нового мужчину и скоропостижно выходить замуж, Лера не собиралась, но была уверена, что тот самый любимый и любящий сам окажется на её пути.

И мимо своего счастья она не пройдёт.

Конец.

Напоследок скажу: никогда никого не слушайте, кроме себя и своего сердца. В семейных отношениях советчиков быть не должно. Принимайте решения взвешенно, и помните, каждый человек сам строит свою жизнь. Всем спасибо!

Если вам нравятся мои рассказы, вы можете поддержать (или поблагодарить) меня донатом на карту 5599 0020 0897 2392 (Юмоней).

Если вам понравился рассказ, рекомендую: 👇