Писать о крупных мегаполисах дело неблагодарное. Лучше выхватить нечто интересное из общего контекста, добавить личные впечатления.
В каждом городе есть артерия, дающая ключ к пониманию того , чем живёт город и кто те, кто его населяют. В Монреале много значимых улиц. Все они связаны с историей города, людьми, посвятившими часть своей жизни его развитию.
Sherbrooke - вторая по длине в городе , протяжённостью 31 км , с выдающимися зданиями, такими как " Le Château", особняками нуворишей 19 века, университетом, лучшими в городе гостиницами , в том числе исторической Ritz.
Но не это определяет её сущность. Эта оживлённая прямая устремляется вдаль, наполняя окружающий мир культурой.
Не догадывался лорд Джон Шербрук, политический и военный деятель, оставивший яркий след в истории Канады, что улица, названная в его честь, станет местом сохранения высоких художественных ценностей, великолепных профессиональных галерей и музеев.
2 павильона из 4 Montreal Museum of Fine Arts расположены на улице Sherbrooke.
Павильон Jean Noel Desmarais спроектирован выдающимся архитектором современности Moshe Safdie в 1991 году. Так же как и его " визитная карточка" , Галерея Искусств в Оттаве, - эта работа узнаваема сразу : огромные световые пространства, перспективные виды на город и небоскрёбы, использование " тёплых" материалов, таких как дерево, и" холодных "- стекло,бетон, металл; удобное расположение залов, их плавная " текучесть" , сочетание классических интерьеров и супер современных решений, великолепная подсветка картин и скульптур.
Автоматические двери первого этажа открываются в мир импрессионистов. В 1897 году Клод Моне проживал в Нормандии, работая одновременно над несколькими полотнами. Видимо так родился его шедевр " Скала в Rourville ранним утром". Giverny становилось неоднократно убежищем для художника и его второй супруги Алис. Здесь он создал свою самую знаменитую коллекцию работ с лилиями на воде.И , конечно, он любил путь от своего сада к дому, запечатлённый на холсте в 1900 году.
Его последователь Camille Pissarro набросал скупой кистью покой реки и повседневную жизнь недалеко от Руана.
Альфред Сислей увидел в простоте пейзажа красоту приближающегося угасания природы на берегу Сены. Этот гений полутонов готовил себя к карьере бизнесмена в Лондоне, сбежал по наитию души в Париж, где был принят в Школу изящных искусств.
Какой же серьёзный музей,претендующий на мировую славу, обойдется без картин Поль Сезанна. В 1866 он сделал свою первую ландшафтную работу и посвятил ее любимому Провансу.
Огюст Ренуар. Ещё ребёнком я любовалась портретом девочки в прелестной шляпке на советской марке.
Тогда родилась моя страстная любовь к картинам Ренуара. Слёзы восторга накатились , когда в реальности смогла созерцать портрет.Теплота цветовой гаммы с оттенком охры завораживает. Невозможно оторвать глаз от изящного поворота головы, нежного взора ребенка. Таинство картины в ее магической силе.
Радует и скульптурная проба Ренуара. Бронзовая Venus Victoriaus. Несколько неожиданное решение автора. Вероятно , влияние 1914 года. Первая мировая.
Огюст Роден нашёл своё достойное место среди шедевров импрессионистов: " Сирены" и "Мыслитель".
Скульптор впервые представил свои работы в 1889 году на выставке " Моне-Роден" в Париже. Поющие" Сирены " стали столь популярны, что мастер сделал 18 копий,- четыре в мраморе, - и первая из них хранится в Монреале.
Зал божественных импрессионистов дополняет Edgar Degas ," перетекает" с его " Женщиной сидящей на балконе в театре" в залы с произведениями Матисса, Фламинка, Пикассо, Миро, Дали.
Матисс неоднократно посещал Французскую Ривьеру, в основном Ниццу, где уловил " содружество" солнечного света и голубизны моря в 1917 через открытое миру окно. Картина " seated women, back turned to the open window".
Эксперименты Пикассо и пробы себя в разных жанрах отобразились в работе " Dove at the Dormer plate".
Тоже самое можно сказать и о представителе немецкого дадаизма и сюрреализма Макс Эрнсте.Он развил Уникальный подход, перемещая части физических предметов на бумагу или полотно, или воплощая их в фигурах людей и животных.Статуэтка, комбинирующая геометрические фигуры и нечто вроде маски ,- результат его творческого содружества с французским ювелиром Francois Hugo. Называется " Man".
" Я использовал вещи, которые нашёл.Я их раскладывал на полу и выбирал одну или другую"- так пояснял Миро свою систему работы. Бронзовая скульптура " The Bird nests in Bloom fingers"- , наверное, наглядный пример и подтверждение вышесказанного.
Движение к истокам. Так можно обозначить построение основной экспозиции музея. Плавно, неспеша, с удовольствием...
От Антонио Пеллегрини с венецианским рококо к натюрмортам голландцев, от рождённого в Германии Hans Hollbein с портретом Erasmus, до поздней работы Рембрандта " Портрет молодой женщины" , выполненный в" скупой " чёрной гамме тонов, что ещё больше подчеркивает мастерство художника: при минимальных средствах выразительности добиться тонкой психологической подоплёки.
Не хочется утомлять читателя бесконечным перечислением достоинств.Может быть правильнее перечислить имена тех, кто внёс бесценный вклад в мировое художественное развитие и сподвиг тысячи продолжить их дело.Имена тех, кто своим талантом восхищает новые поколения, далёкие подчас от культуры в классическом понимании этого слова.В залах музея много молодежи. Думаю, что не всё из экспонируемого доступно их пониманию.Тем не менее приятно наблюдать за тем, с каким любопытством рассматривают " интернавты"предметы французского фарфора, уникальные вещи, принадлежавшие Наполеону, декоративные часы с читающей девушкой, дичь на картинах средневековых художников.
Наверное молодым ближе картина John Macallan Swan с белыми медведями, аутентичные перчатки и сапоги французского императора, его посмертная маска, скульптура Claudio Parmiggiani 1943 года " Венера Монреальская" с бабочкой в стиле ню.
Есть в этом музее культурное богатство для всех и каждого. В этом его ценность. Демократичность , открытость, доступность.
С трудом отрываюсь от произведения James Tissot " Октябрь": элегантный корсет, лёгкий флирт по моде, приподнятый край длинной юбки с изящной ножкой.
Ещё раз возвращаюсь к шедевру Pieter Bruegel "the Younger" 1620 года с контрастными сценками из реальной жизни - на фоне умиротворенной церкви фигуры подвыпивших селян, жёнки с озабоченным мужем; меч в его руке , странные сучки деревьев, расколотый ствол, столб , - намёк художника на сексуальные символы эпохи .
Залы третьего этажа , в том числе с представителями Северного Возрождения, утомляют. Тёмные, с чёрной драпировкой стен , чтобы оттенить сущность изображаемого, подчеркнуть глубину красок. Поэтому выбираюсь в просторный холл. Яркий свет зимнего морозного дня завоевывает пространство. Контраст, как на картинах Брейгеля : небоскрёбы снаружи, крыши домов, замысловатые силуэты делового города и маленькие фигурки спешащих людей где - то там...
Контрасты жизни, без которых невозможна сама жизнь. Искусство, неразрывно связанное с жизнью. Именно в этой круговерти оно черпает вдохновение.
Юлия Семибратская Волгина
Монреаль, Канада
ноябрь 2022