Эта картина моментально стала культовой из-за необычного красного коня. Шел неспокойный 1912 год, ощущение войны было почти физическое, как наступил 1914 год картину объявили предвестником Мировой войны, самой кровопролитной за все предыдущее время. Когда по стране происходили революционные восстания, а в 1917 разразилась революция, картину объявили уже предвестником революции. Сам художник был совершенно не против такой интерпретации, он допускал неосознанность в своем шедевре, и даже произнес такие слова: "Так вот почему я ее написал".
Возможно действительно Петров-Водкин по наитию чувствовал приближение революции, но, по всей видимости, он просто писал сцену купания лошадей. Но такого цвета у лошадей не бывает. Есть предположения, что изначально конь был гнедой, но после ознакомления с новгородской школой иконописи, художник изменил цвет на огненно красный, как на древних иконах. Но не только. Такой однотонный цвет, без бликов, без переходов и общий минимализм деталей в картине был принят у импрессионистов Гогена и Матисса, творчеством которых Петров-Водкин интересовался, тем самым соединив древнерусскую иконопись с западным модерном.
Стиль "Купание красного коня" сложно определить однозначно, Петров-Водкин писал в своем собственном вполне узнаваемом стиле. По сути картина является жанровой сценкой из жизни коноводов, но признаки модернизма, а именно символизма, безусловно, на лицо. Обращает на себя внимание сферическая перспектива, созданная водоемом, окаймленного розовым песком с округлыми кустарниками. С левой стороны сферическую линию придает изгиб шеи белого коня. Сферическая перспектива выдержана не только формой, но больше цветом. Сам художник говорил, что использовал «построение формы цветом» по методу Сезана. Цвета монохромные, без переходов.
Интересен в картине прием одновременного вида с боку (красный конь с всадником) и вид сверху (само озеро), при котором линия горизонта отсутствует. Бытует мнение, что данный прием появился от впечатлений детства, когда на его глазах убили человека и он видя это событие сбоку, потом убежал на высокий холм, чтоб рассмотреть место происшествия получше, тем самым видя уже ситуацию сверху.
Картина была написана в сложные времена для художника, художества которого подвергались нещадной критике. По сути это был последняя попытка для Петрова-Водкина, если бы картина не имела успех, он бы закончил свою художественную деятельность. Но картина вызвала огромное количество споров и тем самым стала в одно мгновение очень популярной. Картина воспринималась чем-то огромным и значимым, что входит в современную жизнь. Круп коня увеличен по сравнению с мордой, что говорит о грандиозности грядущего (идущего), ноги коня вне краев картины, то есть заходят за рамки окружающего мира и распространяется более широко. От копыта идут зеленые волны, что создает ощущения большой силы, большого влияния. Мальчик не похож на деревенского, он утончен, благороден, на его лице печать ума и серьезности, именно он управляет этим конем-богатырем и это интригует и дает надежду на лучшее. Так же бескомпромиссный красный цвет почти во все полотно создает чувство величия и предчувствия решительных перемен. Попадание в исторический момент перемен в России и обеспечило успех картины.
Создание картины ничем не примечательно. По письмам родственникам, по автобиографической повести, воспоминаниям и по сохранившимся наброскам легко проследить хронологию написания картины. Летний отдых 1912 года Петров-Водкин с женой проводил сначала в гостях в Хвалынске, где создал эскиз мальчика на еще только воображаемом коне, позднее приехав в свое имение в Саратовской губернии, он писал коня и купание. На творческом вечере в 1933 году он вспоминал: "В деревне была гнедая лошадёнка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купанье. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял всё больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость". Вернувшись в Петербург осенью, он закончил картину, и именно тогда предположительно произошла трансформация гнедого коня в красного.
Картина была написана в нескольких вариантах. Первый вариант сохранился только на черно-белой фотографии, сделанной в сентябре 1912 года Натальей Грековой, ученицей художника. Этот вариант был или уничтожен или переписан самим автором.
Примечательно, что в рассвет революции картины в самой России не было. В 1914 году картина экспонировалась в Швеции, и осталась там из-за Первой мировой войны. Добиться выдачи картины на родину смогли родственники художника только в 1950 году. Она была продана в частную коллекцию, а в 1961 году подарена Третьяковской галерее.
Как бы то не было, Петрову-Водкину с такой картиной был пропуск в новом созданном государстве, он был приглашен стать профессором в новой Академии Художеств, первым из художников получил звание деятелем искусств Советского Союза, занимал видные должности. Умер в 1939 году от туберкулеза.
В заключении, два факта из жизни художника. Откуда такая интересная фамилия. Ее, оказывается, отец художника получил из-за страшного алкоголизма уже своего отца Петра. В то время после отмены крепостного права формировались фамилии у бывших крестьян, а простых людей из народа нарекали по имени отца Петр - Петров сын.
Петров-Водкин стал художником совершенно случайно. Он планировал поступить в железнодорожное училище, но провалился. По дороге домой после этого печального события он случайно увидел объявление о наборе в художественную школу, он попробовал в нее поступить и его взяли. И это позволило, несмотря на существующую критику, обогатить русское искусство такой яркой и неординарной картиной.
И последнее. Эта картина - отличная идея для подарка!