1. Генуэзская крепость Каффы
Над Феодосийской бухтой, прямо на склонах крутого Карантинного холма, будто раскрытая пасть грозного когда-то, но поверженного дракона, громоздятся обломанные зубцы полуразрушенных башен. Когда-то эта крепость вселяла священный трепет своим величием и устрашала врагов. Возведенная генуэзцами еще в 1340-х годах в «Богом данном городе» она обладала сразу двумя линиями обороны. Кроме внешних стен у нее имелась цитадель в окружении мощнейших укреплений. Они были сложены из прочнейшего мраморовидного известняка, усиленного двенадцатью башнями.
11-метровый стены крепости обладали шириной в два метра, а наружная каменная защита опоясывала Каффу на протяжении 5,5 км. Покой граждан надежно охраняли три десятка сторожевых башен. И у каждой из них было свое собственное имя – то в честь консула, то в честь какого-то из римских пап. Было у крепости и свое «сердце». Город. В нем было и здание суда, и дворцы епископа, консула, казначейства. Каффа – процветала. Ведь она была торговым узлом. Точнее – воротами. Через нее везли горы золота в Европу. Как и зерно. И - драгоценные камни, конечно.
2. Крепость Сюйрень
На мысе Куле-Бурун, над Бельбекской долиной, посреди сети из ветвей вековых дубов виднеется, будто осколок затерявшейся луны, башня. Только она, да потонувшая в зарослях стена остались от того, что некогда было свидетельством византийского величия. Сюйреньская крепость. Только самый изощренный турист добирается сюда и находит свое, только одному ему известное удовольствие в лицезрении замшелых камней. Даже историки не могут точно сказать, когда же была построена Сюйреньская крепость.
Только - гипотезы, только – предположения. Вероятно, ее возвели византийцы в VI–XII веках. Она могла выполнять функцию форпоста союзников - княжества Феодоро. 12-метровый двухэтажный донжон, напоминающий корабельный нос, и сейчас будто рассекают темную зелень лесной чащи, и – по старой памяти, как в летаргическом сне, несет свой молчаливый дозор. Историки сходятся во мнении, что крепость охраняла долину реки Бельбек и подступы к Мангупу с двух направлений – северного и северо-восточного.
3. Калос Лимен
Рядом с поселком Черноморское на западе Крыма находится «прекрасная гавань» – древнейшее поселение Калос Лимен. Завоеватели с незапамятных времен зарились на Лимен. А как иначе – прекрасное расположение, плодороднейшие земли! Крепость-город была основана эллинами в IV веке до н. э. В конце IV столетия до н. э., поселение было захвачено очаровавшимися соседями – херсонеситами.
Потом на изобильный Калос-Лимен стали претендовать скифы. Неослабевающая угроза со стороны внешних врагов заставляла строить жителей гигантские оборонительные стены. Так и возникла у самого берега залива многобашенная цитадель.
Главным ее бастионом стала окаймленная поясом из камня вышка высотой в 16 метров. Напоминающая загадочную пирамиду, возведенную древними атлантами, она будто бы врезалась в облака.
Такой величественный и грозный оборонительный пункт, укрепленный камнеметальными орудиями, защищал город и моря, и с суши. Но использовался он не только для защиты и устрашения. Еще он служил маяком. И даже … хранилищем еды.
Но даже толстых стен и камнеметальных установок оказалось недостаточно. Во II веке до н. э. скифы добились своего. Впоследствии город-крепость стал одним из важнейших портов Позднескифского государства.
4. Неаполь Скифский
Та самая крепость, которую нашли … случайно. В 1827 году – год основания Симферополя – крымчане с большим энтузиазмом стали возводить будущий административный центр полуострова с помощью всего, что только попадалось под руку. В расход пошла деревушка Керменчик, которая располагалась на Петровских скалах. Однажды с одной из груженых строительным материалом повозок, известный поклонник древностей Александр Иванович Султан-Крым-Гирей заметил … изображенного на камне всадника. Опытный Александр Иванович не стал терять ни минуты и потратил все свои деньги на то, чтобы выкупить загадочный камень с барельефом. После этого он отправился прямиком к директору Одесского музея – Ивану Бларамбергу.
В итоге выяснилось, что воин, высеченный на камне был вовсе не простым воином. А царем Скилуром! После этого историки выяснили, что название крепости, некогда стоящей на Петровских скалах - Неаполис (Неаполь).
О ней идет речь в херсонесском декрете II века до н. э.
Как так вышло, что усыпальницу высокородного покойного, с железным шлемом, переломанным надвое кельтским мечом чуть не пустили на расходные материалы… Да вот так! Ибо беспощадно бесконечное дыхание времени! Вот и Неаполь, бывший в прошлом доказательством царского величия, разделил судьбу себе подобных. Вероятно, произошло это в 110–108 годах до н. э., – времени, когда бушевали Диофантовы войны. Крепость пала под беспощадным натиском понтийского полководца. Город разграбили и сожгли.
5. Каламита
Рядом с поселком Инкерман – прямо на возвышении скалы – расположилась крепость Каламита. «Камышовая крепость» - именно так переводится ее мелодичное название с древнегреческого. Свое – совсем не грозное – название Каламита получила из-за камыша-водохлеба, который густо порос весь восточный берег реки Черной.
В VI веке крепость выполняла важную задачу – защищала Херсон от захватчиков с севера. Византийцы расположили близ отрога Мекензиевых гор, с юго-западной стороны величественной Монастырской скалы.
Шестибашенная Каламиита также укрывала местных жителей от постоянных набегов кочевников, а после пришествия хазар на полуостров крепость… и вовсе перестала существовать! И вот, через сто лет она снова появляется на страницах истории, только, как и положено возродившемуся Фениксу – под новыми именами. Каламия, Хазария… Все это о ней, только уже совершенно новой – реконструированной мангупским князем Алексеем. Теперь обновленная и величественная крепость была призвана беречь жемчужину княжества: единственный порт - Авлиту.
Фрагменты статьи из Крымского познавательного журнала "Полуостров сокровищ", выпуск №35.